Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:58, контрольная работа
Живя в реальности, каждый человек вольно или невольно имеет свой идеал. Но не тот, который вычитал из глянцевых журналов или увидел в кино. А несколько иной - неосознаваемый.
Назовем этот образ просто Я-идеальное.
В тоже время, есть человек реальный, с достоинствами и недостатками, т.е. настоящий. Его представление о себе назовем Я-реальное.
2. Эмоционально-оценочная составляющая «Я»-концепции или самооценка. Человек как личность – самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой «известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам». Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:
– оценка других людей;
– круг значимых других или референтная группа;
– актуальное сравнение с другими;
– сравнение реального и идеального «Я»;
– измерение результатов своей деятельности.
Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
3. Поведенческая составляющая «Я»-концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность «Я»-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом «Я», являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень значительное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.
Выделив три основные составляющие «Я»-концепции, не следует забывать о том, что образ «Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны. Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определенному поведению, поэтому глобальную «Я»-концепцию мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности. Обычно выделяют, по крайней мере, три основные модальности самоустановок.
1. Реальное «Я» – установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.
2. Зеркальное «Я» – установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное «Я» выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать «Я»-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.
3. Идеальное «Я» – установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное «Я» формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего «Я» личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре «Я»-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным «Я» составляют одно из важнейших условий саморазвития личности.
Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р. Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.
4. Конструктивное «Я» («Я» в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели «Я». Главное отличие конструктивного «Я»-проекта от идеального «Я» заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В «Я»-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.
Необходимо отметить, что любой из образов «Я» имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из ряда аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное «Я».
Таким образом, «Я»-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. «Я»-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.
Таким образом, в контексте элементов «Я»-концепции выделяются такие составляющие имиджа, как реальный и идеальный образы.
Каждый человек как бы формирует свой внешний образ, который считывается и другими людьми и на этой основе возникает определенное к человеку отношение.