Электронный тестирующий комплекс как средство обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Дисциплина раскрывает вопросы, связанные с классификацией технических средств и их общей характеристикой, рассматривает средства копирования и размножения, средства настольной электронной типографии, офисное оборудование, методы и средства мультимедиа; телекоммуникации и средства связи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕСТИРУЮЩИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ОБОЧЕНИЯ 7
1.1 Общие сведения об электронных комплексах 7
1.2 Классификация средств создания электронных комплексов 13
1.3 Структурная организация электронного тестирующего комплекса 18
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТИРУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА 24
2.1 Выбор и обработка источников информации 24
2.2 Выбор вида электронного тестирующего комплекса 25
2.3 Выбор программных средств для создания электронного тестирующего комплекса 25
2.4 Разработка структурны электронного тестирующего комплекса (ЭТК) 29
2.5 Разработка дизайна электронного тестируемого комплекса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Цветовым кодированием следует  пользоваться:

  • при нео6ходимости быстрого обнаружения местонахождения нужного символа на экране с неупорядоченной информацией или на плотно загруженном экране;
  • для выделения сигнала тревоги, предупреждающей информации об изменении какого-либо параметра;
  • для выделения подсказки;
  • при группировке однородной или разнородной информации; при организации многооконного интерфейса.

Выбор цветов и их сочетаний  определяется возможностями конкретной ЭВМ и оказывает воздействие  на интеллектуальную деятельность пользователя на его работоспособность и эффективность  работы. При определении сочетаемости цветов для фона и символов необходимо иметь в виду:

  • ограниченность человеческих возможностей в размещении цветов; использование дополнительных цветов часто вызывает зрительную утомляемость и раздражение пользователя;
  • значения цветового контраста должны находиться в пределах, значений допустимых для яркостного контраста;
  • многие пользователи имеют красно - зелёную или желто-синюю аномалию зрения; монохромные дисплеи по - разному отражают разные цветовые контрасты., используемые в цветных дисплеях.

Большие возможности предоставляет  в настоящее время многооконный способ представления информации на экране. Многооконный вывод предполагает наличие нескольких зон предъявления информации, отделенных друг от друга: в пространстве, цветом, формой или  другими способами представления  информации.

При организации окон на экране дисплея не рекомендуется  использовать краевые зоны экрана, а также применять в большом  количестве эффекты., привлекающие внимание пользователя (мелькания, плавающие окна, повышенная яркость, обратный контраст и др.). Такие эффекты следует применять, только в психологически оправданных ситуациях.

При многооконном выводе рекомендуются  четко идентифицированные зоны размещения вспомогательной информации на экране дисплея: зона подсказок, зона комментариев, зона управляющих сообщений, зона для  сообщений об ошибках [15, C. 124].

Вопросно-ответные сообщения  и подсказки, рекомендуется помещать в верхней части экрана, выделяя  явным образом отведенную для  этого зону, например отделяя ее горизонтальной линией от основной информации на экране.

При использовании способа  цветового кодирования изображения  в организации многооконного  вывода следует руководствоваться  рядом рекомендаций:

  • необходимо минимизировать количество цветов, используемых на.экране одновременно;
  • цвет переднего плана и цвет фона.должны находиться в сочетании между собой и с цветом тех символов, которые должны быть выделены на экране.
  • исходя из этого не рекомендуется использовать яркие цвета для границ окон и для заглавий; окна следует разделять между собой цветом фона.
    1. Классификация средств создания  электронных тестирующих  комплексов

Классификация средств создания  электронных тестирующих  комплексов

Средства создания  электронных тестирующих  комплексов можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции,  требования  к техническому обеспечению, особенности применения [16, C. 35]. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

  • традиционные алгоритмические языки;
  • инструментальные средства общего назначения;
  • средства мультимедиа;
  • гипертекстовые и гипермедиа средства;

Ниже приводятся особенности  и краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране.

Традиционные алгоритмические  языки

Характерные черты электронных  комплексов, созданных средствами прямого  программирования:

  • разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);
  • сложность модификации и сопровождения;
  • большие затраты времени и трудоемкость;
  • отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

Инструментальные средства общего назначения

Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены  для создания ЭУ пользователями не являющимися квалифицированными программистами [10, C. 45]. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующие возможности:

  • формирование структуры ЭУ;
  • ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);
  • подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);
  • подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);
  • подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.

К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует  отнести:

  • возможность создания ЭУ лицами, которые не являются квалифицированными программистами;
  • существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;
  • невысокие  требования  к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем ИСОН имеют  ряд недостатков, таких как:

  • далеко не дружественный интерфейс;
  • меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа  системами , возможности;
  • отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.

В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис, АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

Структурная организация  электронного комплекса

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронных  комплексов. Одновременно не утихают  споры о том, каким должен быть "электронный комплекс", какие  функции "вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭК: предъявление электронного комплекса, практика, тестирование [11, C. 66].

В настоящее время к  электронным комплексам предъявляются  следующие требования:

1. Информация по выбранному  курсу должна быть хорошо структурирована  и представлять собою законченные  фрагменты курса с ограниченным  числом новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду  с текстом, должен представлять  информацию в аудио- или видео  ("живые лекции"). Обязательным  элементом интерфейса для живых  лекций будет линейка прокрутки,  позволяющая повторить лекцию  с любого места.

3. Текстовая информация  может дублировать некоторую  часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих  сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка,  появляющаяся или исчезающая  синхронно с движением курсора  по отдельным элементам иллюстрации  (карты, плана, схемы, чертежа  сборки изделия, пульта управления  объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна  сопровождаться многочисленными  перекрестными ссылками, позволяющими  сократить время поиска необходимой  информации, а также мощным поисковым  центром. Перспективным элементом  может быть подключение специализированного  толкового словаря по данной  предметной области.

6. Видеоинформация или  анимации должны сопровождать  разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пятьдесят раз меньше по сравнению с традиционным электронным комплексом. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

7. Наличие аудиоинформации,  которая во многих случаях  является основной и порой  незаменимой содержательной частью  электронного комплекса.

Средства мультимедиа

Еще до появления новой  информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом  усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое  время спустя. Если материал был  звуковым, то человек запоминал около 1\4 его объема [17, C. 88].

Если информация была представлена визуально – около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость  материала повышалось до 75%.

Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) - в интерактивный  продукт.

Аудиоинформация включает в  себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация  представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото [8, C. 68].

К первой группе относятся  различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные  изображения.

Динамический видеоряд практически  всегда состоит из последовательностей  статических элементов (кадров). Здесь  выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации [14, C. 45].

Характерным отличием мультимедиа  продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший  информационный объем, поэтому в  настоящее время основным носителем  этих продуктов является оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 650 Мбайт. Для профессиональных применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewritaeble, DVD и др.), однако они имеют очень высокую стоимость.

Гипертекстовые и гипермедиа средства

Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются  каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может  отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет  процессом выдачи информации. В гипермедиа  системе  в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук [12, C. 55].

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким  предъявляемым к учебникам  требованиям , как структурированность, удобство в обращении.

При необходимости такой  учебник можно “выложить” на любом  сервере и его можно легко  корректировать. Но, как правило, им свойственнынеудачный дизайн, компоновка, структура и т.д. В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

    1. Структурная организация электронного тестирующего комплекса

Требования к электронному тестирующему комплексу

В настоящее время к  комплексам предъявляются следующие  требования:

  1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
  2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
  3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.
  4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.) [13, C. 56].

Информация о работе Электронный тестирующий комплекс как средство обучения