Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью осмысления роли и места святых Синодального периода в истории Русской церкви. Иконографические типы общерусских святых, канонизированных в Синодальный период, их место и роль в иконографии всех отечественных святых.
Введение___________________________________3
Глава 1. Место и роль святости в Русской Православной Церкви _____________________________________________13
Глава 2. Святые и принципы канонизации __________16
Глава 3. Иконография святых Синодального
периода _____________________________________________26
Заключение___________________________________39
Список использованной литературы ___43
Альбом
ГОУ ВПО
«НИЖЕГОРОДСКИЙ
им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
КУРСОВАЯ РАБОТА
иконография ОБЩЕРУССКИХ СВЯТЫХ, КАНОНИЗИРОВАННЫХ В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Исполнитель:
Студентка 4 курса д/о
Кашаева Юлия Сергеевна
Научный руководитель:
Ст. преподаватель
Маршева И.В.
Нижний Новгород
2009
Оглавление
Введение______________________
Глава 1. Место и роль святости в Русской Православной
Церкви ______________________________
Глава 2. Святые и принципы канонизации __________16
Глава 3. Иконография святых Синодального
периода ______________________________
Заключение____________________
Список использованной
литературы ______________________________
Альбом________________________
Введение
Наряду с другими, бесспорно переломными, событиями русской истории, как крещение Руси св. Владимиром, как татарское нашествие Руси и революционная реформа Петра Великого, должен быть признан период в Истории Русской Церкви, получивший название Синодального (к нему обычно относят 1700—1917 годы).
Особый Синодальный Период – это своеобразная по своей новизне эпоха в развитии Русской Церкви.
По смерти Патриарха Адриана в 1700 году Петр I воспретил избрание нового патриарха и по прошествии 20 лет учредил Духовную Коллегию, вскоре переименованную в Святейший Синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по август 1917.
Вплоть до времени Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов основным внешним (государственно-правовым) регулирующим документом для Церкви являлся Духовный Регламент 1721 года, а позже также Устав Духовных Консисторий.
Несмотря на все сложности, которые возникали в связи с "огосударствлением" церковной структуры, Синодальный период дал образцы очень высокого духовного развития Церкви.
В истории русской святости XVIII в. отмечен именами святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, блаженной Ксении Петербургской и многих других канонизованных и неканонизованных подвижников благочестия. С конца XVIII в. начинается новое возрождение монашеской жизни. Именно Синодальный период дал образцы той высокой духовности, которая нас питает и которая не превзойдена до сих пор. В качестве примера можно привести преподобного Серафима Саровского—одного из самых почитаемых в современном мире святых. Преподобный Серафим через нашу русскую эмиграцию стал общепочитаемым святым. В литературе встречаются указания на то, что в мире есть его изображения с чертами монголоидного или негроидного типа1.
Данная работа посвящена иконографии святых, канонизированных в Синодальный период.
Тема обусловлена тем,
что целенаправленное исследование
иконографических типов этих святых
не проводилось до сих пор, даже не
ставился вопрос о том, каким был
полный состав бытовавших иконографических
вариантов их образов. При этом
иконография святых этого периода
составляет значительную ветвь в
развитии русского искусства и вполне
заслуживает
В существующей ныне литературе,
посвященной теме Синодального периода,
большая часть отводится его
исторической значимости. Что же касается
вопросов иконописи этого периода,
то они рассмотрены довольно поверхностно
и не наблюдается никакой
Таким образом, актуальность темы данного исследования определяется необходимостью осмысления роли и места святых Синодального периода в истории Русской церкви.
Литературу, посвященную теме, связанной с иконографией святых Синодального периода, следует разделить на несколько частей. Во-первых, необходимо охарактеризовать общую литературу, посвященную рассмотрению иконографии в целом. Затем перейти к работам, связанным с рассматриваемым периодом. И в последнюю очередь, охарактеризовать литературу, посвященную непосредственно святым, канонизированным в период с 1700 по 1917 гг.
Среди русских исследователей иконописи первой половины XIX века следует выделить Д.А. Ровинского. В своем труде «Обозрение иконописания в России до конца XVII века»2 автор различает ряд школ, которые приравниваются им к понятию «писем» (новгородских, устюжских, московских, сибирских, палехских и др.). В целях уточнения характера этих «писем» он прибегает к подробному перечислению их индивидуальных особенностей (Д.А. Ровинский называет их «приметами»). Но так как в первой половине XIX века почти все произведения станковой живописи были обезличены и места их происхождения оставались неизвестными, сами же иконы скрывались под слоями записей, то большинство «примет» Ровинского оказались лишены научной точки опоры. Иногда они совпадают с отличительными чертами той или иной школы, чаще же являются настолько общими и неопределенными, что почти ничего не дают современному исследователю.
Еще одним из историков искусства XIX века является Г.Д. Филимонов. Его исследование о Симоне Ушакове по сей день остается образцом строгого научного метода.3 Филимонов продвинул далеко вперед знания об искусстве XVII века и о практикуемом тогда методе работе, с широким использованием подлинников, иначе говоря, сборников готовых иконописных образцов. Деятельность Филимонова попадает на тот период, когда в центре внимания стояли произведения XVII века и когда еще не были раскрыты иконы более раннего времени.
Одним из самых крупных
представителей иконографической школы
является Н.И. Кондаков – русский
историк византийского и
В изучении русской иконы
долгое время господствовал
Искусствоведческие
Изучением древнерусского искусства подробно занимался знаменитый советский искусствовед В.Н. Лазарев. Одна из его работ – «Русская иконопись от истоков до начала XVI века»5. Автор рассказывает о зарождении национальной станковой живописи, о технике и эстетике русской иконы, о ведущих художественных школах. Главная цель книги – дать общую характеристику русской иконы в эпоху её расцвета.
Однако постепенно пробуждалось и желание глубоко осмыслить наследие иконы с христианских позиций. В начале XX века ведущие русские богословы и философы обратили внимание на икону как на духовный феномен. Одним из таких первооткрывателей был Е.Н. Трубецкой. Название его работы «Умозрение в красках» уже заключает определенную концепцию: философ открывает икону как один из видов богословия на Руси.6
Наряду с Е.Н. Трубецким следует отметить П.А. Флоренского и его работу «Иконостас»7. В книге речь идет об онтологическом значении иконы как творения, стоящего на границе целого ряда областей деятельности человека.
Вслед за Трубецким богословие иконы исследовали и другие ученые, в частности, Языкова И.К. В своей работе «Богословие иконы»8 автор в живой и доступной форме рассказывает о первых христианских изображениях. Вначале это символы, затем переход к иконе (добрый пастырь с ягненком на руках) и, наконец, собственно ранние иконы – синтез античной живописи и христианского мировоззрения. В этой книге отражена современная богословская точка зрения на икону; автором рассмотрены различные аспекты исторического развития церковного искусства в связи с его богословским содержанием. Т.е. труд Языковой – это активизация внимания к русской иконе в целом, и образы святых здесь опять не рассматриваются.
Ни одно серьезное исследование православной иконографии ни обходится без истолкований богословского смысла церковных образов, данных в книге Л.А. Успенского «Богословие иконы»9. Его работа показывает эволюцию иконы и её содержание в исторической перспективе.
В основу данного исследования,
опираясь на анализ вышеизложенной литературы,
положен иконографический метод, т.е.
описание и систематизации типологических
признаков при изображении
Среди литературы, анализирующей иконографию отдельных святых, нужно выделить работу Маркелова Г.В. «Святые древней Руси»10. Книга включает свод словесных описаний древнерусских святых из толковых иконописных подлинников и иллюстративный материал. Впервые публикуется около четырехсот прорисей, переводов и рисунков, служивших графическими образцами для изображен6ия святых Древней Руси. Работа открывается исследованием, в котором рассматриваются жанровые особенности изучаемых памятников древнерусского искусства и древнерусской эстетической мысли, и завершается разнообразными указателями.
Иконографический метод
раскрывается и в работе петербургского
искусствоведа Губаревой О.В. «Божия
Матерь в её образах» посвящена
иконографии наиболее известных
чудотворных образов
Интересна работа Нечаевой Т.Н. (заведующая отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева) «Некоторые иконографические типы Николая Чудотворца Мирликийского в русской иконописи XVI – XIX вв.» (по произведениям ЦАК МДА). Эта работа основана на собрании церковно-археологического кабинета всех основных иконографических типов Николая Чудотворца, исходя их которых автор проследил историю формирования его иконографии.
Тема иконографии обсуждается и на страницах периодической печати. Журнал «Духовное обозрение. Реутов православный», в частности, опубликовал статью об анализе иконы новых святых Российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в XX веке.11
В нижеследующем обзоре литературы упоминаются те труды, предметом которых являются синодальный период в целом.
В 1805 г. появилась «Краткая российская церковная история» митрополита Платона Левшина. Это произведение можно рассматривать как первую попытку научно-критического изложения истории Русской Церкви. Однако автор доводит его лишь до последних лет патриаршества, а в заключение 2-го тома прямо сказано, что о церковной реформе и позднейших событиях XVIII в. митрополит Платон писать вообще не собирался. Он роняет только одно краткое замечание, из которого становится очевидным его отрицательное отношение к петровской реформе: «Какие были причины упразднения патриаршества, оные объяснены в «Духовном регламенте», в испытание коих входить не должно»12
Несколько лет спустя, в 1807–1815 гг., в Москве вышла из печати «История российской иерархии»13, которая обычно считается произведением епископа Амвросия Орнатского, хотя главным ее составителем был епископ Евгений Болховитинов. В книге дан обзор церковной хронологии, содержатся некоторые документы, а также краткие описания епархий и монастырей. В ней много ошибок, так как авторы публиковали документы, не проверяя их. В 1-м томе (с. 19) лишь кратко упоминается, что по указу царя Петра был основан Святейший Правительствующий Синод, состоявший из епископов и прочих духовных лиц.
В «Истории Российской Церкви»14 А. Н. Муравьева, появившейся в 1838 г., синодальному периоду посвящены лишь десять последних страниц. Из историков Церкви Муравьев первым кратко передает содержание «Духовного регламента», которое, по его утверждению, «было обсуждаемо на Соборе»; Святейший Синод он также называет «Собором», который был признан Вселенскими патриархами. Хотя при описании периода до XVIII в. Муравьев использовал много документов и грамот, в том числе и неопубликованных, его сочинение сильно отставало от тогдашнего научного уровня.
Попытку дать более широкую картину синодального периода находим в «Руководстве по русской церковной истории»15 профессора Казанской Духовной Академии П. В. Знаменского. Здесь идет речь не только о деятельности Святейшего Синода, но также о епархиальном управлении, о религиозной жизни народа, о положении духовенства, о миссионерстве среди нехристианского населения империи и т. д.
Среди публикаций, дающих систематическое изложение истории синодального времени и опубликованных за пределами России, самостоятельных исследований нет. Причиной тому, скорее всего, является, прежде всего, незнание русского языка, закрывающее доступ к источникам и прочей литературе.
Информация о работе Иконография общерусских святых, канонизированных в синодальный период