Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 17:43, курсовая работа
Цель: выяснить взаимосвязь Я-концепции и воспитания
Задачи:
рассмотреть литературу, касающуюся объяснения природы Я-концепции
выявить различия рассмотрения Я-концепции в различных школах
выделить особенности структуры Я-концепции
определить связь Я-концепции и самооценки
выяснить влияние воспитания на Я ребенка
Введение
Раздел 1 Влияние воспитания на формирование Я-концепции
.1 Определение Я-концепции, её понимание в разных школах
.2 Историческое развитие Я
.3 Структура Я-концепции и её составляющие
.3.1 Структура Я-концепции по Джемсу
.3.2 Структура Я-концепции по Бернсу
.3.3 Составляющие Я-концепции
.4. Я-концепция в онтогенезе. Основа её формирования
.4.1 Становление Я по Ананьеву
.4.2 Взгляд Выготского на формирование самосознания
.4.3 Исследования Шильштейна и Агапова об особенностях Я-концепции в подростковом возрасте
.4.4 Основа формирования Я-концепции
.5 Семейное воспитание и его стили
.6 Взаимосвязь Я-концепции и воспитания
Заключение
Список литературы
.3.1 Структура Я-концепции По Джемсу
Реальное (материальное) «я» (Material self) - это слой, включающий в себя все предметы, с которыми человек идентифицирует себя как личность. В реальное (материальное) «я» входят не только его тело, но также его дом (или квартира), его собственность, друзья, семья.
«Однако в самом широком смысле человеческое «я» - это сумма всего, что человек может назвать своим: не только его тело и его психика, но также его одежда и его жилище, его жена и дети, его предки, родственники и друзья, его репутация и то, чем он занимается, его земля, его лошади, его яхта и счет в банке. Все это вызывает у человека примерно одинаковые эмоции. Если все перечисленное процветает, человек ощущает себя победителем, а если хиреет или пропадает, это расстраивает и угнетает человека.
Биологическое «я» - это наше физическое, телесное существо. Это наша наследственная конституция, особенности физической внешности, наши физиологические процессы. Это все, что имеет отношение к нашим биологическим функциям. Это корабль, перевозящий нас физически из момента рождения в момент смерти, существующий в реальном мире. Это наше неповторимое сердце, наш неповторимый мозг, именно наши руки, наши ноги, наш язык - физический аспект нашей индивидуальности, представляющий нас и никого другого.
Один и тот же человек может иметь несколько или даже много социальных «я» (social self). Эти «я» могут быть постоянными, а могут меняться. Но каковы бы они ни были, мы идентифицируем себя с каждым из них в соответствующих обстоятельствах и в соответствующем окружении. С точки зрения Джемса, действовать правильно означает найти в себе наиболее привлекательное и по возможности чаще вести себя, как это «я», в самых разных обстоятельствах. «Все прочие „я с этих пор становятся призрачными, а все, что происходит с выбранным „я, реально. Его поражения и его победы воспринимаются как настоящие поражения и победы». Джемс называл это явление избирательной (селективной) работой сознания. Социальное «я» состоит из моделей (паттернов), формирующих основы наших отношений с окружающими. Джемс рассматривал социальное «я» как нечто мягкое, неустойчивое и поверхностное, часто это «я» всего лишь немного больше, чем набор «масок», которые человек меняет, чтобы соответствовать разному окружению. При этом Джеймс не сомневался в необходимости своеобразной оболочки социальных навыков, поскольку они создают жизненный порядок, придавая отношениям между людьми надежность и предсказуемость.
Духовное «я» (spiritual self) - это внутренняя
субъективная сущность личности. Этот
элемент активен во всех видах сознания.
Согласно Джемсу, это наиболее устойчивая
и интимная часть «я». Мы не там испытываем
удовольствие или боль, но именно эта часть
нашего «я» воздействует на наши чувства.
В ней источник наших жизненных усилий,
внимания и воли. Джемсу очень хотелось
найти объяснение странному чувству, присущему
всем людям: каждый из нас ощущает себя
как нечто большее, чем отдельная личность,
и, конечно, большее, чем сумма предметов,
которые мы считаем своими. Наше духовное
«я» имеет другой порядок чувств, чем прочие
«я», и хотя это трудно описать словами
и четко определить, зато можно испытать.
Одно из выражений духовного «я» можно
увидеть в религиозных переживаниях. [18]
1.3.2 Структура Я-концепции по Бернсу
Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:
·Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
·Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
·Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Фактически соотношение Я-реального и Я-идеального положено в основу самооценки, понимаемой как соотношение реальных достижений индивида и его притязаний. Сущностью чувства самоуважения является соотношение индивидуального идеала и достижений. Соотношения Я-реального и Я-идеального лежит в основе механизмов адаптации личности. Идеальное Я - это развитые и активные жизненные силы, потенции Я-реального, побуждающие личность к развитию. Я-идеальное и Я-реальное, как правило, не совпадают и не могут совпадать полностью. Однако большие расхождения между ними, конфликтный характер соотношения (когда в идеальном Я присутствует одна черта, а в реальном её противоположность) считаются тревожным симптомом, так как ведут к нарушениям в поведении и неадаптивности. [8] Как показала Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным от реальности, является, по ее мнению, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия. Олпорт (1961) считает, что идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер (1957) рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду. [4]
В результате исследований Якобсона и Фещенко было выявлено, что моральное поведение детерминируется структурой и содержанием образа Я ребенка. Эта структура включает три подструктуры: Я-реальное (действительные, в той или иной форме осознаваемые характеристики ребенка); Я-потенциальное положительное (аналог Я-идеального); Я-потенциальное отрицательное (те характеристики, которыми ребенок не хочет обладать). Анализ показывает, что особое значение регулятивная функция образа-Я имеет в ситуациях расхождения между непосредственными стремлениями и социальными требованиями и ценностями. Подобное расхождение обнаруживается и в ситуации формирования столь важных качеств личности, как смелость, настойчивость, ответственность и т.п. Совершение поступков, соответствующих этим качествам, зачастую наталкивается на внутреннее сопротивление, обусловленное такими психическими состояниями, как страх, лень, нетерпение и т.п. Предъявление себе требований, ориентированных на те или иные качества, выражается в постановке соответствующих им целей. Оно предполагает также данность себя как объекта, т.е. связь этих целей с образом Я. Если ребенок не обладает каким-либо из указанных качеств и понимает это, ни само качество, ни соответствующие ему поступки не могут войти в его Я-реальное, содержащее только уже присущие и осознаваемые ребенком характеристики. Компонентом, в котором могут быть представлены отсутствующие качества и поступки, является так называемое Я-идеальное. Содержание подструктур образа-Я может включать как соблюдение и нарушение определенных норм, так и отношение к этим полярным действиям. При этом соответственно разному реальному поведению данные характеристики включены в разные подструктуры и с разными оценочными знаками. Например, дети, соблюдающие определенную норму, осознают эту свою черту и одобряют ее. Нарушение нормы расценивается ими как несвойственная им и осуждаемая черта. [22]
1.3.3 Составляющие Я-концепции
Когнитивная составляющая Я-концепции. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самыми разнообразными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: "надежный", "общительный", "сильный", "совестливый" и т. д. Всё это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
Оценочная составляющая Я-концепции. Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде Так, Куперсмит (1967) называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Короче, самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг (1965); для него это - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Поведенческая составляющая Я-концепции. Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. [4]
1.4 Я-концепция в онтогенезе и основы её формирования
.4.1 Становление Я по Ананьеву
Ананьев выделяет основные стадии в формировании самосознания в связи с развитием предметных действий и общения.
На 1-й стадии ребенок отделяет свои действия от предметов своих действий. Это происходит в конце 1-го года жизни.
На 2-й стадии происходит отделение ребенком себя от своих действий, то есть осознание им того, что выполняемые действия есть его действия, он сам является субъектом деятельности.
Третья стадия связана с формированием образа Я. Это происходит в 2-3 года, когда дети переходят от называния себя по имени к использованию в разговорах о себе местоимения «мой», «моё», «у меня».
Четвертая стадия (3-4) года характеризует переход от представления о себе к мысли о себе, формируя понятие о себе. Появляется самооценка. В этом возрасте дети не только указывают причины своих действий, но и дают им оценки. В начале эти оценки являются простым выражением оценки других лиц. Несколько позже появляются отражение и оценка своих психический состояний, желаний, мотивов.
Таким образом, развитие самосознания начинается с осознания своего тела, различных его органов и сознания экстероцептивного образа самого себя. Образ своего физического облика складывается раньше, чем духовного, психологического. [8]
1.4.2 Взгляд Выготского на
По мнению Выготского, развитие сознания в онтогенезе характеризуется тем, что в нем всё большую и большую роль начинают играть процессы познания и осознания субъектом самого себя как некоторого единого целого, способного и стремящегося к активному самовыражению. Развитие сознания имеет характер взаимоотношений между субъектом и средой. Только что родившийся ребенок представляет собой существо, действующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизировались», т.е. нашли свое воплощение, его биологические потребности.[13]
У младенца «Я-концепция» ещё только формируется, он не отделяет себя от других, поле его восприятия недифференцированно. Благодаря стремлению к различению. также входящему в стремление к актуализации, ребенок постепенно дифференцирует себя и мир. С помощью организмического оценивающего процесса, взаимодействуя со значимыми для него людьми, ребенок приобретает опыт, который способствует дифференциации его «Я». [16]
На следующем этапе (кризис 3 лет), согласно Выготскому, происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»). Это не только обуславливает новый шаг в преодолении ситуативности поведения, но и порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя её для удовлетворения своих потребностей и желаний. [13]
Спонтанные самоощущения сами по себе не могут сложиться в сколько-нибудь цельный и последовательный "образ Я". Главным источником информации о себе, как и о других, служат для ребенка взрослые, которые в буквальном смысле слова "определяют", кто он. Они дают ребенку собственное имя и приучают откликаться на него, помогают осознать функции органов своего тела и дают им те значения, вне которых мышление просто невозможно. Процесс становления самосознания сложен и противоречив. Когда ребенок видит собственное изображение, оно вызывает у него особый, повышенный интерес. В его речи появляются странные обороты, как если бы произошло удвоение его "Я", как если бы он сам и второй он (в зеркале, на экране, на фотографии) сосуществовали. Самоузнавание и элементарное знание своих качеств не тождественны самосознанию как рефлексивному процессу. Дети приобретают знания о себе гораздо раньше, чем становятся способными размышлять об этом.
Ребенок уже знает, чем отличается от других, еще не зная того, что располагает таким знанием. [9]
К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведения, установленным в данном коллективе. Особое значение имеет открытие и обобщение ребенком своих собственных переживаний, происходящее во второй половине дошкольного возраста. В раннем возрасте и в первой половине дошкольного возраста ребенок хотя и имеет разнообразные внутренние состояния и переживания, но еще не осознает их. Благодаря расширению связей со взрослыми и речевому общению с ними возникает осмысленная ориентировка ребенка в своих переживаниях. Можно сказать, что к концу дошкольного возраста он открывает для себя существование разнообразных собственных переживаний. Ребенок теперь не просто радуется, обижается, сердится, но и говорит: «Я рад», «Мне было обидно», «Мне стыдно», т. е. знает, какие именно переживания он испытывает. Установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, т. е. осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний - все это и составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным образованием этого важнейшего периода. Возникновение «личного сознания» имеет своим ближайшим следствием изменение отношений ребенка и взрослых. Потребность в совместной жизни со взрослыми принимает форму тенденции к осуществлению серьезной общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.[21]
Информация о работе Я-концепция в онтогенезе. Основа её формирования