Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:20, реферат
Сам термин «арабская культура» имеет собирательный, а не буквальный характер, т.к уже при династии Аббасидов (750 – 1055) в ее создании участвовали не только арабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д., и тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры и культурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось в том, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) в благоприятных условиях становления независимого от Арабского халифата восточно-иранского государства Саманидов (887 – 999) со столицей в Бухаре сформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которой к XII в. будет создана классическая традиция восточной поэзии и прозы.
Введение
1. Возникновение ислама
2. Коран. Основные направления в исламе
3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры. Мусульманское вероучение
4. Философия арабо-мусульманского Востока
5. Халифат. Распад халифата
6. Исламская словесность. Художественная культура Востока
7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока
Заключение
Использованная литература
Содержание
Введение
1. Возникновение ислама
2. Коран. Основные направления в исламе
3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры. Мусульманское вероучение
4. Философия арабо-
5. Халифат. Распад халифата
6. Исламская словесность.
Художественная культура
7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока
Заключение
Использованная литература
Введение
\
Арабо-мусульманская культура
как единство многообразия обладает
своими потенциями и изъянами, составляет
культурное своеобразие, занимая соответствующее
место в общемировой
Изучение арабо-мусульманской
культуры как целостного социокультурного
феномена со всей своей структурой,
ядром и периферией - всегда актуальная
исследовательская задача, вызывающая
пристальный интерес как
1. Возникновение ислама
До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а для ученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.
2. Коран. Основные направления в исламе
Отличительной особенностью
богатой арабо-мусульманской
Главной особенностью исламского мировоззрения явилась идея о неразделимости религиозного и светского, священного и земного начал, и ислам не стремился, в отличие от христианства, выработать такие особые институты, как церковь или Вселенские соборы, призванные официально утверждать догматы и руководить жизнью людей наряду с государством. Коран имел всеобъемлющее общекультурное значение: он способствовал формированию и распространению арабского языка, письменности, различных жанров литературы и богословия, оказывал влияние на развитие философии, эпизоды из Корана стали основой для сюжетов и образов персоязычной и тюркоязычной литературы классической эпохи. Коран явился фактором западно-восточного культурного взаимодействия, примерами чего может служить «Западно-восточный диван» (1819) немецкого писателя эпохи Просвещения И.В Гете, а также «Подражание Корану» (1824) А.С. Пушкина, перу русского религиозного философа XIXв Вл. Соловьева принадлежит очерк «Магомет, его жизнь и религиозное учение» (1896).
Исламская религиозность
содержала в себе отдельные положения,
которые могли иметь различное
философское значение и толкование.
Таким образом, в исламе появились
отдельные направления: во 2-й пол.
VII в. – шиизм, во 2-й пол. VIII в. –
исмаилизм, в X в. – суннизм. Особое место
среди них занял возникший
в конце VIII в. суфизм, породивший обширную
философскую и художественную литературу
и оказавший существенное влияние
на всю духовную культуру мусульманского
Востока вплоть до современности. Суфизм
(или исламский мистицизм), определяемый
в самых общих чертах как мистико-аскетическое
течение в исламе, представляется
субкультурным компонентом
Для многих мусульманских
народов суфизм – неотъемлемая часть
их духовных культур, отражающая внутреннее
эзотерическое состояние
Мусульмане, по меньшей мере,
являются обитателями двух культурных
сфер. Первая из них позволяет им
осознать свою принадлежность к нации
или местной этнической группе, а
вторая служит источником религиозно-духовной
идентичности. Этнокультурный контекст
и ислам тесно взаимосвязаны
и прошли в своем развитии длительный
этап сосуществования и
3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры
Ислам как тотальная система
регуляции составляет фундамент
арабо-мусульманской культуры. Основополагающие
принципы этой религии формируют
новый культурно-исторический тип,
придающий ему общечеловеческий
характер. Приобретя широкий размах,
этот тип культуры охватывает многие
народы мира с их многообразными этнокультурными
системами, определяя их поведение
и образ жизни. Опираясь на исламские
доктринальные положения и
В самом исламе сегодня
существуют две парадигмы, связанные
с реформаторством и
Ислам, возникший в доисламской
аравийской культуре, взаимодействуя
с инокультурными традициями, расширял
границы своего культурного поля.
На конкретном примере распространения
арабо-мусульманской культуры на Северном
Кавказе выявляются особенности
преломления универсальных
Особую ценность в арабо-мусульманской культуре имеют такие труды, как «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Адабуль-Марзия», «Асар», «Тарджамат макалати... Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи») и «Халасатул адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница благодатных знаний», принадлежавших суфийским мыслителям Северного Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди, Джамал-Эддину Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому, Кунта-Хаджи Кишиеву, Хасану Кахибскому, Сайду Черкейскому. Эти местные культурные памятники, будучи религиозно-философскими произведениями, раскрывают мистические и духовно-нравственные аспекты суфийской культуры, распространившейся в регионе Северного Кавказа.
4. Философия арабо-
Важнейшим явлением и фактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской культуре стала философия, которая развивалась в обстановке глубокого уважения к книжной мудрости и знаниям. Философия арабо-мусульманского Востока зарождалась на основе интенсивной переводческой деятельности, одним из знаменитых центров которой стал Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна (818-833) был создан «Дом мудрости», богатейшая библиотека, содержавшая тысячи рукописных книг на греческом, арабском, персидском, сирийском и других языках. К концу IX в. в арабоязычном мире были известны большинство главных философских и научных произведений античности, и в частности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабский Восток происходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что, начиная с XII в., приобрело систематический характер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби (870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037), Ибн-Рушд (1126-1198). Арабо-мусульманская философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщей зависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Одной из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого, возвращения Множества в Единое и присутствие Единого в Множественном. Все эти принципы применялись также в жизни отдельного человека, изучению его души и тела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знаний о человеке, общественных процессах и устройстве мироздания.
При рассмотрении вопросов
культивирования прекрасного
Добродетель, в соответствии
с учением средневековых
В арабской философии распространялась
вера в преобразующую силу просвещения,
развивалось уважение к опытному
знанию и человеческому разуму. Все
это нашло воплощение в больших
достижениях математики, медицины,
астрономии, географии, эстетики, этики,
литературы, музыки и свидетельствовало
об энциклопедичности арабо-