Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:58, контрольная работа
Живя в реальности, каждый человек вольно или невольно имеет свой идеал. Но не тот, который вычитал из глянцевых журналов или увидел в кино. А несколько иной - неосознаваемый.
Назовем этот образ просто Я-идеальное.
В тоже время, есть человек реальный, с достоинствами и недостатками, т.е. настоящий. Его представление о себе назовем Я-реальное.
Один из имиджмейкеров М. Тэтчер справедливо сказал: «Хорошие паблик рилейшнз на девять десятых являются предвидением и только на одну десятую исполнением». Чем удачнее будет этот прогноз будущего развития событий, тем результативнее исполнение. Поэтому в этой области мы имеем дело с бурным развитием профессионализации различного вида: от имиджа поп-звезд до имиджа президентов.
Поскольку человек живет не только в мире реальном, но и в мире символическом, мы можем рассматривать имидж как единицу именно этого символического мира. Мы активно оперируем символическими процессами, в ряде случаев даже не отдавая себе отчета. Например, говоря об университете как о храме науки, мы совершаем метафорический перенос одной символической конструкции в виде слова «храм» на совершенно иной объект. Но такой перенос позволяет резко завысить символическую значимость нового объекта даже чисто вербально. Многие проблемы современного мира являются проблемами, которые можно решить именно на этом, чисто коммуникативном уровне. Они не требуют для своего решения серьезных материальных вложений. Англичане говорят, что правительство не только должно управлять эффективно, но и население должно быть уверено, что им эффективно управляют. Это как бы две составляющие одной медали: ее реальная сторона и ее символическая сторона.
Английская исследовательница Элери Сэмпсон говорит: «Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа им». Чуть далее она продолжает: «Рассматривайте свой имидж как рекламу. Картинка снаружи рекламирует то, что есть внутри. Но это также и обещание. Обещание того, что внешний имидж предоставит умение, компетентность и ценности, которые он рекламирует». И это не просто обещание, опыт каждого из нас связывает с тем или иным видом человека определенные модели поведения.
Подобный взгляд можно проследить у Полли Берд. Полли Берд говорит об имидже как о восприятии вас другими. Это полная картинка вас, которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы поддерживаете. Отсюда мы должны сделать самый важный вывод – построение имиджа идет сразу по нескольким каналам коммуникации, никогда нельзя ограничиваться контролем чего-то одного.
Только комплексный подход может помочь в создании правильного имиджа. Имидж существует потому, что мы сами реагируем на него положительно. Это просто культивирование нужных реакций. И в целом положительным аспектом его является то, что обе стороны порождают типы поведения, в которых сами и заинтересованы. Никто не будет создавать себе отрицательный или конфликтный имидж. Хотя агрессивный имидж может стать сценической приманкой, но это все равно будет только под светом юпитеров и до тех пор, пока это будет нравиться публике.
Имидж представляет собой наиболее эффективную подачу сообщения, которая в состоянии обойти имеющиеся в каждом человеке разнообразные фильтры. Отсюда и возникает идея имиджа как публичного или внешнего «Я» человека, которое достаточно часто может отличаться от его внутреннего «Я».
Образ – это портрет, который человек показывает окружающему миру. Образ должен работать на индивида, а не против него. Из всего набора характеристик необходимо отбирать те, которые, несомненно, будут позитивно оценены окружающими. Существует взгляд о личностном имидже как о сочетании ряда внешних и внутренних факторов, задающих самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж (Э. Сэмпсон). Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «Я» и со стороны других, со стороны реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Всю жизнь мы боремся с чем-то в себе, а в конце обнаруживаем, что это было как раз то, что и отличало нас от других, что именно этот аспект своей личности надо было любить и лелеять, а не уничтожать.
Воспринимаемый имидж – это то, как видят нас другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Часто человек не знает, как реально к нему относятся, как реально о нем отзываются.
Требуемый имидж, ряд профессий требует определенных имиджевых характеристик. В ряде случаев этому помогает тип одежды. Военная форма придает авторитетность. Судебная мантия отделяет от обыденности бытия. Царская корона на голове выделяет среди подданных.
Современная наука выделяет
несколько возможных вариантов
имиджа, которые присущи
1. Зеркальный. Имидж, свойственный представлению о себе, это то, что человек думает о себе, а эти знания формируются в процессе взаимодействия с ближайшим окружением, в глаза которых индивид заглядывает как в зеркало, что помогает ему сформировать самооценку, принимая в образ «Я» представления, позитивно принимаемые другими. Вероятно, именно на основании этого для данного аспекта образа человека и используется термин – зеркальный имидж. Если сравнить данную классификацию с подразделением имиджа у Э. Сэмпсон, то понятно, что зеркальный имидж соответствует самоимиджу. Причем в литературе можно встретить классификацию, когда эту часть образа человека называют «Я»-образ.
2. Текущий. Этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны. Понятно, что в классификации Э. Сэмпсон данный имидж обозначается как воспринимаемый. В литературе можно встретить также обозначение этого образа как реальное «Я», т.е. это то, что мы есть на самом деле. При этом решающую роль играют не знания о себе, формируемые на основе представлений других, а оценка себя, в основе которой оценка человека другими людьми. Эта оценка имеет решающее значение при формировании самооценки индивида, и если она отрицательная или недостаточно положительная, то у индивида формируется комплекс неполноценности, накладывающий отпечаток на всю жизнь человека. Причем очень часто эта оценка не осознается, но движет человеком гораздо сильнее, чем осознанная оценка.
3. Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. У Элери Сэмпсон это требуемый имидж. Также в литературе можно встретить по отношению к этому образу человека название – идеальный имидж или целевой имидж.
4. Корпоративный. Это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы. Здесь и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности.
5) Множественный. Имидж, который образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. К хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, использующие собственную символику, единую униформу и т.д.
Имидж должен носить целостный, согласованный характер, отдельные черты его не должны противоречить одна другой. Системный характер имиджа выгоден для имиджмейкера, поскольку позволяет по одной вводимой черте вызывать в массовом сознании другие сопутствующие характеристики.
В аспекте изучаемой дисциплины
важно подробнее рассмотреть
понимание реального и
«Я»-концепция – это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений, «Я»-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Термин «Я»-концепция появился в научном языке на рубеже ХIХ–ХХ вв. в связи представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джеймс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект и познаваемый субъективным оценивающим сознанием. «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
духовное «Я»;
материальное «Я»;
социальное «Я»;
телесное «Я».
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самой себя, согласно которой самооценка индивида равна уровню достижений, деленному на уровень притязаний. Важными для «Я» концепции являются ряд характеристик. Такие термины, как эго, идентичность и самореализация, стали общеупотребительными; стоящие за ними понятия отражают значимые личные установки человека по отношению к самому себе. В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность – целостное, связное представление о себе. На протяжении всего взрослого периода жизни «Я»-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии – заставляют нас пересматривать отношение к себе. «Я»-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уже о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей.
«Я»-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное «я» – наши представления о том, каковы мы на самом деле, и о том, какими бы нам следовало быть. Человек, воспринимающий эти два «Я» как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное «Я» намного ниже «Я» идеального. Как социальное окружение содействует формированию «Я»-концепции индивидуума, так и «Я»-концепция, в свою очередь, влияет на социализацию. Мы склонны изучать свое поведение и свои установки и следить за тем, чтобы они соответствовали нашим представлениям о самих себе. Если нам кажется, что какая-то установка или ценность им отвечают, мы с готовностью ее принимаем. Если же она идет вразрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр», независимо от того, какие выгоды приносит нам эта неприемлемая установка и насколько сильны и притягательны воплощающие ее ролевые модели. Когда мы отфильтровываем навязываемые культурой модели поведения, несовместимые с нашим «Я»-образом, происходит процесс интеграции. Другими словами, когда «Я»-концепция укореняется настолько, что начинает определять наше поведение, тогда она становится фактором социализации в той же мере, как и ее продуктом.
«Я»-концепция как совокупность установок
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я»-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение
к этому убеждению (
3. Соответствующая
реакция, которая, в частности,
1. Образ «Я» – представление индивида о самом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая
реакция, то есть те
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
Личностное «Я» представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого «Я». По мнению Роджерса (1951, 1959), человек живет, главным образом, в своем индивидуальном, субъективном мире, а «Я»-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной, но этот процесс не получает детального описания у Роджерса. Снигг и Комбс (1949) отмечали, что существование реального «Я» – это вопрос скорее философский, поскольку наблюдать его непосредственно невозможно.
Вместе с «Я»-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. Поскольку Роджерс склоняется к тому, что эта потребность возникает в процессе социализации индивида, ее, видимо, можно рассматривать и с точки зрения самоактуализации личности. В соответствии со взглядами Роджерса потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в высокой самооценке, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. Эту потребность также можно рассматривать с точки зрения стремления к самоактуализации. Но так как позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. В результате может возникать рассогласование между идеальным и реальным «Я». Но вместе с тем, развитие «Я»-концепции – это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. «Я»-концепция – это определенная система, в которой, как отмечалось выше, можно выделить три элемента. Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие «Я»-концепции.
1. Когнитивная составляющая «Я»-концепции или образ «Я».
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа «Я» могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя, человек прибегает обычно к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «красивый» и т.д., которые, по сути, являются абстрактными понятиями и никак не связаны с конкретным событием. Тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики – атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. – можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать себя, неповторимость своей личности через сочетания отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективны его знания о себе, его самооценка, об истинности образа «Я» правомерен относительно его когнитивного компонента. Причем здесь нужно учитывать, что всякая установка – не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей «Я»-концепции.