Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью осмысления роли и места святых Синодального периода в истории Русской церкви. Иконографические типы общерусских святых, канонизированных в Синодальный период, их место и роль в иконографии всех отечественных святых.
Введение___________________________________3
Глава 1. Место и роль святости в Русской Православной Церкви _____________________________________________13
Глава 2. Святые и принципы канонизации __________16
Глава 3. Иконография святых Синодального
периода _____________________________________________26
Заключение___________________________________39
Список использованной литературы ___43
Альбом
5–6) Преподобные Сергий и Герман Валаамские (пам. 11 сент., 28 июня), по указу Святейшего Синода от 20.10.1819, который последовал в связи с тем, что в авг. 1819 г. имп. Александр I совершил паломничество на Валаам.
7) Прп. Арсений Коневский († 1447, пам. 12 июня), по указу Святейшего Синода 1819 г.
Особо стоял
вопрос об общецерковном
1) киево-печерские преподобные, общим числом 118;
2) святые, погребенные в Киево-Печерской лавре, числом 11;
3) святые Киева и Киевской Руси, числом 10.
Указ 1762 г. не был в полной
мере осуществлен. Нормативные месяцесловы
синодального периода — в Типиконе
и Следованной Псалтири — не включали
имен киевских святых, продолжая считать
их местночтимыми (естественно, кроме
тех святых, которые ранее были
прославлены как общецерковные)
Период 1721–1894
гг. в отношении вопросов
1) ок. 1721–1723 гг.— прп. Корнилию Переяславскому († 22.07.1693);
2) в 1722-м, 1904 гг.— блж. Симону, Христа ради юродивому, Юрьевецкому († 4.11.1584, пам. 10 мая);
3–4) в 1745 г.— святым благоверным кн. Владимиру и кнг. Агриппине Ржевским (сер. XIII в., пам. 15 июля);
5) 20.11.1746 — блгв. кн. мч. Феодору Стародубскому († 1330, пам. 21 июня);
6) вероятно, в 1746 г.— мч.
Василию Мангазейскому († 4.04.
7) в 1778-м, 1849 гг.— прп.
Савватию Тверскому († не
8) в 1801 г.— прав. Прокопию Устьянскому (кон. XVI в.— 1-я пол. XVII в., пам. 8 июля).
В список
святых, канонизированных в
В указанный
период были установлены
Период 1894 – 1917.
В царствование имп. Николая
II наметился перелом в вопросах
канонизации, что было следствием прежде
всего личного благочестия
1) 9.09.1896 — свт. Феодосий, архиеп. Черниговский († 5.02.1696);
2) 19.07.1903 — прп. Серафим Саровский († 2.01.1833);
3) 12.06.1909 восстановлено общецерковное
почитание св. блгв. кнг. прп. Анны
Кашинской (по значимости и
торжественности это событие
может быть приравнено к
4) 4.09.1911— свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский († 10.12.1754);
5) 12.05.1913 — сщмч. Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси († 17.02.1612);
6) 28.07.1914 — свт. Питирим, еп. Тамбовский († 28.07.1698);
7) 10.06.1916 — свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский († 10.06.1715).
Как и в
предыдущий период, некоторым местночтимым
святым было установлено
1) прп. Иову Почаевскому
(† 28.10.1651, пам. 28 авг.) (вероятно, учитывая
то, что с 1833 г. Почаевский мон-рь
получил статус лавры, и
2) прп. Тихону Медынскому,
Калужскому († 1492, пам. 16 июня), местное
празднование ему было
3–4) равноапостольным Мефодию
(† 885) и Кириллу († 869), учителям
Словенским (общая пам. 11 мая), празднование
которым было установлено еще
определением Святейшего
Восстановление
церковных празднований
Канонизация святых в синодальный период испытала, т. о., и глубокий упадок (XVIII в.), и возрождение (XIX в.), и подъем (кон. XIX — нач. ХХ в.), и высшее проявление — торжественное прославление прп. Серафима Саровского летом 1903 г., когда гроб с честными мощами угодника Божия несли вместе имп. Николай II, великие князья, архиереи в окружении многих тысяч людей, собравшихся со всей России.
Вопросы канонизации
в синодальный период не могут
рассматриваться вне бурного
развития русской агиологии и
агиографии во 2-й пол. XIX — нач.
ХХ в. В это время русские
агиологи сосредоточили свое
внимание преимущественно на
изучении агиографических
Глава 3. Иконография святых Синодального периода
В данной главе рассмотрена иконография 10 наиболее известных святых Синодального периода, признанных общецерковными (пять святых, канонизированных до Николая II и пять, канонизированных во время правления Николая II).
Рассмотрены и проанализированы одна или несколько икон указанных десяти святых. На основании этого сделаны выводы об иконографии святых синодального периода в целом.
ИКОНОГРАФИЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО (1651 — 1709)
Вскоре после канонизации Димитрия митрополита Ростовского, произошедшей в 1757 г., его культ обрел всероссийское значение. Поэтому до нас дошло огромное количество иконописных изображений этого святого. Причем они так широко распространены, что еще не было сделано попытки их учета и классификации. Однако уже и теперь известны различные варианты его единоличных изображений и житийных икон. На этом фоне совершенно особое место занимает икона Димитрия Ростовского с 36 клеймами посмертных чудес (Приложение, рис. 1), хранящаяся ныне в Мышкинском народном музее28. До недавнего времени она оставалась неизученной и практически неизвестной. В 1998 г. данная икона была представлена на выставке «Иконография ростовских святых»29.
Рассматриваемая икона происходит из церкви Вознесения села Круглиц Мышкинского района Ярославской области.
Живопись иконы выдержана в основном в красных, синих, зеленых и желтых тонах, однако окончательное суждение о цветовом строе памятника может быть высказано лишь после его раскрытия.
В левой части средника иконы на особом возвышении представлен Димитрий Ростовский в рост, в легком повороте вправо. На нем архиерейское облачение: саккос, омофор, палица, на голове митра, в левой руке посох, правая прижата к груди. Взор святого обращен к иконе Ватопедской Богоматери, изображенной в правом верхнем углу средника. Димитрий показан на фоне условного интерьера, который обозначают колонны, решетчатые оконные проемы и подобие портьеры.
Клейма произведения окружают средник двумя рядами и читаются слева направо. Первое клеймо расположено в верхнем левом углу, последнее - в правом нижнем.
Гораздо менее традиционно выглядит оформление подписей к клеймам. Каждая из этих подписей располагается в нижней части клейма на особом выделенном цветом поле.
В названных текстах клейм кратко, но все-таки достаточно подробно рассказывается о чудесах от мощей Димитрия и по молитве к нему. Каждое из 36 чудес, отраженных в иконе, имеет свой четко обозначенный номер, соответствующий порядку чтения клейм.
ИКОНОГРАФИЯ ФЕОДОСИЯ ТОТЕМСКОГО (н. XVI – 1568)
Говоря о данном вопросе, следует обратить внимание на икону «Св. Феодосий Тотемский с обнесением мощей» (Приложение, рис. 2) конца XVIII в.
На иконе надпись: «Обнесение
мощей Преподобного Феодосия вокруг
обители, совершаемое в день преставления
его 28 генваря». Архитектура — основанный
преподобным Спасо-Суморин
Данная икона представляет собой не только большую редкость, но также интересное свидетельство. Дело в том, что в иконописи образ св. Феодосия представлен, в основном, сюжетом «Св. Феодосий Тотемский в гробу». В 1796 г. были обретены мощи преподобного. По открытии этих мощей сразу возникло производство их изображений, но оно быстро сошло на нет. Культ мощей св. Феодосия скоро вернулся в рамки местного значения — иначе нельзя объяснить тот факт, что образов на сюжет «Св. Феодосий Тотемский в гробу», далеко переходящих рубеж 1800-х годов, почти не встречается. Собственно, и самих этих иконок (они в основном «пядничного», паломнического размера) осталось очень мало, в наши дни найти такое произведение довольно трудно.
Тем более интересна представленная икона. Оказывается, в г. Тотьме существовал (существует ли по сей день, автору неизвестно) обряд «обнесения мощей св. Феодосия». Теперь становится понятна роль тех самых «пядничных» образов мощей святого.
В истории иконописи имеется
множество примеров распространения
изображения реликвии — объекта
ритуального действия, привлекавшего
паломников. Святыня, поднимаемая и
носимая по особым дням, копировалась
во множестве маленьких иконок, которые
специально собравшиеся на торжество
паломники затем уносили с
собой, тем самым способствуя
дополнительному
Информация о работе Иконография общерусских святых, канонизированных в синодальный период