Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 23:44, доклад
Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый эмпирический материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание.
Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это — неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто — путем проб и ошибок и потому — иногда успешно, а иногда — с большими издержками.
Зарождение начальных элементов этнопедагогических знаний относится к периоду родоплеменных общностей. Обобщение этнопедагогических знаний на этом этапе происходило в произведениях устного народного творчества: сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, а также в традициях, обычаях, обрядах и т.д.
Племена были первой в истории человечества этнической общностью. Традиционная педагогическая культура племен уже включала в себя достаточно отработанные цели и идеалы воспитания, методы, средства обучения и воспитания. Целенаправленно формировались также эт-нопедагогические знания: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях. Молодежь знакомили с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы даже ценой своей жизни; об уважении предков; необходимости быть достойными их и др.). Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя их соплеменниками, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих сородичей — все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения и этнического самосознания. Прослеживается тенденция этнизации народного воспитания, способствующая формированию самосознания и самобытности детей и молодежи. Воспитание пополняется элементами этнического содержания. Например, идеалы харизматических и культурных героев наделяются чертами, наиболее характерными для этого племени; вводятся специфические обряды посвящения во взрослую жизнь, выявляющие готовность защищать свое племя, зачастую включающие испытания на способность переносить физическую боль; своеобразные, приобретающие этническую окраску системы военно-физической подготовки и др. Вместе с тем целенаправленно формируются такие нравственные качества личности, как готовность защищать свою землю, свой народ, преданность своему племени, мужество, отвага, стойкость.
Археологические исследования свидетельствуют, что примерно в IV тысячелетии до н.э. возникли шумерские города-государства Аккад, Вавилон, Ассирия. Их населяли крупные этносы со своей неповторимой культурой. Постепенно происходила дифференциация этнопедагогического знания в соответствии с особенностями этнических культур. Формирующие государственные системы воспитания наследовали этнические характеристики, которые были развиты и усовершенствованы в новых условиях. Развитие письменности явилось важнейшим условием повсеместного распространения школ. Ранние государства использовали в них опыт традиционного народного воспитания для формирования у детей и молодежи этнического самосознания, чувства преданности своему народу, готовности защищать свою землю, мужества, смелости, стремления к сохранению территориального и государственного единства.
Наиболее ранними считаются письменные обобщения традиционного педагогического знания вообще и этнопедагогического в частности, приведенные в древних письменных памятниках: "Законах царя Вавилонии Хаммурапи" (1792— 1750 гг. до н.э.), "Законах Ассирии" (вторая половина II тыс. до н.э.), "Летописи ассирийского царя Ашшурбанипала" (669— 633 гг. до н.э.), "Книге притч иудейского царя Соломона" (965—928 гг. до н.э.) и др. Они позволяют составить представление об организации школьного образования, содержании и методах обучения и воспитания детей в учебных заведениях тех времен.
Обучение везде основывалось, прежде всего, на народных воспитательных традициях предков. Древние источники свидетельствуют о достаточно большом объеме существовавших в то время этнопеда-гогических знаний. Немало часов отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению обрядов и ритуалов. Можно сделать вывод, что первичные этнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще в первобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие исторические периоды.
Великие умы прошлого с большим уважением относились к воспитательным традициям своих предков. Изучая культуру народа, в том числе и педагогическую, они отбирали в ней все лучшее и включали в свои научные труды и повседневную педагогическую практику. Одним из первых мыслителей, занимавшихся изучением и обобщением народной педагогической культуры, был выдающийся китайский философ Конфуций (551—479 гг. до н.э.). Он обогатил этнопедагогику такими мировоззренческими и этическими положениями: незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущими поколениями; в целях достижения социальной стабильности и высокой нравственности общества и, прежде всего, молодежи, должна браться за основу накопленная в прошлом мудрость; в воспитании детей и молодежи необходимо следовать культурным традициям, прежде всего, своего, а затем других народов; основой принципов построения совершенного общественного устройства является гуманность, соблюдение ритуалов и обрядов и практическое воплощение нравственных норм в жизнь; основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков, а также изучение классических трудов; культура и традиции развивают заложенные в человеке качества в нужном направлении [2].
Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592— 1670 гг.) — гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позиций гуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт многих народов в области семейного и общественного воспитания детей.
И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.) - швейцарский педагог-демократ. Его учение значительно пополнило мировую педагогику многими прогрессивными идеями, в том числе и этнопедагогическими. Наиболее значительными из них являются следующие: разработка и научное обоснование демократической системы воспитания и образования детей трудового народа, с учетом многовековых народных воспитательных традиций; изучение и обобщение опыта народной педагогики в Швейцарии по вопросам семейного воспитания и подготовка на этой основе доступной для матерей методики обучения и воспитания детей.
К концу XIX в. зарубежные педагоги и ученые четко осознавали необходимость научного изучения традиционного воспитательного опыта своих народов и использования его огромного прогрессивного потенциала в воспитании детей и молодежи. В 30—40-е гг. XX в. этнопедагогика оформляется как междисциплинарная отрасль научного знания на стыке этнологических, антропологических и психолого-педагогических наук, чему способствует работа американских ученых М. Мид и Дж. Уайтинга, исследовавших традиционную бытовую культуру, брачные и семейные отношения, половозрастное разделение труда, половозрастной символизм, способы и формы социализации детей.
Первые научно-теоретические обобщения традиционного воспитательного опыта русского народа содержатся в письменном памятнике XI в. "Поучение князя Владимира Мономаха детям". Следование традиционному воспитательному народному опыту на Руси в повседневной педагогической практике и работе школ наблюдается до XVII в., однако далее четко обозначается тенденция отрицания всего русского, всего народного и предпочтения иностранного во всех сферах жизни, в том числе и в просвещении. В XIX в. передовые ученые, в частности, славянофилы, тщательно изучают традиционную народную педагогическую культуру, выявляют в ней лучшее и пропагандируют ее использование в образовательной практике.
Неоценимый вклад в изучение, теоретическое обобщение русской народной педагогики внес К.Д. Ушинский. Он разработал теоретические положения, которые положили начало русской этнопедагогике как области научного знания, а именно:
• обосновал один из ведущих принципов этнопедагогики, на котором должно строиться все содержание образования в школе — от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры;
• установил необходимость культурных международных связей, рассматривая их как эффективное средство обогащения национальных культур; доказал, что нельзя слепо заимствовать воспитательные системы у других народов, поскольку у каждого этноса есть своя особенная национальная система воспитания, т.е. определил, что каждый народ имеет свою особую систему воспитания и что нет общей для всех народов, ее не существует не только на практике, но и в теории; определил, что педагогическая система народа должна базироваться на использовании сокровищ русской культуры в целом; обосновал, что в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих; воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным более чем что-либо другое;
• выдвинул принцип народности русской школы, под которым понимал преобразование всей системы образования на основе установления органических связей с жизнью народа в целом, указал его источники, средства и практически воплотил эту идею в своей учебно-воспитательной работе, учебниках и научных трудах; ввел понятия "народная педагогика" и "народное воспитание", отметив, что школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа, разработал содержание народного воспитания, включив в него изучение природы, поэзии, отечественной литературы, истории, географии, фольклора;
• рассмотрел вопрос об идеале человека: идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью (народные идеалы воспитания, набор черт характера и качеств личности у разных этносов различны, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях); показал соотношение личности и народа и доказал, что всякая личность, даже самая одаренная, стоит ниже народа;
• обосновал воспитательное и образовательное значение родного языка, охарактеризовал его как средство проникновения в характер народа, показал его огромную роль не только в воспитании детей, но и в сохранении народной самобытности, так как он связывает отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое, является лучшим выразителем духовных свойств народа, его лучшим наставником и педагогом, учившим, воспитывавшим все новые поколения задолго до появления книг и школ; научно доказал, что прежде ребенок должен изучить свой родной язык, а потом другие, разработал научные рекомендации не только по изучению родного языка, но иностранных, подчеркивал, что родной язык должен постигаться посредством изучения народной литературы, народных песен, творений народных писателей, живой народной речи; рассмотрел язык как средство не только познания природы, но и приобщения ко всей истории духовной жизни народа; раскрыл воспитательный потенциал русского фольклора и разработал методику его использования в учреждениях системы образования; разработал методику использования знаний по русской народной культуре в учебно-воспитательном процессе учреждений системы образования и внедрил ее в практику работы Гатчинского сиротского института и Смольного института благородных девиц.
В целом можно сказать, что российскими учеными дореволюционного периода, и в особенности К.Д. Ушинским, были разработаны основные теоретические положения этнопедагогики, определены главные направления и средства использования богатейшего наследил народной педагогики в воспитательном прогрессе учреждений системы образования.
После свержения монархии в России в феврале 1917 г. в основу внутригосударственного деления был положен этнический принцип. "Национальная государственность", "национальное строительство" провозглашались как важнейшее достижение новой этнической политики. Образовательная политика "нерусских народов" в 1920—1930-х гг. предполагала учет этнической культуры обучаемых. В связи с этим в системе народного просвещения была выделена самостоятельная категория учебных заведений — национальные школы. Становлению этнопедагогики как области научно-педагогического знания в этот период способствовали работы Г.С. Виноградова, И.Я. Позднеева и др. [3].
Новый этап национальной политики в СССР
начался с принятия в 1936 г. "сталинской"
Конституции. Вместо учета национальной
специфики как в административно-
В 1950—1960-е гг. в связи с ослаблением жесткого централизованного управления и расширением прав республик, в силу решений XX съезда КПСС о массовой реабилитации, в том числе и репрессированных народов, возобновляется интерес к различным аспектам традиционных народных культур. В этот период Б.А. Александров, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, А.Ш. Гашимов, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хантибидзе и другие ученые активно исследуют различные аспекты народной педагогики. При этом русская народная культура используется в качестве основы развития национальных культур многочисленных этносов Советского Союза.
Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович — наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.
В становлении этнопедагогики как науки следует отметить и заслуги В.А. Сухомлинского. Он определил народную педагогику как средство обновления и совершенствования своей учебно-воспитательной работы с детьми; охарактеризовал школу как "колыбель народа", "народный очаг воспитания", "важнейший центр духовной жизни народа"; разработал разнообразные и самобытные формы работы на основе украинской народной педагогики (Сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); доказал, что школа лишь тогда школа, когда главный предмет в ней человековедение; определил главнейшую задачу школы — формирование у детей и подростков убеждений в высоком назначении человека, в том, что он частица бессмертного народа; подчеркнул — учебные заведения должны воссоздать в каждом поколении философию родного народа, его широкий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и характер, самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами; особо отметил, что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной земле, Родине; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материнская, отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы (склоненная над прудом ветка, высокий пирамидальный тополь, песни соловья и др.), требующее труда отцовское плодородное поле, история родного народа; мир наших предков, исторические судьбы других народов и т.д.; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций народа в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный театр, сочинение сказок и т.д.); показал роль семьи, матери в формировании личности ребенка, постижении им мира прекрасного.