Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 17:43, курсовая работа
Цель: выяснить взаимосвязь Я-концепции и воспитания
Задачи:
рассмотреть литературу, касающуюся объяснения природы Я-концепции
выявить различия рассмотрения Я-концепции в различных школах
выделить особенности структуры Я-концепции
определить связь Я-концепции и самооценки
выяснить влияние воспитания на Я ребенка
Введение
Раздел 1 Влияние воспитания на формирование Я-концепции
.1 Определение Я-концепции, её понимание в разных школах
.2 Историческое развитие Я
.3 Структура Я-концепции и её составляющие
.3.1 Структура Я-концепции по Джемсу
.3.2 Структура Я-концепции по Бернсу
.3.3 Составляющие Я-концепции
.4. Я-концепция в онтогенезе. Основа её формирования
.4.1 Становление Я по Ананьеву
.4.2 Взгляд Выготского на формирование самосознания
.4.3 Исследования Шильштейна и Агапова об особенностях Я-концепции в подростковом возрасте
.4.4 Основа формирования Я-концепции
.5 Семейное воспитание и его стили
.6 Взаимосвязь Я-концепции и воспитания
Заключение
Список литературы
Введение
Раздел 1 Влияние воспитания на формирование Я-концепции
.1 Определение Я-концепции, её понимание в разных школах
.2 Историческое развитие Я
.3 Структура Я-концепции и её составляющие
.3.1 Структура Я-концепции по Джемсу
.3.2 Структура Я-концепции по Бернсу
.3.3 Составляющие Я-концепции
.4. Я-концепция в онтогенезе. Основа её формирования
.4.1 Становление Я по Ананьеву
.4.2 Взгляд Выготского на
.4.3 Исследования Шильштейна и
Агапова об особенностях Я-
.4.4 Основа формирования Я-
.5 Семейное воспитание и его стили
.6 Взаимосвязь Я-концепции и воспитания
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Мы собираемся исследовать проблему влияния воспитания на формирование Я-концепции, которая тесно связана с самооценкой личности, следовательно, и со всей её жизнью. Ребенок начинает осознавать своё Я ещё в 2-3 года, а устойчивое самосознание формируется к концу подросткового возраста. Отрицательная Я-концепция ведет к неуверенности в себе, низкой самооценке, дезадаптации, поэтому так важно проследить факторы, влияющие на неё, в том числе и родительское воспитание.
Проблема Я-концепции достаточно широко исследована многими учеными: И.С. Коном, К. Роджерсом, Дж. Мидом, Ч. Кули, Э. Эриксоном, Р. Бернсом, однако её понимание достаточно размыто, и именно поэтому мы считаем исследование этой проблемы актуальным и на сегодняшний день.
Цель: выяснить взаимосвязь Я-концепции и воспитания
Задачи:
рассмотреть литературу, касающуюся объяснения природы Я-концепции
выявить различия рассмотрения Я-концепции в различных школах
выделить особенности структуры Я-концепции
определить связь Я-концепции и самооценки
выяснить влияние воспитания на Я ребенка
Объект: различия в Я-концепции вследствие разного воспитания
Предмет: индивиды от 2 до 18 лет
Раздел 1 Влияние воспитания на формирование Я-концепции
.1 Определение Я-концепции, её понимание в разных школах
Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. [5] Прежде всего, самопонимание человека складывается из представлений о себе в целом и об отдельных присущих ему чертах, качествах, свойствах и т.д. Но этим формирование Я-концепции не ограничивается. Бернс постоянно повторяет, что любое самоописание человека, любое его высказывание о себе имеет оценочный оттенок, поскольку когнитивная составляющая не воспринимается индивидом безразлично, а пробуждает в нем эти оценки. Значит, в Я-концепцию с необходимостью вносится самооценка, которую автор интерпретирует как «личностное суждение о собственной ценности».
Строго говоря, оценка себя уже заложена или номинативно присутствует во втором элементе структуры - эмоционально-ценностном самоотношении, которое Бернс и называет самооценкой. [4]
Понятие Я-концепции родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К.Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в теории Я-концепции бесспорно принадлежат Джемсу, разделившему глобальное, личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее и Я-как объект. [5]
Согласно Джемсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джемс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: успехи = самооценка/притязания.[7] «О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я осознаю, так что моё самосознание является как бы двойственным - частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых для краткости одну мы будем называть личностью, а другую - «я». Я говорю две стороны, не «две обособленные сущности», так как признание тождественности нашего «я» и нашей личности даже в самом акте их различения есть, быть может, самое неукоснительное требование здравого смысла, и мы не должны упускать из виду это требование с самого начала, при установлении терминологии, к каким бы выводам относительно её состоятельности мы ни пришли в конце исследования», пишет Джемс.[12]
Кули и Мид, представители символического интеракционизма, предложили новый взгляд на индивида - рассмотрение его с точки зрения социального взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения. [4]
Чарльз Кули считал, что Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли. В соответствии с концепцией "зеркального Я" Кули Мид говорил, что становление человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я-сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человека так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. В результате в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Me, понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми, то есть "обобщенным (генерализованным) другим", иными словами, то, как выглядит в глазах других "Я-как-объект". Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self). [7]
Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, "культурно значимое достижение". Идентичность эго индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться. Поскольку эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеет психосоциальную природу. Механизм формирования эго-идентичности, по Эриксону, во многом схож с описанным Кули и Мидом действием "генерализованного другого". Однако Эриксон считает, что этот процесс протекает в основном в сфере бессознательного. Он критикует такие понятия, как "самоконцептуализация", "самооценка", "образ Я", считая их статическими, в то время как, по его мнению, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным, что может быть затем использовано как готовый инструмент личности. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности Я, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новых условий личностного существования, - вот характерные черты динамического процесса развития эго-идентичности. Эриксон считает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. [4]
Феноменалистический подход в психологии (его иногда называют перцептивным или гуманистическим) в понимании человека исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Феноменалистический подход к поведению, которое неразрывно связано с Я-концепцией, объясняет поведение индивида, исходя из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем. [4] В целом теория Я-концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
·Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичны: психологическая реальность индивида - это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективных восприятий в момент поведения.
·Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является Я-концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.
·Я-концепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
·С формированием Я-концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.
·Я-концепция относительно согласованна во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
·Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
·Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я-концепцией используются различные защитные стратегии.
·Существует одно главное мотивационное побуждение человека - потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции. [7]
1.2 Историческое развитие «Я»
Древнейшей формой дифференциации индивидов, от которой производно и их самосознание, были, разумеется, природные различия. Они определяют разделение функций и иерархическое положение особи в стаде животных, от них же зависит и место индивида в первобытной человеческой общности. Однако отношение древнего общества к индивидуальности было противоречивым, С одной стороны, первобытное общество было консервативно, оно жило традицией и не жалело сил для поддержания единообразия своих членов, сурово осуждая и карая любые нарушения обычаев и ритуалов. С другой стороны, нуждаясь в лидерах, и людях, прокладывающих новые пути, первобытное общество выделяло и поощряло смелого воина, хорошего работника. Первобытный человек отличался от современного не тем, что у него вообще отсутствовало чувство и сознание "я", а тем, что это "я" не имело еще самодовлеющего значения и допускало сравнение себя с другими членами общины только по ограниченному набору признаков, принятых самой общиной. Древнее общество не знало родового понятия "человек"; человек - только соплеменник, поэтому и собственное "я" представлялось индивиду просто суммой качеств, имеющих значение лишь в контексте групповой деятельности. Индивид был интегрирован в общине не как ее автономный член, а как частица органического целого, немыслимая отдельно от него. Эта включенность являлась одновременно и синхронической - судьба человека неотделима от судьбы его сородичей, соплеменников, товарищей по возрастной группе, в которой он воспитывался, и диахронической - он частица многих поколений предков, начиная с родителей и кончая мифическими родоначальниками племени. Подобно прямому взгляду в глаза, который у многих животных служит знаком вызова, да и у людей тщательно регламентируется (подданным нередко запрещалось поднимать глаза на своего государя; по сей день считается неприличным и вызывающим пристально смотреть в глаза незнакомому человеку), обращение от первого лица независимо от своего содержания имеет оттенок самоутверждения. Чтобы избежать связанной с этим конфронтации, люди выработали сложную систему языковых ритуалов, в частности косвенную форму обращения, когда тот, к кому обращаются, называется не прямо ("ты"), а в третьем лице или как-то описательно (например, "мой государь", "синьор" и т. п.). Почтительность в обращении к высшему нередко дополняется уничижительными эпитетами по отношению к себе: вместо "я" человек пишет "покорнейший слуга", "недостойный раб" и т. п.
Разделение труда первоначально лишь оформляло и закрепляло природные различия - половые, возрастные, индивидуальные. В дальнейшем это отношение усложнялось. Возникновение классов и социального неравенства означало, что общественные функции уже не "выбираются" в порядке самодеятельности, а "даются" как что-то внешнее, обязательное. Разрушение феодальных связей расширяло сферу сознательного самоопределения индивида и объективно и символически. Необходимость самостоятельно принимать решения в многообразных меняющихся ситуациях и в самом деле требует человека с развитым самосознанием и сильным "я", одновременно устойчивым и гибким.
В эпоху Возрождения личность начинают превозносить как высшую социальную ценность, по отношению к которой любые общественные институты и нормы являются только средствами. У средневекового человека вся жизнь проходила среди одних и тех же людей, на виду у членов своей общины. Теснота и прочность этих связей никому не позволяли пренебрегать ими, оставляя человеку очень мало пространства для чего-то только своего, интимного. Городской быт постепенно разрушает эту цельность. Отдельные семьи все больше обособляются внутри общины: внутри семьи происходит обособление индивидов. Это обособление людей и их функций материально, зримо выражается, например, в изменении организации жилого пространства. В новое время человек становится чем-то в результате своих собственных усилий. Развитое общественное разделение труда и выросшая социальная мобильность существенно расширили рамки и масштаб индивидуального выбора. Но призвание, которое становится результатом выбора, невозможно без самоанализа и оценки своих способностей. Презумпция человеческого равенства и возможность изменения своего социального статуса означают, что "сознание себя" есть прежде всего познание своих внутренних, психологических возможностей. Самопознание становится предпосылкой и компонентом самоопределения. В философии нового времени проблема "я" ставится в двух различных планах. Одни авторы пытаются исследовать понятие "человеческой природы", происхождение "страстей души" и самой "идеи Я". Другие развивают философскую "мудрость", основанную на интроспекции, стремясь вывести из личного опыта нормы должного поведения. Из первого течения в XIX веке вырастает экспериментальная психология, из второго - этика. Человеческое "я" не сводится к одной душе, оно всегда включает какие-то "телесные" компоненты: тело символизируется, с одной стороны, как вместилище и физическая граница "я", с другой - как средство коммуникации, обращенное вовне, к другим (внешность). [10]
1.3 Структура Я-концепции и её составляющие
Информация о работе Я-концепция в онтогенезе. Основа её формирования