Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:20, реферат
Сам термин «арабская культура» имеет собирательный, а не буквальный характер, т.к уже при династии Аббасидов (750 – 1055) в ее создании участвовали не только арабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д., и тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры и культурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось в том, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) в благоприятных условиях становления независимого от Арабского халифата восточно-иранского государства Саманидов (887 – 999) со столицей в Бухаре сформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которой к XII в. будет создана классическая традиция восточной поэзии и прозы.
Введение
1. Возникновение ислама
2. Коран. Основные направления в исламе
3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры. Мусульманское вероучение
4. Философия арабо-мусульманского Востока
5. Халифат. Распад халифата
6. Исламская словесность. Художественная культура Востока
7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока
Заключение
Использованная литература
5. Халифат. Распад халифата
Следует отметить, что возникновение
ислама в начале VII в. положило начало
длительной и богатой событиями
истории арабского халифата. Государственные
образования, зарождавшиеся, распадавшиеся
и переживавшие реставрацию, включили
в свою орбиту многочисленные этносы,
в том числе и имевшие богатую
культурную традицию. В возникшей
на основе ислама цивилизации сложилась
и система моральных
Как было указано, разнообразное
развитие культуры Востока было связано
с существованием империи – арабского
Халифата (VII – XIIIвв.), главным городом
которого стал Багдад, основанный в VIIIв.
И имевший официальное название
«Город благоденствия». Политическая
культура этого государства выражалась
в главенстве принципа государственности,
основанной на власти халифа. Халиф
считался преемником пророка Мухаммеда
и сочетал в себе эмира, обладателя
высшей светской власти, и имама, имеющего
высший духовный авторитет. Халиф осуществлял
правление на основании особого
договора с общиной. Таким образом,
основой политической жизни стал
принцип синкретизма, т.е слияния
общественно-политической, светской и
религиозной жизни с идеалом
духовной общности людей. Средоточием
арабо-мусульманской социальной и
политической культуры стал город. Города
были крепостями, центрами государственной
власти, производства, торговли, науки,
искусства, образования и воспитания,
только в городах строились соборные
мечети, в них находились объекты
ритуального поклонения, что послужило
основой считать ислам «
Однако основы безмерного
государства сотрясали
Аббасиды перенесли столицу
в Ирак, где в 762 г. был основан
город Багдад. Багдадский период известен
в истории сказочной роскошью
халифов. «Золотым веком» арабской культуры
называют время правления Харун
ар-Рашида (763 или 766—809), современника Карла
Великого. Двор знаменитого халифа
был средоточием восточной
6. Исламская словесность. Художественная культура
В связи с ограничениями,
которые накладывал ислам на изобразительные
искусства, развитие арабо-мусульманской
и арабоязычной художественной культуры
было связано с архитектурой, орнаментальной
живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией,
музыкой, но особенно высокого уровня
достигла словесность. Однако поистине
вершиной арабо-мусульманского словесного
искусства стала поэзия, получившая
характер самобытности классической традиции
в мировой литературе и духовной
культуре. Основными жанрами арабской
и персидско-таджикской поэзии были
касыды – небольшие поэмы
В исламе существует запрет
на изображение людей и животных,
чтобы у правоверных не возникало
соблазна поклоняться делам рук
человеческих — кумирам. Поэтому
изобразительное искусство в
арабо-мусульманской
Музыкальное искусство в
арабо-мусульманской культуре получило
свое развитие главным образом в
виде пения. В поисках религиозно-
Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные мелодии — фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) — гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.
7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока
В дальнейшем исторические
судьбы народов и государств, населявших
громадную территорию Ближнего и
Среднего Востока, Средней Азии, оказались
связаны с войнами, завоеваниями,
распадом империй, бурными процессами
ломки традиционного уклада жизни
под напором западной цивилизации,
неуклонно осуществляющий колонизацию
восточных регионов. С точки зрения
развития культуры, эту эпоху принято
называть «постклассической», в частности,
временем «духовного бесплодия» (Х. Джебран).
В этих условиях важным оказалось
наличие самобытной основы – историко-культурной
общности, единой арабо-мусульманской
традиции. Начало процессов нового
возрождения культуры арабо-мусульманского
Востока принято относить ко 2-й
пол. XIX-XXвв. Этот период характеризовался
все более последовательными
и углубляющимся
Заключение
Известно, что французский писатель и мыслитель Р. Генон, родившийся в 1886 т., происходивший из католической семьи, в 1912 г. перешел в ислам, а в 1930 г. навсегда оставил Европу и уехал в Каир. Он хорошо знал и европейскую, и арабо-мусульманскую культуры, мог объективно судить об их взаимном влиянии. Р. Генон изложил свое мнение о влиянии исламской цивилизации на европейскую в небольшой статье с аналогичным названием, в которой указывает на бесспорные факты этого влияния в истории обеих культур.
Европейская философия и культура в целом испытывали сильное влияние творчества арабских мыслителей, художников, поэтов. Все это говорит о необходимости изучения богатого наследия арабо-мусульманской культуры, значение которой в сегодняшнем мире далеко выходит за границы «исламского мира».
Использованная литература
1 Батунский М.А. Ислам
как тотальная система
2 Грюнебаум Г.Э. фон.
Основные черты арабо-
3. Фехретдин Р. Ислам дине нинди дин / Р. Фехретдин // Мирас. – 1994. – № 2. – Б.57-60.
4. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А.А. Федоров. – Уфа: Гилем, 2003. – 320с.
5. Степанянц М.Т. Философия зарубежного Востока ХХ века // История Восточной философии. – М.: ИФРАН, 1999.
6. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. — М.: Наука, 1987. — 190 с.
7. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII – XIX веков. – Кн.2. – Казань: Иман, 1998. – 123 с.
8. Микульский Д.В. Арабо
- мусульманская культура в
9. Галаганова С.Г. Восток: традиции и современность // Запад и Восток: традиции и современность. – М.: Знание, 1993. – С.47 - 53.