Древнеславянский пантеон богов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

В Киевской Руси первая известная нам религиозная реформа была проведена князем Владимиром в 980 г. – всего за 8 лет до принятия христианства. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного. Перуна деревянного, а голову его серебряную, а ус золотой, и Хорса Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь и приносил им жертвы, называя их богами… и приносил жертвы бесам». Функции богов нередко смешивались, одна и та же могла приписываться нескольким божествам. Помимо того, нам известны два центра восточной Славии, где складывались свои пантеоны – южные земли во главе с Киевом и север земли во главе с Новгородом. И, наконец, в разных местностях верили в своих богов и божков.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….. 3
1. Основные этапы развития язычества…………………………...……………. 4
1.1. первый этап (раннее язычество) – почитание духов……………….. 4
1.2. второй этап – поклонение первобогам (духам - богам)……………. 6
1.3. третий этап – поклонение многим богам (политеизм)……………...7
2. Божества, покровительствующие земным общечеловеческим
основам жизни……………………………………………………………….... 9
3. Божества, покровительствующие всеобщей форме жизни…………..…… 11
3.1. Перун………………………………………………………………… 11
3.2. Стрибог…………………….………………………………………… 12
3.3. Ярило………………………………………………………………… 12
3.4. Хорс………………………………………………………………….. 12
3.5. Симаргл……………………………………………………………… 13
3.6. Макошь………………………………………………………………. 13
4. Божества, раскрывающие образ жизни людей…………………………….. 15
4.1. Берегиня………………………...…………………………………… 15
4.2. Баба………………………...………………………………………… 15
4.3. Жива…………………………………………………………………. 15
4.4. Купало……………………………………………………………….. 16
4.5. Лада………………………………………………………………….. 16
4.6. Лель………………………………………………………………….. 17
4.7. Троян………………………………………………………………… 17
4.8. Тур…………………………………………………………………… 17
4.9. Чур…………………………………………………………………… 18
4.10. Волос (Велес)…………………………………………………….….18
Заключение………………………………………………………………. 19
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по отеч культуре Древнеславянский пантеон богов и его культы.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Макошь покровительствовала всем женским занятиям, в особенности прядению. И почитали ее преимущественно женщины. Из дней недели Макоши была посвящена пятница. И в этот день в деревнях не пряли и не стирали – из почтения к богине. Во многих местностях такой запрет сохранялся вплоть до начала XX века.

В старину на Руси Макоши поклонялись на тайных женских собраниях, которые вели посвященные жрицы. Об этом рассказывает рукопись XIV века: «… Макоши не явно молятся, да … призывая идоломолиц баб, то же творят не токмо худые люди, но и богатых мужей жены». Макошь, изначально, по-видимому, являвшаяся божеством плодородия, представлялась христианским священникам воплощением всего темного, телесного, низменного.

В действительности же Макошь («ма»-мать, «кош»-судьба), можно прочесть как  «мать судьбы». Она ведала всеми богатствами Земли и могла допустить или закрыть доступ к ним. Героиня сказов Бажова Хозяйка Медной горы, имеющая реальный прототип, и есть Макошь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Божества, раскрывающие  образ жизни людей

 

4.1. Берегиня

 

Берегини (наподобие греческих  пенатов) хранили благополучие разных мест и видов природы, а также  дом.

Христианству удалось  превратить в свою противоположность  и русалку – древнейший вид  берегини, жившей в водах. Изображалась она всегда с женским лицом и обнажённой грудью, рыбьим туловищем и хвостом. Само слово «берегиня» произошло от понятия – оберегать, помогать странствующему, плывущему, терпящему бедствие добраться до берега. Это делали у славян русалки. Однако в период критики и отрицания язычества, демонизации языческих богов постепенно внедрялась мысль, что русалки – утопленницы и умершие некрещёные дети. Их стали бояться.

Берегинями также были птицы с женским лицом: сладкозвучная  Сирин, возрождающаяся из пепла птица  Феникс, Стратим – мать всем птицам, старейшая и большая, Жар-птица, девушки-лебеди (лебёдушки), Ноготь-птица и т.д.

Берегинь было много; они сберегали человека повсюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали  посевы, скотные дворы, детей, пели им колыбельные песни, рассказывали сказки (байки), навевали сны.

 

4.2. Баба

 

Наиболее древнейшая из них – Баба Яга. У всех возникают  вопросы: что означает Яга? Почему она  такая страшная? И уж тем более  никто не верит, что Баба Яга изначально заботливая берегиня.

Слово «Яга» огрублённое от «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура – некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное – пращур. Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо – воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. В период насаждения христианства всем языческим богам, божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым до сих пор пугают маленьких детей.

В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать и т.д.

 

4.3. Жива

 

Жива – богиня мировой жизни (весны), плодородия и любви; воплощает  жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит – воскрешает умирающую  на зиму природу, дает земле плодородие, растит нивы и пажити. В правой руке она держит яблоко, в левой – виноград. В начале мая ей приносят жертвы. Кукушка принималась за ее воплощение. Так доныне, заслышав весеннею порою кукушку, к ней обращаются с вопросом: сколько лет остается жить на белом свете. Ответы ее признаются за пророчество, посылаемое свыше. Девушки чествуют кукушку: крестят ее в лесу, кумятся между собой и завивают венки на березе. 

 

4.4. Купало

 

Купало – плодотворящее божество лета. «Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинъ Цересъ, ему же безумныи за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».

Купала – это не бог, а богиня, на что указывал еще  А.С. Фамицин, который тоже привел по этому поводу фольклорные данные. Такое разночтение относительно пола данного бога может говорить лишь о том, что культ Купалы уже однажды исчезал, и возрождался вновь, но уже с измененными функциями.

Поскольку праздник этой богини, отмечавшийся в народе 24 июня, приходится на водный месяц, то она могла быть богиней водной стихии. Официальное церковное его название – праздник Иоанна Предтечи, но в народе его по-прежнему называют праздником Ивана Купалы. Объединение в одном имени древней богини и христианского святого произошло в силу совпадения водного крещения – «купания» с божественным именем «Купала».

Связь купальских обрядов с аграрной магией «макушки лета» несомненна. Анализ русской вышивки показал, что к этому сезону относятся  ритуальные полотенца с изображением Макоши - Купалы, где богиня окружена солнечными знаками и всегда показана с опущенными к плодоносящей земле руками; голова Купалы нередко увита колосьями, колосья изображались и у ног богини. Если в весеннем цикле по сторонам богини изображались женщины - всадницы с сохами за спиной, то на полотенцах купальского цикла вышивали всадников - мужчин.

 

4.5. Лада

 

Особенно любили славяне  Ладу – богиню любви, красоты, очарования,  покровительница любви и браков. Наряд Лады сияет ослепительным  блеском солнечных лучей, красота  ее очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами; с другой стороны, она выступает воинственной героиней, носится в бурях и грозах по небесным пространствам и гонит дождевые тучи.

 С наступлением  весны, когда сама природа вступает  в союз с Ярилой, наступали и Ладины праздники. В эти дни играли в горелки. Гореть – любить.

С корнем «лад» связаны  многие слова брачного значения, союза  и мира. Лад – супружеское согласие, основанное на любви; ладить – жить любовно; ладковать – сватать; лады – помолвка; ладило – сват; ладники – уговор о приданом; ладканя – свадебная песня; ладный – хороший, красивый. И самое распространённое – лада, так называли любимых. Это можно найти в «Слове о полку Игореве».

Культом Лады объясняется  суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как ко дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться. У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.

 

4.6. Лель

 

Лель – божество весны и молодости из свиты Лады, побуждающее природу к оплодотворению, а человека к брачным союзам. Он старший сын Лады, сила его состояла в воспламенении любви. Иногда изображался он в виде златовласого пламенного крылатого младенца. Он метал из рук искры, воспламеняя любовь. По молодости лет своих, Лель порой просто забавляется любовью, хотя делает это из добрых побуждений – для него это веселая игра. Появляется Лель весной, живет вместе со своим братом Полелем в лесу. Вместе они выходят утром встречать Ярило. Свирель Леля можно услышать в Купальскую ночь.

 

4.7. Троян

 

Троян – языческое божество, в  старинных памятниках упоминают  наряду с Перуном, Хорсом и Волосом. Имя Троян образовалось из слова  «три», «трое», и весьма вероятно, его  тождество с Триглавом. По указанию одного из вариантов сербского предания, Троян имел три головы и восковые крылья, и козьи уши.

 

4.8. Тур

 

Тур – воплощение Перуна; «на своих законопротивных сборищах некоего Тура-сатану и прочия богомерзкия скареды измышляющее-вспоминаютъ» (Синопсис). Со словом «тур» нераздельны понятия о быстром движении и стремительном напоре. В дальнейшем, производном значении этого слова, «ярый тур» - храбрый, могучий воитель.

 

 

 

 

4.9. Чур

 

Есть ещё необыкновенное божество: Чур – божество границы, одно из древнейших божеств-берегинь. Произошло от «щур».

Чур (Цур) – древний  бог очага, оберегающий границы  земельных владений-межей. Его просили  о сохранении межей на полях. Чур связан с миром. Он освещает и защищает право собственности (ср. «чур – моё!»), осёдлость человека на земле, гуманные нравственные принципы, всё делит по справедливости: «чур – пополам!», «чур – вместе!».

Слово «чур» и ныне употребляется в значении запрещения. Чурка – деревянное изображение  Чура. Чур – одно из древнейших названий, какое давалось домовому пенату, т.е. пылающему на очаге огню, охранителю родового достояния.

 

4.10. Волос (Велес) 

 

Перуну, согласно сюжету мифа, был противопоставлен противник  – змей, связанный с подземными водами. Реконструируется соотнесение  противника также с низменностью и загробным миром. В славянской традиции его имя, по предположению ученых, - Велес (или Волос).  В северорусских землях этот бог почитался под именем Велеса. По вполне понятным причинам идола Велеса не могло быть среди поставленных князем Владимиром на холме: богу, связанному с нижним миром, не место на возвышенности. Но бог этот, несомненно, входил в официальный пантеон: если княжеская дружина, как мы помним, при заключении договоров клялась военным богом Перуном, то прочие – Велесом как богом всенародным, покровителем всей Руси.

Древнерусские источники постоянно  называют Волоса «скотьим богом» (например, Лаврентьевская летопись). Значит, этот бог покровительствовал хозяйству, и, прежде всего, скотоводству. В Древней Руси скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящих сил, плодородия, богатства, а также важным объектом торговли. О состоятельности человека судили по количеству скота, которым он владел. И получается, что Волос был не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства.

В культе Волоса важную роль играют шерсть, волос – все это  символы достатка, благосостояния, плодовитости. В русских деревнях «Волосовой бородкой» называли последний  пучок несжатых колосьев, которые  специально оставляли в поле в  дар божеству плодородия.

Постоянным атрибутом  фольклорных персонажей, связанных  с образом Велеса, является также  хромота или одноногость (ассоциирующаяся  в народном представлении со змеем).

 

 

 

Заключение

 

Как видим, древнерусские памятники  лишь отчасти отражают реально существовавшие культы языческих божеств. Некоторые из них, попавшие в списки «официально значимых» богов, даже не являлись собственно славянскими и вряд ли были знакомы простым людям. Другие, как, например, божество огня, стоявшие гораздо ближе к каждодневным потребностям людей, видимо, не успели «дорасти» до уровня высших богов, и не попали в создававшийся князем Владимиром государственный пантеон. У современных исследователей есть все основания считать, что этот пантеон был достаточно искусственным образованием, он скорее помогал Владимиру решать политические задачи, нежели отражал развитие реальных народных верований.

  Большинство упомянутых здесь имен высших богов, вероятно, уже к XVI – XVII векам было предано забвению, а их функции перешли к разным христианским святым (а иногда и к самому Богу). Но с уходом из памяти языческих божеств у восточных славян стал формироваться народный культ святых, сильно отличавшийся от канонического православного. В этом культе почти никакого внимания не уделялось подвигам, которые совершил святой, или мучениям, которые он претерпел во имя веры, зато особо почитается способность того или иного святого оказывать покровительство в определенной сфере жизни. Например, считается, что святой Василий Кессарийский покровительствует разведению свиней, а святые Флор и Лавр – коневодству. Святитель Николай якобы оберегает людей в дороге, поэтому его образ принято брать с собой в путешествие. Такое отношение сближает народный культ святых с языческим поклонением различным божествам, каждое из которых имело свои определенные «обязанности».

Помимо высших богов, у восточных славян существовали божества рангом пониже – они властвовали  над плодовитостью людей и  скота, урожаем на полях, плодородие почвы. От их благосклонности древнерусский крестьянин зависел гораздо больше, чем от покровительства далеких и не слишком понятных высших богов. Все эти божества были тесно связаны с ежегодными природными изменениями, с кругом хозяйственной деятельности.

В Древней Руси верили не только в высших и низших богов – наши предки наделяли сверхъестественными свойствами всю природу: землю, воду, воздух, растения, камни, огонь. Языческая вера, заставлявшая человека относиться ко всему в природе как к живым существам, породила особые представления о душе – отдельной от физической оболочки невидимой сущности, которая обеспечивает жизнь и которой обладает не только человек, но и все элементы природы.

Земле, камням, деревьям, огню, водным источникам поклонялись  еще в XV-XVI веках. Об этом свидетельствуют гневные обличения служителей церкви: «А другие к колодцам приходят и в воду мечут, Велеару жертву принося. А другие огню и камням, и рекам, и источникам, и берегиням, и в дрова. Не только прежде, в язычестве, но многие и ныне это творят». В грамоте митрополита Макария (1534 г.) говорилось: «Многие христиане молятся по скверным своим мольбищам деревьям и камням» и предписывалось «в селах и лесах те скверные мольбища, каменья и деревья везде разорять и истреблять и огнем жечь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

Информация о работе Древнеславянский пантеон богов