Ислам: характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 02:17, реферат

Краткое описание

Ислам является одной из мировых религий, и, по разным данным, к последователям ислама причисляют себя от 20 до 23 % людей во всем мире. Ислам возник в VII веке н. э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога - Аллаха и подчинение его воле. Это записано в священной книге - Коране, переданном людям через пророка и посланника Аллаха Мухаммеда. Итак, что же такое ислам? Дать характеристику этому понятию - весьма непростая задача.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2
2. Основное содержание
2.1 История возникновения ислама…………………………………………………………… 4
2.2 Жизнь и учение Мухаммеда………………………………………………………………… 7
2.3 Догматика ислама………………………………………………………………………………… 11
2.4 Пять столпов ислама…………………………………………………………………………….. 12
2.5 Исламское представление о Боге…………………………………………………………. 13
2.6 Коран…………………………………………………………………………………………………….. 15
2.7 Коран об Иисусе……………………………………………………………………………………. 17
2.8 Шариат………………………………………………………………………………………………….. 23
2.9 Различные течения в мусульманстве……………………………………………………. 25
2.10 Мекка и Медина…………………………………………………………………………………… 29
3. Ислам и его отношение к другим религиям……………………………………………………. 31
4. Список использованной литературы……………………………………………………………… 36

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 109.23 Кб (Скачать файл)

 
         Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро  добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных  предписаний в исламе, в отличие  от христианства, нет.

В семейной морали и во взгляде  ислама на взаимоотношения полов  отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное  существо, созданное Аллахом для  услаждения мужчины. Вместе с тем  в Коране признаются человеческие и  гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении  к жене, оговариваются имущественные  права женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению  с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего  ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все  мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство  и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные  противоречия; однако частная собственность  защищается Кораном. Торговая прибыль  объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост", что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

Рассматривая догматику, обрядность, этику раннего ислама, необходимо отметить, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное  к более примитивному общественному  укладу — к разлагавшемуся родоплеменному быту арабов. Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы  верующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания  его несложны и вполне выполнимы.

 

2.4 Пять столпов ислама

 

Как проста догматика ислама, так  же просты и его практические и  обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:

  • обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях;
  • налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце — рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хадж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то, что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.

Одно из предписаний мусульманской  религии состоит в священной  войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными!" К людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым ниспослано писание", — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины”. На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.

 

2.5 Исламское представление о Боге

 

- Бог не имеет ничего общего  с человеком. 

- Бог - вне пространства и  времени. 

- Он создал и бесчисленное  множество миров, и бесчисленное  множество наделенных разумом  существ, одним из которых является  человек. 

- Связь человека с Богом односторонняя:  человек зависит от Бога, а  Бог нисколько не зависит от  человека; своим поведением, своими  поступками и словами человек  не может оказать никакого  влияния на Бога.

- Хорошо то, что предписано Богом;  плохо то, что запрещено Богом... Вне Бога нет ни добра, ни  зла. 

- Бог добр и милосерден не  потому, что он "должен", "обязан" быть непременно добрым и милосердным;  доброта и милосердие просто  Его изначальные свойства, вытекающие  из отношения Творца к сотворенному  миру.

- Бога нельзя было бы признать  абсолютно всемогущим, если бы  в мире происходили хоть какие-нибудь  случайные, заранее им не предусмотренные  события. Поэтому учение о предопределении  является закономерным следствием  всякого развитого монотеизма. Это  учение, согласно которому все  совершается с фатальной неизбежностью,  кажется противоречащим нравственной  ответственности каждого отдельного  человека. Ислам дает разрешение  этой проблемы: хотя все совершается  только по воле Бога и судьба  каждого человека в самых мельчайших  деталях предопределена миллионы  лет тому назад, тем не менее, человек отвечает за каждый свой поступок так, как если бы он обладал полной свободой воли. Человек должен стремиться к добру и избегать зла, потому что такова воля Бога, и не забывать, что за каждый свой поступок и каждое движение души он будет судим по всей строгости, без всяких скидок на предопределение так, как будто в любой жизненной ситуации от него, и только от него, зависит выбор поведения.

Отрывки из проповедей пророка

 

"Вы не войдете  в царство Божье, если..."

- Вы не войдете в царство  Божье, пока не будете иметь  веры, и вы не исполните веры  до тех пор, пока не будете  любить друг друга. 

- К родителям благодеяние. Если  достигнет у тебя старости  один из них или оба, то  не говори им - тьфу! - и не кричи  на них, а говори им слово  благородное. 

- Рабство не отменяется, но мусульманин  не может быть рабом мусульманина. Если ты верующий и твой  раб принял Ислам, то ты должен  немедленно и без всякого выкупа  освободить своего брата. Но  даже если раб не мусульманин,  то и тогда отпустить его  на волю - дело богоугодное и  похвальное, потому что все люди - братья, в том числе и те  из них, до которых пока, по  их душевной слепоте и в  соответствии с помыслом Бога, голос истинной веры еще не  дошел. 

- Ваши слуги - это ваши братья, которых Бог поставил под вашу  власть. Всякий, кто является господином  своего брата, должен давать  ему есть то, что он ест сам,  и одевать его так же, как  он одевается сам. Не заставляйте  ваших слуг делать непосильную  работу, а если это случится - помогите  им. Отдавайте работнику плату  его прежде, чем высохнет его  пот. 

- Тот не "очищает" себя, кто  не проникнется постоянным стремлением  помочь ближнему, сделать ему  добро, и в первую очередь  прийти к нему на помощь, если  он беден. Поэтому каждый верующий  должен постоянно творить милостыню,  что для зажиточных означает  отдавать часть своего имущества  в пользу бедняков и неимущих, накормить голодного, напоить  жаждущего. 

- Избегайте подмечать и осуждать  в людях недостатки, особенно  такие, какие есть в вас самих,  так как подобный критицизм  основан на гордыне, на желании  приукрасить себя и оправдать,  и это очень плохо, так как  "истинная скромность - источник  всех добродетелей".

- Когда вы видите человека, одаренного  более вас богатством или красотой, тогда подумайте о людях, одаренных  менее вас. 

- Каждый должен руководствоваться  старым, давно известным принципом:  желай брату своему того же, чего пожелал бы самому себе.

- Основное требование - говорить  истину, быть правдивым. Такие  речи полезны и тому, кто их  ведет, и тому, кто слушает.  Быть правдивым не значит во  всех случаях, в глаза и за глаза, "резать правду-матку": не всякая правда полезна, об ином следует и умолчать, особенно если правда касается других.

- Не злословь никого. И если  кто-нибудь станет злословить  тебя и выставлять на вид  пороки, которые он знает в  тебе, не разоблачай пороков, какие  ты знаешь в нем. Недостойно  позорить чью-либо честь; недостойно  проклинать кого-либо; недостойно  всякое пустословие. 

- Будьте братьями, рабы Аллаха. Он повелел вам: мусульманин  - брат мусульманина, он не притесняет  его, не оставляет без своей  помощи и не презирает его. 

- О мусульмане, если я ударил  кого-нибудь из вас - вот спина  моя, пусть и он ударит меня! Если кто-нибудь обижен мною, пусть  он воздаст мне обидой за  обиду! Если я похитил чье-нибудь  добро, пусть отнимет его у  меня обратно. Не бойтесь навлечь  на себя мой гнев - зло не  в моей природе... (Из проповеди,  произнесенной перед смертью  в мечети).

 

 

Одна из молитв пророка

 

"О Господи!  Молю тебя..."

- О Господи! Даруй мне любовь  к Тебе, даруй мне любовь к  тем, кого Ты любишь; сделай  так, чтобы я мог исполнить  дела, заслуживающие Твоей любви;  сделай так, чтобы любовь к  Тебе была мне дороже меня  самого, дороже семьи моей и  богатства! 

- О Господи! Молю Тебя о  твердости в вере и о готовности  Твоей приобрести милость в  глазах Твоих и подобающим  образом чтить Тебя; молю тебя  еще, чтобы Ты дал мне сердце  невинное, отвращающее от порока, и правдивый язык.

- И молю Тебя еще, чтобы  Ты дал мне то, что ты признаешь  добродетелью, оградив от того, что  Ты признаешь пороком, и чтобы  Ты простил мне те прегрешения,  которые Ты знаешь.

 

    1. Коран

 

Ислам – религия «людей книги», писания, посланного людям через пророков. Коран (от араб. «ал-куран»- «чтение вслух», «назидание»)- священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммадом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, ока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи.

Первые полные тексты откровений появились  уже после смерти Пророка в  кругу его ближайших сподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммада, было принято при халифе Усмане  между 650 и 656 гг. Этот учитывавший ранее составленные сводные тексты и объявленный официальным список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшим при Мухаммаде роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались в порядке уменьшения объёма текста.

Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые изменения. Они были вызваны  необходимостью однозначного понимания  текста, учитывались также потребности  культовой практики, т.е. возможности  использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце 9 в. в текст  Корана были введены огласовки, т.е. специальные знаки, указывающие  на «правильное чтение», а для удобства запоминания и декламации текст был поделён на 30 частей (джус) и 60 отрезков (хизб).

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру - «Фатиха», что означает «Открывавшая» - обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время. По месту произнесения суры подразделяются на мекканские (610-622 гг.) и мединские (622-632 гг.).

Информация о работе Ислам: характеристика