Грехопадение прародителей и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить основные последствия грехопадения в нашей жизни: и в нравственнойсфере (в основном) и сфере физической.
Отсюда вытекают задачи исследования:
- рассмотреть состояние людей до нарушения заповеди;
- выяснить причины и условия грехопадения;
- понять сущность совершённого прародителями греха;
- рассмотреть, как последствия грехопадения первых людей отразились на последующем существовании человечества.

Содержание

Введение. Название и цель работы.
Человек до грехопадения.
Что такое грехопадение?
Последствия грехопадения прародителей
Первородный грех
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ГРЕХОПАДЕНИЕ.docx

— 49.95 Кб (Скачать файл)

Прочие последствия Господь  сам говорит Адаму и Еве:

Еве Бог сказал: "В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу". То есть, рождение детей становится для женщины мучительным и сопряженным с опасностью для здоровья и даже для жизни, кроме того, теперь муж будет господствовать над ней.

Адаму сказал: "За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб", то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, "пока не возвратишься в землю, из которой ты взят", то есть пока не умрешь. "Ибо прах ты и в прах возвратишься".

А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: "проклят ты за то, что ты сделал это". И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: "Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту", то есть от жены произойдет Спаситель мира, который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

После Творец одел Адаму и  Еву в кожаные одежды и изгнал их из рая. Под «кожаными ризами» подразумевается нынешнее наше телесное состояние.

Первородный грех Адама и  Евы со всеми его последствиями путем естественного рождения перешел на все их потомство, то есть на все человечество, на всех нас. Поэтому мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха.

Можно задуматься: а не слишком  ли жёсткое наказание за всего  лишь принятие в пищу плода с дерева? Но ведь дело вовсе не в этом. Целью проклятия является не отмщение, а исправление человека через смирение его гордыни и приведение его к покаянию.

Ведь человек  не просто нарушил заповедь, проявив своё непослушание. В него вселилась гордыня. Человек  захотел стать Богом, забыв о  том, кто его сотворил. Гордыня же не позволяет Адаму и Еве покаяться в содеянном, и они начинают лгать.

Возникает ещё один вопрос:Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей. А если допустил, то почему Господь просто не возвратил их после грехопадения в прежнее состояние райской жизни? 

Всемогущий Бог, несомненно, мог бы не допустить падения первых людей, но Он не захотел подавлять их свободы, потому что не Ему же было искажать в людях Свой собственный образ. Образ же и подобие Божие в первую очередь выражается в свободе воли человека.Священник Александр Мень считает, что: «Стремление человека к своему божественному идеалу, его любовь к Истине, к Богу и его служение высшим замыслам — все это проявления свободы. Но свобода была бы призрачной, если бы не предполагала возможности воспротивиться призыву Творца и избрать свой путь».Иначе говоря, невозможно стать святым без наличия возможности стать грешным (совершить грех). 

Спасти первых людей путем  сохранения для них тех условий жизни, в которых они находились до своего падения, было невозможно потому, что погибель их заключалась не в том, что они оказались смертными, а в том, что они оказались преступными. Значит, пока они сознавали свое преступление, для них безусловно был невозможен рай именно в силу сознания ими своей преступности. А если бы случилось так, что они забыли бы о своем преступлении, то этим самым они бы только подтвердили свою греховность, и стало быть - для них опять таки был бы невозможен рай в силу их нравственной неспособности приблизиться к тому состоянию, которым выражалась их первобытная жизнь в раю. Следовательно, возвратить себе потерянный рай первые люди безусловно не могли - не потому, что этого Бог не хотел, а потому, что этого не допускало и не могло допустить их собственное нравственное состояние.Можно было уничтожить согрешивших людей и создать новых, но новосозданные люди, имея свободную волю, разве не стали бы грешить?

Казалось бы, а зачем вообще Господь дал первым людям эту заповедь? Но стоит понимать, что тут не было никакой провокации на грех. Выполнением одного элементарного требования человек мог показать свою любовь к Создателю, тем самым сближаясь с ним, достигая обожения.

До грехопадения отношение  человека к Богу было отношением всецелого  и радостного послушания. Человек  находился в непосредственном общении  с Богом. Божественная благодать, укорененная  в природе человека самим актом  его сотворения, открывала ему  путь дальнейшего обожения.

Своим греховным самоутверждением человек "вытеснил" из себя Бога. Свт. Филарет Московский говорит, что, согрешив, "человек остановил в себе приток Божественной благодати».

В результате благодатная  связь с Богом разрывается, человек  выпадает из состояния изначального единства со своим Творцом. Теперь Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение которого вызывает в человеке не чувство любви и радости, но страх (Быт. 3, 10).

Само присутствие Божие  становится для человека невыносимым, отныне человек уже не может увидеть  Бога и не умереть, не может общаться с Ним лицом к лицу. Таким образом, именно отторжение от Господа и является главным его наказанием.

В природе человека тоже многое изменилось. Душа порабощается телом, здесь - источник страстей. Тело, в свою очередь, оказывается в зависимости от внешнего мира, порабощается потребностям. В отношения между составляющими человеческой природы вносится разлад. Следствия грехопадения явственно проявляются и в деятельности высших способностей человеческой души. Человеческий разум омрачается, что, например, находит свое выражение в неспособности различения добра и зла. Ослабевают и познавательные возможности разума, особенно в части, касающейся познания предметов духовного порядка. Сердце оскверняется неизвестными чувствами: ненавистью, завистью, унынием и др. Воля увлекается противоестественными желаниями и становится склонной более ко злу, нежели к добру. Человек впал во власть плотского самолюбия. Заблуждение в истине и привязанность к чувствам, страстная любовь или ненависть к чему-либо чувственному наполнили его жизнь и составили в нем закон плоти, закон животной жизни, подчиненной плотскому мудрованию.

Таким образом, душа человека в основном подчинилась телу и  его потребностям. Неразумная плоть стала управлять разумом, а разум стал жить пожеланиями плоти. Человек из духовного сделался плотским. И вся прежняя иерархия перевернулась в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем ее в мир.

Происходят изменения  и в сфере отношений между  людьми. До греха Адам и Ева были единым целым – после же их связь потеряла прежнюю прочность. До момента грехопадения "были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились"(Быт. 2, 25). И мы помним, что первым их чувством после нарушения заповеди стало именно чувство стыда. «Не вкушение от древа открыло им глаза: они видели и до вкушения, – объясняет св. Иоанн Златоуст, – но лишившись за преступление заповеди высшей благодати, они ощущают и чувствуют наготу, чтобы из охватившего их стыда вполне поняли, в какую бездну низвело их преступление... Учиненное ими преступление заповеди сняло с них ту чудную и необыкновенную одежду, т.е. одежду славы и вышнего благоволения… и возбудило в них чувство наготы, и покрыло их невыразимым стыдом».7

Итак, после грехопадения между людьми устанавливаются отношения отчужденности, подозрительности и вражды.

Также есть последствия и  глобального характера. В результате грехопадения человек утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновения своему господину и начинает мстить ему за причиненные страдания. Так, например, земля отныне отказывается кормить своего хозяина.В природе начали действовать губительные стихии, наносящие ущерб, иногда сводящие на нет тяжелый человеческий труд, вложенный в обработку земли.

Все эти факторы человеческого  существования перешли на весь род  со времён грехопадения. И поэтому  на каждом родившемся человеке лежит  бремя первородного греха.

  1. Первородный грех.

Поскольку все люди ведут  происхождение от Адама, то первородный  грех наследственным путем перешел  и перенесся во всех людей. Поэтому  первородный грех является в то же время и наследственным грехом.  Принимая от Адама человеческое естество, мы все с ним принимаем и греховную испорченность, по причине чего люди появляются на свет "чадами гнева по природе" (Еф.2.3).

Православию чуждо представление  о том, что потомки Адама несут  личную ответственность за грех прародителей, как за свой собственный грех:потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех, который был предметом их покаяния. Однако очевидно, что все люди наследуют последствия греха прародителей, те изменения, которые произошли в человеке после грехопадения, и, прежде всего, такое последствие, как смертность: "...одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим.5,12).

Юридическое понимание «первородного  греха» как преступления, за которое все люди несут ответственность, как за свои личные грехи, впервые введено в богословие Блаженным Августином в его полемике с пелагианами, отрицавшими порчу человеческой природы в результате грехопадения Адама. Основатель этой ереси Пелагий учил, что грех Адама не произвел никаких повреждений даже в его собственной природе и тем более не мог произвести никаких вредных последствий в природе потомков. По учению Пелагия, все люди рождаются такими же невинными и непорочными, каким был и Адам при его сотворении, и находятся в таком состоянии до тех пор, пока не разовьются в них сознание и свобода, при которых только и возможен грех. Прародительский грех, по мнению Пелагия, для потомков Адама имеет лишь силу дурного примера, грешат же все люди в силу личной свободы, которая в них настолько сильна, что если бы человек твердо и искренно решился не грешить, то он мог бы стать абсолютно безгрешным. Впрочем, даже безгрешный человек не мог бы избавиться от смерти, ибо, по учению пелагиан, все люди смертны по природе, а не в силу грехопадения Адама.

В полемике с пелагианами Блаженный Августин допускал некоторые крайности. Так, он считал, что повреждение человеческой природы настолько глубоко, что в человеке не осталось никакого расположения к добру, и только Божественная благодать совершает наше спасение. Однако главное Августин подметил правильно: греховная порча человеческой природы является наследственной и наклонность к греху проявляется в раннем возрасте.Ссылка 5 - арихимандритАлипий (Кастальский-Бороздин);архимандрит Исайя Белов «Догматическое богословие»

Так, святитель Григорий Палама, объясняя, почему Христос воплотился от Девы, а не через брак, отмечает, что Спаситель «был единственным, не зачатым в беззакониях, не во грехах чревоносим... Потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и явно враждебным закону духа, — хотя у целомудренных, путем силы воли, и держится в рабстве, и послабляется только в целях деторождения, — как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением, и называемо так, и рождает, конечно, для нетления, и является страстным движением человека, не сознающего чести, которую наше естество прияло от Бога, но потом уподобилось животным».8

Наследственность первородного греха всеобща, ибо никто из людей  не изъят из этого, кроме Иисуса Христа, рожденного вышеестественным образом от Святой Девы и Духа Святого. Всеобщую наследственность первородного греха подтверждает многими и различными образами Святое Откровение Ветхого и Нового Завета. Так, оно учит, что падший, зараженный грехом Адам рождал детей "по образу своему" (Быт.5:3), т.е. по обезображенному, поврежденному, растленному грехом образу своему.

В Своей беседе с Никодимом безгрешный Спаситель объявляет, что для вхождения в Царство Божие каждому человеку необходимо возродиться водою и Духом Святым, поскольку каждый человек рожден с первородным грехом, ибо "рожденное от плоти плоть есть" (Ин.3:6). Здесь слово "плоть" (греч. "саркс") обозначает ту греховность естества Адама, с которой каждый человек рождается на свет, которая проникает все существо человеческое и особенно проявляется в его плотских настроениях (расположениях), стремлениях и действиях. 9

Различают два ряда последствий  первородного греха:  
а) физические, которые выражаются в тленности человеческого естества и его смертности;  
6) нравственные, проявляющиеся в преклонности воли человеческой ко злу. 

Первородный грех необходимо строго отличать от грехов личных, то есть свободного противления  личности Божественному закону. Власти первородного греха подвержены все люди вне зависимости от меры личного совершенства, в том числе и младенцы, личных грехов не имеющие.  
Однако определить, что собственно есть первородный грех в природе человека, достаточно сложно. В естестве падшего человека невозможно отыскать такой части, такого природного свойства или качества, которое можно было бы определить как первородный грех.

Но все  же при всей силе, первородный грех (в смысле повреждения человеческой природы) не лишил человека свободы. Он – не рок, непреодолимо заставляющий человека грешить, не есть то, что неминуемо обуславливает личный грех человека, иначе человек был бы невиновен ни в чем. Свобода человеческой личности, как великий дар Божий, остается.

 

Заключение.

Как бы ни было тяжко падение Адама и Евы, повредившее всё человеческое существо: разум, волю, чувства и тело, они все же не вполне утратили запечатленный в них образ Божий. Он повредился, но не был уничтожен грехом в человеке. Хотя воля человека преклонилась более к злу, нежели к добру, однако она осталась неповрежденной по отношению к желанию добра и зла.

Он может  чувствовать доброе и желать добра. Он по-прежнему имеет некоторую способность творить добро и раскаиваться в зле. Например, после грехопадения прародители почувствовали стыд, тотчас услышали голос Господа и узнали Его, поняли, что сделали злое дело, — все это свидетельствует о том, что в них сохранились остатки образа Божия: разум, совесть и способность в будущем к покаянию. Разум человека даже и в падшем состоянии не утратил способности к познанию истины.

Поэтому не стоит  думать, что Господь отвернулся от человека после его прегрешения. Мы по-прежнему можем и должны стремиться к обóжению.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Информация о работе Грехопадение прародителей и его последствия