Древнеславянский пантеон богов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

В Киевской Руси первая известная нам религиозная реформа была проведена князем Владимиром в 980 г. – всего за 8 лет до принятия христианства. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного. Перуна деревянного, а голову его серебряную, а ус золотой, и Хорса Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь и приносил им жертвы, называя их богами… и приносил жертвы бесам». Функции богов нередко смешивались, одна и та же могла приписываться нескольким божествам. Помимо того, нам известны два центра восточной Славии, где складывались свои пантеоны – южные земли во главе с Киевом и север земли во главе с Новгородом. И, наконец, в разных местностях верили в своих богов и божков.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….. 3
1. Основные этапы развития язычества…………………………...……………. 4
1.1. первый этап (раннее язычество) – почитание духов……………….. 4
1.2. второй этап – поклонение первобогам (духам - богам)……………. 6
1.3. третий этап – поклонение многим богам (политеизм)……………...7
2. Божества, покровительствующие земным общечеловеческим
основам жизни……………………………………………………………….... 9
3. Божества, покровительствующие всеобщей форме жизни…………..…… 11
3.1. Перун………………………………………………………………… 11
3.2. Стрибог…………………….………………………………………… 12
3.3. Ярило………………………………………………………………… 12
3.4. Хорс………………………………………………………………….. 12
3.5. Симаргл……………………………………………………………… 13
3.6. Макошь………………………………………………………………. 13
4. Божества, раскрывающие образ жизни людей…………………………….. 15
4.1. Берегиня………………………...…………………………………… 15
4.2. Баба………………………...………………………………………… 15
4.3. Жива…………………………………………………………………. 15
4.4. Купало……………………………………………………………….. 16
4.5. Лада………………………………………………………………….. 16
4.6. Лель………………………………………………………………….. 17
4.7. Троян………………………………………………………………… 17
4.8. Тур…………………………………………………………………… 17
4.9. Чур…………………………………………………………………… 18
4.10. Волос (Велес)…………………………………………………….….18
Заключение………………………………………………………………. 19
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по отеч культуре Древнеславянский пантеон богов и его культы.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Рядом с Дажбогом и  его отцом Сварогом по выполняемым  функциям стоял бог огня и солнечного света, покровитель хлебопашества  Световид. Эти три божества покровительствовали  земным общечеловеческим основам жизни, тесно связанным между собой: солнцу и свету, небу и земле, труду и хлебу, плугу и пшенице.

Следующая группа языческих  божеств покровительствует всеобщей форме жизни.

Перун – бог плодородия, молний и грома. Он – творческая сила, оживляющая все, дарящая дождь, а позднее – еще и бог-воин, покровитель войска. В Киевской Руси Перун понимался как княжеско-дружинный бог, именно его «идол» стоял на теремном дворе сначала Олега, а затем и Игоря в Киеве.

   Стрибог – бог ветров и движения, его дыхание – это ветер, с помощью которого происходят все изменения в мире. Его семантику объясняет «Слово о полку Игореве»: «ветры, Стрибожи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря». Считается, что Стрибог был дедом, родоначальником ветров.

Ярило – бог весеннего пробуждения, расцвета природы и продолжения рода. Народная традиция изображает этого бога как молодого парня в белой одежде на белом коне. С венком на голове, пучком ржаных колосков в правой руке, человеческой головой – в левой. Ярило олицетворял торжество жизни над смертью. Это бог, который засыпал на зиму и пробуждался весной.

Хорс – божество небес. Происхождение образа и этимология слабо выяснены. Считался богом солнца, но не исключено, что идентифицировался с «ночным светилом» - месяцем, поклонение которому было распространено среди славян.

Симаргл – бог-хранитель земных плодов, посевов и земледелия вообще. Он был тесно связан с верой в могущество корней растений. Изображение Симаргла в виде переплетения ветвей и листвы украшало старинные книги.

Мокоша – женское божество. Имя Мокоши выводят от слов мокнуть, мокрый. И первоначально ее почитали как богиню влаги, воды, поэтому и плодородия. Позднее содержание этого культа значительно изменилось и  конкретизировалось, в образе Мокоши нашло олицетворение социально выраженное явление – богиня стала пониматься как покровительница дома, семьи, жизненных благ и благосостояния.

Третья группа языческих  богов раскрывает образ жизни  людей, что проявляется в гармонии добрых жизненных земных начал, противостоящим злым, черным и мертвым силам.

Добрые жизненные начала символизировали следующие боги: Берегиня – хранительница жилья и семьи; Баба – здоровья и плодородия; Велес – бог земного благосостояния, опекун торговли, покровитель домашнего скота («скотный» бог); Жива – женского счастья; Купало – бог летнего солнца, плодородия и радости, согласия и любви; Радогой – торговли и путешествий; Лада – богиня весны, любви и благосостояния; Порядок – бог верной супружеской жизни;  Леля – веснянка; Лель – бог любви; Ор – земледелия; Своба – воли; Слава – победы, удачи; Троян – строительства; Тур – силы и рыцарства; Чур – божество, которое охраняет домашний очаг, род. Противостояли добрым началам такие силы, как: Черт, Пек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Божества, покровительствующие земным общечеловеческим основам жизни

 

Среди исследователей славянской культуры нет единого ответа на вопрос, кто был у древних славян богом солнца? Некоторые полагают, что бог солнца у древних славян был Ярило, другие – Дажьбог, третьи называют Световида – это не совсем так. Отчасти каждому из главных племенных языческих богов, какими являлись Дажьбог и Световид, были присущи черты Бога Солнца, с другой стороны, и этим богам и солнцу придавали свойства мужские, свойства Рода. Однако у юго-восточных славян был бог солнца  Хорс. Не случайно в «Слове о полку Игореве» Хорс упоминается именно в связи с югом, с Тмутараканью.

Рассмотрим теперь связанных, очевидно, между собой богов: Сварога, Дажьбога. Первый из них не представлен  среди идолов Владимирова пантеона и, таким образом, не входит в перечень «семи богов». Но существует свидетельство, которое позволяет исследователям считать его персонажем высшего уровня мифологической иерархии. Это вставка, включенная славянским переписчиком в перевод отрывка из «Хроники» византийского автора VI в. Иоанна Малалы (в так называемой Ипатьевской летописи). Сварог отождествляется с повелителем огня и кузнечного дела – и говорится, что после Сварога царствовал его сын Солнце, которого называют Дажьбог (Даждьбог).

Постоянный атрибут  Сварога – огонь, зажигаемый в  ритуальных целях под овином и называемый сварожичем. Поскольку нигде не упоминаются идолы Сварога и он отсутствует в обычных перечислениях богов, мы имеем основания считать его персонажем более низкого уровня – духом огня. Но приходится и учитывать то, что он назван отцом Дажьбога, что не дает возможности вовсе «опустить» его до уровня мелких демонов.

Сварог – верховный  владыка Вселенной, родоначальник  прочих светлых богов или, как  называли его славяне – великий, старый бог, прабог, в отношении к  которому все другие стихийные божества представлялись его детьми, прибогами (т.е. младшими, от него происшедшими). От него родились боги солнца, молнии, облаков, ветров, огня и вод. Сварог, как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня.

Сварожич – огонь, сын неба-Сварога. Происхождение  земного огня приписывалось нашими предками богу гроз, который послал на землю небесное пламя в виде низринутой молнии.

Перун- Сварожич – другой сын Сварога-неба, огонь-молния. Молнии были его оружие – меч и стрелы; радуга – его лук; тучи – одежда или борода и кудри; гром – далеко звучащее слово, глагол божий, раздающийся свыше; ветры и бури – дыхание. В последствии распалось на отдельные божества – бог грома и молнии Перун, земного огня Сварожич, воды Морской царь, ветров Стрибог.

Дажьбог – Солнце, сын  Сварога. Обожание солнца славянами  засвидетельствовано многими преданиями и памятниками. Солнце – творец урожаев, податель пищи, и потому покровитель  всех бедных и сирых. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению – карателем нечистой силы мрака и холода,  потом нравственного зла – неправды и нечестия. Каждый день повторяется борьба, и каждый раз побеждает Солнце.

Сам Дажьбог в перечнях имен богов обычно упоминается вместе со Стрибогом. Оба бога упомянуты в «Слове о полку Игореве», причем русский народ дважды назван Дажьбожьим внуком, что позволяет предположить в этом боге мифического родоначальника или покровителя древних русичей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Божества, покровительствующие  всеобщей форме жизни

 

Древние боги были и остаются вполне реальными участниками нашей  повседневной жизни. Но, в отличие  от одиночных духов, манифестация богов  носит торжественный, величественный характер. Являются они, как правило, со всей своей свитой в местах наибольшего скопления людей.

 

3.1. Перун

 

Верховным божеством наших предков  был Перун, бог грома и молнии. Славяне, пишет, например, Прокопий Кессарийский (VI в.), «считают, что один из богов – создатель молнии - … есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных». Слова «единый владыка всего» означают, что культы отдельных, не связанных между собой богов к этому времени уже начали складываться в общеславянскую религиозную систему, и центром ее становился Перун.

Он однозначно истолковывается  учеными как громовник (бог грозы), культ которого, общий для всех славян, восходил к древнейшему культу Громовержца в индоевропейской  мифологии, связанного с военной  функцией. Потому и Перун считался у славян покровителем военной княжеской дружины (которая клялась его именем) и самого князя. Возможно, именно потому с усилением у восточных славян княжеской власти Перун оказался во главе пантеона.

Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых. По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.

Идол Перуна в Киеве  стоял на холме еще во времена князя Игоря. В летописи под 945 годом читаем: «На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун, положил оружие свое и щиты, и золото…». На холме стоял и его идол в Новгороде.

Из дней недели Перуну был посвящен четверг, из животных – конь, а из деревьев – дуб. При раскопках святилища в Перыни были обнаружены остатки дуба, как и, кстати, следы жертвоприношения лошади. Известны предания о вечном огне из дубовых дров у идолов Перуна.

После принятия христианства культ Перуна, верховного языческого божества, подвергся наиболее яростному и сокрушительному искоренению. Как гласит летопись, в 988 году воспринявший крещение князь Владимир повелел привязать Перуна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи». Перун, как и другие языческие боги, был причислен к разряду бесов, а на месте его святилищ построили православные храмы. В Киеве на холме, где стоял идол Перуна, князь Владимир поставил церковь святого Василия (поскольку при крещении он получил христианское имя Василий),  на месте новгородской Перыни был воздвигнут Перынский  скит с церковью Рождества Богородицы.

С течением времени функция  громовержца в народной культуре была перенесена на Илью-пророка, и  он стал по существу христианским заместителем Перуна.

 

3.2. Стрибог

 

В «Слове о полку Игореве» ветры названы стрибожьими внуками, что дало основание исследователям говорить о нем как о боге воздушной  стихии.

Стрибог – бог воздушных  течений и стихий. Он был дедом, прародителем всех видов ветров, а их названий в русском языке существует множество. Видимо, именно ему подчинялись ветры, собственные имена некоторых из них утрачены, возможно одного из них называли Ветер, другого Ураган и т.д. Но название двух ветров дошли до нас. Это Погода (Догода) – лёгкий приятный западный ветерок. Не случайно всё остальное состояние атмосферы, кроме названного, именуют непогодой. Посвист (Позвизд или Похвист) – старший ветер, живущий на севере. Изображался в огромном развевающемся плаще. В сказках Позвизда иногда заменяет Соловей-разбойник, образно воплотивший всю злую и разрушительную силу ветра.

Изображали его дующим в рога. В народе верят, что теплые, весенние ветры происходят от добрых духов, а вьюги и метели от злых.

 

3.3. Ярило

 

Ярило – бог весенних гроз. Его представляют молодым, красивым, разъезжающим по небу на белом коне и в белой мантии; на голове у него венок из весенних полевых цветов; в левой руке держит он горсть ржаных колосьев, ноги босые. Яриле принадлежит особая роль в сельскохозяйственной обрядности, особенно весенней. Где Ярило пройдет – будет хороший урожай, на кого посмотрит – у того в сердце разгорается любовь.    

Празднества в честь  него сохранились у восточных  славян до XXв. Сведения о Яриле в основном почерпнуты из этнографических данных – записей народных праздников и обрядов.

 

3.4. Хорс

 

В списке богов Владимирова пантеона Дажьбогу непосредственно предшествует Хорс (Хорсъ, Хърсъ, Хръсъ). Сами русичи воспринимали его имя как чуждое, темное, иностранное, о чем свидетельствуют  многочисленные искажения этого имени при переписке книг (при том, что имена «своих» богов – Перуна, Волоса, Мокоши, Дажьбога даже в поздних памятниках письменности, как правило, не искажаются). А в новгородских и вообще в северорусских землях никаких свидетельств о Хорсе нет.

 Однако известно, что  божество с именем Хорс почиталось  в Иране, и имя это означало  «сияющее солнце». А в Киеве,  помимо славянского населения,  жило еще несколько влиятельных  этнических групп, в том числе  и иранцы – вооруженные воины  из Хорезма, где почитание Солнца было главным государственным культом.

Хорсу посвящены два  очень крупных славянских языческих  праздника в году (связанные также  со  Световидом, Ярилой - Яровитом) –  дни летнего и зимнего солнцестояния  в июне и в декабре.

Хорс упоминается и в некоторых  других памятниках литературы: «Слове о полку игореве» (с эпитетом «великий») и различных церковных поучениях  против язычества («Слово некоего Христолюбца», «Слово о том, како погани сущее языци  кланялися идолом»).

 

3.5. Симаргл

 

Симаргл (Сим-Рьгл, Переплут) – бог  огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными  богами; божество, входившее в число  семи божеств древнерусского пантеона. Древнейшее божество, восходящее к  берегиням, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы. Как бы олицетворение вооруженного добра. Позже Симаргла стали называть Переплутом, возможно потому, что он был связан больше с охраной корней растений. Обладает и демонической натурой. Имеет способность исцелять, ибо он принес с неба на землю побег дерева жизни.

 

3.6. Макошь

 

Макошь – единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма в пантеоне князя Владимира. У некоторых северных племен Макошь – холодная недобрая богиня.

Согласно гипотетически  реконструированному мифу, она была огненным ударом низвергнута на землю, а ее 7 (12) детей превращены Громовержцем в мелких зверушек: ящериц, змей или вредных насекомых: комаров, мух (кроме младшего сына, который выдержал испытание огнем, оказавшись «своим», и воскрес в удвоенном (близнечном) облике, став покровителем удачного урожая и целителем); дом же их сожжен молнией. Макошь, таким образом, связана с верхом и низом, огнем и влагой, чем объясняется ее «промежуточное» положение в перечнях.

Информация о работе Древнеславянский пантеон богов