Зарождение христианства в римской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:10, реферат

Краткое описание

Христианство возникло в Палестине в 1 веке нашей эры. Его родство с иудаизмом, проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан. Вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей.
Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально – исторических факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

        ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

 

 

Христианство возникло в Палестине в 1 веке нашей эры. Его родство с иудаизмом, проявляется  в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как  иудеев, так и христиан. Вторая часть  Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей.

   Относительно быстрое распространение  христианства  в малоазиатских  провинциях Римской империи и  в самом Риме было обусловлено  рядом социально – исторических  факторов. Когда перед империи стояла угроза полного распада, когда на границе страны все время происходили нападения жителей непокоренных Римом народов, которые уже давно не боялись ни воинов, ни легионов Рима, так как в самой внутренней системе все больше и больше было противоречий и разногласий.

   Беспощадность и жестокость  ситуации, порожденной всеобщим  бессилием, привела к надежде  и упованию на спасение в  религии, однако старая вера  и языческие боги не в силах  были ничем помочь. Беспощадность  и растущие сомнения в справедливость и честность земных порядков сделали свое дело и жители Рима более не верили в языческих богов. Именно это было самым верным периодом для прорыва христианства, которое стало просто спасением для несчастных, которых непосредственно коснулось беспощадность и жестокость земных порядков и правителей. Обиженные, несчастные и обездоленные, они только и уповали теперь на нового бога, которого они только что для себя открыли. Однако не так-то просто было принять христианство и, тем более, его проповедовать среди ожесточенных правителей и католических церковных сановников.

   Путь христианства проходил  сквозь терни, угнетенные, ставшие  жертвой беспощадности царящего  правления, несчастные, все они  понимали всю сложность и невозможность  борьбы с земной властью, столь сильна и могущественные были ее представители, однако не только бессилие привело к поискам нового бога. В Риме царил полнейший хаос, все время подавлялись восстание рабов, борьба с католической церковью продолжалась все более и более ожесточенно.

    Несчастные жители Рима всячески надеялись, что хотя бы после их смерти, в загробном мире смогут их души обрести покой. Однако на самых первых порах развития христианства, считалось даже, что в их учении есть многие элементы языческих религий.

    В совершенно новом восприятии бога и божеской силы, религия предусматривала также веру в сатану, в Эдем и ад, в суд после смерти. Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласила равенство всех людей как грешников.

   Для рабов христианство  было исключительной возможностью  стать равным всем, так как  это освобождало его из категории рабства, даруя ему духовную свободу – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Бедняк, которого полностью изгнали из общества, в общине мог иметь вполне законное место.

   Христианство имело вполне  ясные и похожие черты с  мистериальными культами, однако существовали по крайней мере несколько важнейших отличий, среди которых самым ключевым было почитание не мифического персонажа, а вполне реальной исторической личности, учение которых стали ярким примером для подражания и демонстрирование почитания и веры.

   Христианское вероучение  существенно отличалось от того, что предлагали мистериальные  культы. Христианство часть своей  терминологии брало из греческой философии.

  Однако ключевой момент в христианстве состоит в том, что Христос стал человеком, перенес множество унижений и боли, и затем воскрес на небесах.

    Христианство в своем  первоначальном виде до крайности  упростило религиозные обряды  и формы культа. Христиане решительно отказались от страшных обрядов правовых жертвоприношений, заявляя, что мифический основатель религии Христос добровольно обрек себя на жестокие страдания и смерть и тем самым раз и навсегда избавил своих последователей, от необходимости правовых жертв.

   Эта религия существенно  отличалась от других видов  вероисповедания, может быть это  была причиной того, что его  последователи были удостоены  жестоких и постоянных гонений,  но это не помешало тому, чтобы число христиан все время множилось.

     Целых пять столетий, которые последовали за распятием Иисуса Христа, большая часть жителей Римской империи, которые включали также римских правителей, все таки стали христианами.

    Христианство повлияло  на нравы и мораль. Церковь  боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

   

        РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА

      

 

       Становление римского искусства относится к республиканскому периоду. В его начале сохранялось сильное влияние этрусков. На Капитолии, одном из семи холмов на берегу реки Тибр, установили созданную этрусским мастером бронзовую статую волчицы ( 5 век до н.э.), по преданию вскормившей своим молоком Ромула и Рема. Это статуя стала символом Рима.

     Скульптуры и живопись  начинают развиваться с 3-2 в.в.  до н.э., во многом под влиянием  древнегреческого искусства. Памятником  греко-римского стиля является  алтарь Домиция Агенбарба, украшенный рельефами работы греческого римского мастеров. Скульптурный портрет ярко представляет историю Рима в лицах. В лицах римлян чувствуется суровое благородство, иногда расчетливая трезвость, сила духа и стойкость характера.

   Христианское искусство охватывает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные для нужд христианских общин, начиная с апостольских времен и до упрочения византийской культуры в шестом веке.

       Распад  древнеримской империи был длительным процессом. Распространился кризис как власти, так и кризис позднеантичных идей и культуры. Даже христианство не укрепляло далекие географические территории. Разграничение становилось все большим формированием Западной и Восточной империи. Западную имперскую традицию, которую лелеют в Риме, трактуют как временный упадок, а попытки восстановить былое величие на идеях христианства делают Св. Феодосий и Св. Амвросий в Милане. Милан между 379 и 402 г.г. становится ненадолго столицей Западной империи. Именно в Милане строят величественную Апостольскую базилику и церковь Сан Лоренцо Маджоре. В Равенне выстроили кафедральный собор арманский баптистерий и прославленную Сант Аполлинаре-Нуово.

     Древнейшие  памятники христианского искусства,  относящиеся к периоду со второй половины второго века и до 410 года падения Рима, находятся в римских катакомбах, стены и потолки которых были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени.

      Катакомбное искусство один из самых основных аспектов христианского искусства, в основном катакомб Рима.

    Катакомбы  в период 2-4 веков использовались  христианами для осуществления  захоронений, так как община  считала своим долгом погребать  единоверцев только среди своих.

    Планировка, размещение опор, общее архитектурное решение зависели исключительно от практических задач. Изображения не имели по преимуществу религиозный или поминальный характер – своего рода молитвы о спасении души, плач по усопшему. Декоративные элементы были просто знаками любви или признательности – словно цветы на надгробии.

      В катакомбах архитектурные  формы и фигурные украшения  не преследовали по-настоящему  эстетических целей.

    Христианские вера и  надежда находили воплощение  в образе женской фигуры с молитвенно воздетыми руками. Выйдя из катакомб, христианское искусство не могло не преобразоваться. Для украшения красивых и обширных базилик больше уже не подходили простые и незамысловатые изображения первых веков христианства. Новым героям торжествующей Церкви требовалось более подчеркнутое величие, большее благородство и значительность внешнего вида. Фресковое убранство сменилось роскошным мозаичным декором, а сам незамысловатый символизм росписи катакомб уступил место сценам и персонажам исторического характера. Вместо наивных изображений рождающегося христианства мастера стали создавать обширные и торжественные композиции со спокойными и неподвижными фигурами, суровость и церемониальное величие которых производит глубокое впечатление. На смену прежней трактовке изображения Христа, который ничем не выделяется из окружающей Его толпы, приходит осмысление Его образа как Царя. Отныне Его облачают в роскошные и величественные одежды. Изображают сидящим на усыпанной золотом и драгоценными камнями троне, наподобие византийского цесаря. Христос восседает на нем в бесстрастном спокойствии, вознесенный над миром, который он благословляет царственным жестом.

     Все указанные тенденции  отчетливо проявились в Равеннских  мозаиках, в  которых роскошь  употребляемых материалов соответствует новому, грандиозному масштабу художественного решения. Золотой фон. Который занимает наибольшее место в рамках мозаичных композиций, со временем еще более увеличивается, а также для создания мозаик начинают применяться драгоценные металлы и перламутры, которые перемежаются в них с кубиками цветного стекла. Вход идут все возможные средства, чтобы продемонстрировать величие и славу торжествующего христианства.

    В четвертом веке после  признания в 313 году христианство  господствующей религией начинается строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовали из античных базилик.

    Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила  в 5-6 веках новый тип храма-  купольный базилик. Культ объединил  все виды искусства – архитектуру, живопись( мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство

( драгоценную утварь, богатое облачение священников, зрелищность церковного церемониала, многоголосые хоры) в единый грандиозный художественный ансамбль.

     С усилением роли  церковного интерьера формируются новые принципы синтеза искусств. Римские христиане впервые объединили духовное содержание с декоративным началом. Была разработана иконография, священного писания – сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты святых.

    Иконопись, фрески, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело – все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира. С христианством прошла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создавать рукописные книги.

      Св.Алипий считается  родоначальником русской иконописи.  Это был один из подвижников-  аскетов, прославивших Киево-Печерскую Лавру. О Киевском периоде русского церковного искусства можно судить по фрескам и мозаикам.

      14,15 и первая половина 16 века представляют собой расцвет  русской иконописи, совпадающий  с расцветом святости, это время  дает наибольшее количество прославленных святых. Грань 14 и 15 столетий связана с именем величайшего иконописца, преподобного Андрея Рублева. Самая известная из сохранившихся русских икон – «Троица». Андрей Рублев почитается во всем мире как одно из величайших творений человеческого художественного гения.

     Русская культура впитала в себя все лучшее из культурного наследия восточнославянских племен предшествующей эпохи, а также многие достижения культуры самой передовой страны своего времени – Византии и ряда других соседних народов, но все заимствования были творчески переработаны и явились лишь отдельными элементами в величественном  здании древнерусской культуры.

    Знакомство с историей  христианского искусства не может  быть полным без обращения  к одному из замечательных  явлений православного мира – чудотворным иконам.


Информация о работе Зарождение христианства в римской империи