Электронный тестирующий комплекс как средство обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Дисциплина раскрывает вопросы, связанные с классификацией технических средств и их общей характеристикой, рассматривает средства копирования и размножения, средства настольной электронной типографии, офисное оборудование, методы и средства мультимедиа; телекоммуникации и средства связи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕСТИРУЮЩИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ОБОЧЕНИЯ 7
1.1 Общие сведения об электронных комплексах 7
1.2 Классификация средств создания электронных комплексов 13
1.3 Структурная организация электронного тестирующего комплекса 18
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТИРУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА 24
2.1 Выбор и обработка источников информации 24
2.2 Выбор вида электронного тестирующего комплекса 25
2.3 Выбор программных средств для создания электронного тестирующего комплекса 25
2.4 Разработка структурны электронного тестирующего комплекса (ЭТК) 29
2.5 Разработка дизайна электронного тестируемого комплекса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Режимы работы электронного комплекса

Можно выделить 3 основных режима работы ЭК:

  • обучение без проверки;  
  • обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа)
  • обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов,
  • позволяющих определить степень усвоения материала;
  • тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки [6, C. 66].

В настоящее время к комплексом предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии.

Электронный тестирующий вариант комплекса вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т.д [9, C. 123].

В системах дистанционного обучения применение новых технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы заложили в электронный  вариант учебника  Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке студентов.

Электронный тестирующий комплекс как средство дистанционного обучения

Как один из режимов использования  ЭК -  можно рассмотреть дистанционное обучение. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.) [4, C. 57].

Информационно-образовательная  система ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

То есть под дистанционным  обучением будем понимать любой  вид передачи знаний, где обучающий  и обучаемый разобщены во времени  или пространстве. Если согласиться  с этим определением, то "старое доброе" заочное обучение и есть прообраз современного ДО, в котором, однако, отсутствует элемент индивидуализации.

Основные принципы дистанционного обучения (ДО)

Установление интерактивного общения между обучающимся и  обучающим без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельное  освоение определенного массива  знаний и навыков по выбранному курсу  и его программе при заданной информационной технологии [13, C. 79].

Из дополнительных принципов  применительно к дистанционному обучению наиболее значимыми являются следующие:

  1. Гуманистический – направленность обучения на личность; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких нравственных, интеллектуальных и физических качеств.
  2. Принцип целесообразности применения новых информационных технологий –  новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.
  3. Принцип опережающего образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного, научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптировать в быстро изменяющемся мире.
  4. Принцип стартового уровня образования – эффективное обучение требует определенного начального набора знаний, умений, навыков.

Таким образом построенное дистанционное обучение представляет Педагогическую технологию, целиком построенную на использовании информационных и коммуникационных технологий.

Главная проблема развития дистанционного обучения

Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде  общения [2, C. 110]. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения. На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — студентов; суть технологии — развитие способности к самообучению; студентов играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество. В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых.

Разработанный и реализованный  нами подход к дистанционному обучению заключается в следующем:

  • перед началом дистанционного обучения производится психологическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к обучению;
  • учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;
  • контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом [16, C. 54].

Возможные компоненты электронных  тестирующих комплексов

Электронный тестирующий комплекс содержит следующие основные компоненты:

  • электронные лекции;
  • презентации с иллюстрациями и звуковым сопровождением;
  • инструкции к выполнению лабораторных работ с видео сопровождением.

Креативная среда электронного комплекса

Современные электронные тестирующие комплексы должны обеспечивать творческую работу студента с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом [5, C. 80].

Авторская среда электронного тестирующего комплекса

Электронный тестирующий комплекс должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный комплекс [6, C. 60].

Невербальная среда электронноготестирующего комплекса

Традиционно электронные  учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном комплексе возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный комплекс чертами живого преподавателя.

Обязательные компоненты (блоки), которые должны включать в  себя электронный учебный комплекс

ЭТК может включать в себя следующие блоки, каждый из которых выполняет определенные задачи:

  • входной блок: подготовка студента к изучению дисциплины;
  • обучающий блок: обеспечение условий для изучения дисциплины;
  • блок самоконтроля: развитие самостоятельности студента на основе средств самоконтроля и самокорректировки;
  • исследовательский блок: развитие научно-исследовательских умений студента;
  • итоговый блок: оценка результатов обучения.

Структура электронного тестированного комплекса

Мы будем рассматривать  внешнюю структуру комплекса, т.е. те его элементы, которые видит  пользователь [14, C. 23]. Его ценность конечно же прежде всего в тематическом содержании. Если это комплекс, по содержанию которого в дальнейшем обучающийся должен сдавать зачет или экзамен (что наиболее вероятно), то стоит порекомендовать, чтобы в нем один и тот же содержательный материал был представлен в трех видах:

  1. Изложение в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т.п.
  2. Схемокурс - сокращенное графическо-текстовое представление содержания комплекса, помогающее понять структуру учебного материала, идеи, заложенные в нем, и сопоставляющее отдельные фрагменты содержания комплекса с некими графическими образами, способствующими ассоциативному запоминанию.
  3. Тестовая система самопроверки (самоконтроля) - содержание учебного материала в виде вопросов и ответов, предоставляемое студенту специальной интерактивной системой. Тестовая система самопроверки изначально несет в себе черты соревновательности (с компьютером), игры и поэтому может оказаться для студентов наиболее интересной частью комплекса. Естественно, что такая тестовая система должна использовать какую-либо базу данных тестов [11, C. 56].

 

 

ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТИРУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА

    1. Выбор и обработка источников информации

Для создания электронного тестирующего комплекса необходимо большое количество информации различной тематики. Поэтому на первом этапе нами было проанализировано много различных источников информации. Информация, содержащая в справочнике должна быть достоверная и научной. Кроме того, содержание электронного справочника должно соответствовать стандартам [15, C. 70].

Поэтому при подборе информации мы прежде всего обращались к учебникам и учебным пособиями наиболее известных авторов, одобренных Министерством образования и науки РФ. Также информация изложена в понятной форме и содержит основные понятия информатики.

На сегодняшний день не существует электронного тестирующего комплекса по дисциплине «Технические средства информатизации».

Поэтому, есть необходимость  создать такой тестирующий электронный  комплекс.

Тестирующий материал изложен достаточно подробно, на доступном уровне. Так как в ряде учебников информация изложена в неполной форме или недостаточно понятно, то при подготовке материала для нашего электронного комплекса нам также приходилось пользоваться Интернет-ресурсами и имеющимся лекционным материалом [9, C. 68].

Данный тестирующий комплекс полезен не как источник информации, а как помощник в закреплении и освоении знаний.

Для тестирующего комплекса  информация обрабатывалась по следующим критериям:

  • понятность;
  • достоверность;
  • научность;
  • оптимальный объем;
  • должна вызывать заинтересованность.
    1. Выбор вида электронного тестирующего комплекса

Среди всевозможных видов  электронных тестирующих комплексов было решено выбрать электронное тестирующего комплекса консультативного характера. Это связано, прежде всего, с тем, что данная информация носит справочный характер и должна быть представлена в доступной и понятной форме, особое внимание уделялось комфорту пользования электронным комплексом [17, C. 45].

Структура консультативного электронного тестирующегокомплекса предназначена для обучения «Техническими средствами информатизации».В таком виде нужную информацию быстрей и легче найти. Таким образом, при выборе вида электронного учебного комплекса в качестве основных требований было учтено удобство для пользователей. Электронный тестируемой комплекс по техническим средствам информатизации содержит модуль учебного материала, который обработан и связан при помощи гиперссылок.

Он соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым такого рода электронным тестирующим комплексам. Комплекс разрабатывается для использования под управлением операционных систем: WindowsXP, WindowsSeven,Windows 7 Домашняя расширенная, Windows 7 Максимальная [1, C. 59].

Информация о работе Электронный тестирующий комплекс как средство обучения