Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:22, курсовая работа
Цель работы – выявить основные последствия грехопадения в нашей жизни: и в нравственнойсфере (в основном) и сфере физической.
Отсюда вытекают задачи исследования:
- рассмотреть состояние людей до нарушения заповеди;
- выяснить причины и условия грехопадения;
- понять сущность совершённого прародителями греха;
- рассмотреть, как последствия грехопадения первых людей отразились на последующем существовании человечества.
Введение. Название и цель работы.
Человек до грехопадения.
Что такое грехопадение?
Последствия грехопадения прародителей
Первородный грех
Заключение.
Список используемой литературы.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
Тульский государственный университет
Кафедра теологии
Курсовая работа
по дисциплине «Нравственное богословие»
на тему:
«Грехопадение прародителей и его последствия»
Работу выполнила:
студентка гр. 821011
Малевская А. К.
Работу проверил:
Пантелеев Игорь Валентинович
Тула, 2012
Содержание.
Введение. Название и цель работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Нет ничего известнееучения Церкви о первородном грехе, - но в то же время, и нет ничего таинственнее и недоступнее этого учения для обыкновенного человеческого понимания
Блаженный Августин. О нравах кафолической церкви и о нравах манихеев, Гл. 22.
Данная работа посвящена изучению такого события, изложенного нам в Священном Писаниикак грехопадение.
Грехопадение как таковое – это нарушение первыми людьми воли Господа, результатом чего стало изменение самой природы человека. Если до этого события человеческая душа находилась в полной гармонии, то после она её потеряла.Последствия нарушения единственной заповеди, данной Адаму и Еве, человеческий род до сих пор испытывает на себе, поэтому актуальность данной темы находится вне времени и является предметом размышлений для богословов.
Нельзя сказать, что тема эта отличается новизной, потому что, как было упомянуто выше, проблема грехопадения давно интересовала людей.
Цель работы – выявить основные последствия грехопадения в нашей жизни: и в нравственнойсфере (в основном) и сфере физической.
Отсюда вытекают задачи исследования:
- рассмотреть состояние людей до нарушения заповеди;
- выяснить причины и условия грехопадения;
- понять сущность совершённого прародителями греха;
- рассмотреть, как последствия грехопадения первых людей отразились на последующем существовании человечества.
О практической и теоретической значимости этой работы говорить сложно: данная тема подразумевает задачи, которые нельзя решить с помощью курсовой работы.
Основным методом данного
Объектом исследования является сам факт грехопадения человека; предметом – причины и последствия совершённого прародителями действия.
Бог, как написано в Библии, в Книге Бытия, создал человека во второй половине шестого дня, и сделал это не так, как раньше – по повелению, а по образу и подобию своему. Кроме того, впервые он непосредственно участвует в создании: « вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек «душеюживою»(Быт.2:7).Именно это и отличает человека от остальных тварей, делая его венцом творения Господа.
Изначально человек стремился к Богу, не колеблясь в выборе между добром и злом. Но это не означает, что люди просто не знали, что есть зло и не видели разницы, что приближает к Творцу, а что от него, напротив, отводит."Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти...Божиим был подобием"(Преп.Макарий Египетский).
Но, в таком случае, возникает вопрос: почему существовало дерево познания добра и зла, раз первые люди и так видели разницу?
Интересное объяснение этому можно найти у иерея Олега Давыденкова: в еврейском тексте Библии использован глагол "jada". Он означает не внешнее, а опытное знание, знание через непосредственное приобщение к предмету познания.1
И правда, если бы Адам и Ева понятия бы не имели о зле, то грех не был бы им вменяем. Но воля человека была свободна, и, к несчастью, свобода эта была использована во вред самому себе. Прародители не доказали, что находятся на том нравственном уровне, который позволяет распоряжаться даже свободной волей грамотно.
Итак, основными характеристиками первого человека до грехопадения были его свобода, его нравственная чистота и стремление к Богу, отдалённость от страстей. Величайшим благом было именно единение с Творцом. Кроме того, из качеств, утерянных человеком, было его бессмертие: душевное и телесное.
Несмотря на все исключительно
драгоценные духовные и телесные
свойства, которыми Бог одарил человека,
все-таки человеку как существу несамобытному
и ограниченному для его
Рай, в котором жили первые люди, был и вещественным, и духовным: для тела вещественным как видимое блаженное обиталище, а для души - духовным как состояние благодатного общения с Богом. Святые отцы понимают рай как нечто и вещественное, и в то же время духовное. Это понимание выражает Иоанн Дамаскин:"Некоторые представляли рай вещественным, а иные - духовным; мне же кажется, что как человек был создан в то же время вещественным и духовным, так и его пресвятой храм был в то же время вещественным и духовным и, таким образом, имел двоякий вид. Человек телом обитал в Божественном и дивном крае, а душой жил в несказанно возвышенном и дивном месте, где Бога имел своим домом и своей светлой одеждой; облечен был в Его благодать, наслаждался и питался пресладким созерцанием Бога, как некий второй ангел... Я мыслю, следовательно, что Божественный рай был двояким, и потому правильно учение, переданное богоносными отцами, из которых одни представляли рай вещественным, а другие - духовным"2.
Обитая в раю, человек получал непосредственные откровения от Бога. Тот общался с ним, наставлял жизни. У наших прародителей в раю не было ничего недостающего, и они могли непрестанно и неотступно восходить из благодати в благодать, из откровения в откровение, из совершенства в совершенство, из боговидения в боговидение. Бесстрастный, ибо он был подобием бесстрастного Бога, человек, по словам святителя Григория Нисского, имел возможность общаться с Богом лицом к лицу.
В раю человек мог жить, лишь питая душу благодатью Божией, а тело –райскими плодами.
Такова была блаженная жизнь прародителей до грехопадения.
Пребывая в раю, Адам и Ева получили от Господа одну-единственную заповедь: не есть плодов с дерева познания добра и зла. Грехопадение Адама и Евы есть нарушение этой заповеди. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла,- гласит библейское сказание...- И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2. 9, 16-17).
«Господь изначала желая вразумить и внушить человеку, что у него есть Создатель и Творец, благоволил показать ему Свою власть в этой малой заповеди, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Господь вверил человеку все видимое и предоставил ему жить в раю, и пользоваться в нем всем. И чтобы человек, мало-помалу увлекшись мыслью, не возмечтал слишком много о своем достоинстве, Господь Бог повелевает ему воздерживаться от одного дерева, дабы он знал, что находится под Владыкою и всем прочим пользуется по благости Владыки»3.
Сам факт исполнения этой заповеди помог бы человеку научиться величайшей добродетели, которая непременно удержала бы его от падения, а именно смирению. Смирение – это «приобретаемое опытом «познание своей несамобытности, осознание своей ничтожности без Бога… проистекающее из познания себя, т. е. познания полного бессилия своего естества в его отделенности от Бога, которое создает твердую психологическую базу для принятия человеком Бога, как единственного Источника жизни и всякого блага. Ибо только оно могло полностью и окончательно исключить возможность… горделивого мечтания стать «как Бог»без Бога»4.
Блаженный Августин пишет: «Пусть никто не думает, будто грех первых людей мал и легок потому, что состоял во вкушении от древа, —заповедью требовалось повиновение, такая добродетель, которая в разумной твари есть как бы мать и блюстительница всех добродетелей»5.
Итак, обратимся к Писанию.
Нам неизвестно, сколько времени провели в раю Адам и Ева. Но, сколько бы там ни было, они уже успели навлечь на себя зависть дьявола, с ненавистью смотрящего на блаженство других.
И вот, в раю явился искуситель в виде змия, который "был хитрее всех зверей полевых" (Быт. 3:1).Прежде всего, он в виде змия обратился не к мужу, а к жене, которая по природе больше живет чувствами, сердечными и материнскими переживаниями, чем холодным и строгим, все четко взвешивающим рассудком, а потому легче могла быть прельщена. Искуситель предстал пред Евой именно в тот момент, когда она была одна. В это время прародительница находилась возле запрещенного дерева. Дьявол, войдя в змия, приблизился к жене и сказал ей: "Подлинно ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" (Быт. 3:1).Но Бог ведь не заповедовал людям: «не ешьте ни от какого дерева в раю». Он только повелел, чтобы они воздерживались от одного «дерева познания добра и зла». В этом вопросе заключалась ложь, которая должна была бы сразу оттолкнуть собеседницу от искусителя. Но она, по своей невинности, не в состоянии была сразу понять здесь коварство, и, в то же время, была слишком любопытна, чтобы тотчас же прекратить разговор. Однако Ева поняла ложь вопроса и ответила, что Бог разрешил им есть от всех деревьев, кроме одного, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов этого дерева они могут умереть. Тогда искуситель возбудил в жене недоверие к Богу. Он говорит ей: "Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3:4-5). Эти слова возбудили в Еве ряд сомнений и душевную борьбу. Что такое добро и зло, которое она может узнать? И если люди блаженствуют в теперешнем состоянии, то в каком же блаженстве они будут, когда станут как боги? И, в конце концов,Ева стала мечтать о равенстве с Богом, поэтому ничего больше и не желает, как только вкусить от плода. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт.3:6).Ева совершает самый грех делом: «и взяла плодов его и ела; и дала также мужу, и он ел» (Быт. 3:6). Как поступила Ева, так поступил и Адам. Как змей уговаривал Еву вкусить от запрещенного плода, но не вынуждал ее, потому что не мог, так Ева поступила и с Адамом. Он мог не принять предложенного ему плода, но не сделал этого и добровольно преступил заповедь Божию.
Человек действительно призван к богоподобию. Но это состояние достижимо только путем единения с Богом, путем взаимодействия свободной человеческой воли и Божественной благодати. Диавол подсказывает более простой способ: он внушает, что плод обладает волшебной силой, делающей человека равным Богу.
И вот тут-то и происходит переворот в жизни человечества - нарушение заповеди Божьей. Результатом действий Адама и Евы действительно стало прозрение, но не на то, на что они ожидали. Они лишь заметили собственную наготу и познали стыд.
Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к которому они раньше стремились с большой радостью. Тогда Адам и Ева скрылись в деревьях райского сада. Но любящий Господь зовет к себе Адама: "Где ты?" (Быт. 3:9). Этим вопросом Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже осквернил человека, и призывающий голос Господа вызывает в Адаме только желание оправдаться. И Адам отвечает Господу из чащи деревьев: "Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся" (Быт. 3:10). — "Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?" (Быт. 3:11). И Адам по-прежнему не может прямо ответить на вопрос. Он дал уклончивый ответ: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3:12). Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога. Господь обратился к жене: "Что ты это сделала?" Жена следует примеру Адама и отклоняет от себя вину: "Змей обольстил меня и я ела" (Быт. 3:13). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь.
И тут уже человек окончательно потерял своё единство с Богом. «Праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись к послушанию диаволу, сами себя сделали чуждыми Богу, сами себя сделали рабами диавола»6.
И тут же, после совершения греха, люди получают последствия своего поступка.
Основным стало испытание на себе действия закона о смерти:«смертию умрешь» (Быт. 2:17). Телесная смерть постигла Адама не сразу, а, как нам известно, через 930 лет. Попущение смерти есть проявление попечения Божия о человеке, так как грех обладает свойством накапливаться, и если бы смерть не полагала предела земному существованию человека, то он, совершенствуясь во зле, в конце концов уподобился бы дьяволу.Именно неотвратимость смерти открывает для человека путь покаяния.
Смерть же духовная пришла тут же, как только человек впустил грех в свою душу. Одолеваемый им, он оттолкнул от себя благодать Божию.
Информация о работе Грехопадение прародителей и его последствия