Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 02:17, реферат
Ислам является одной из мировых религий, и, по разным данным, к последователям ислама причисляют себя от 20 до 23 % людей во всем мире. Ислам возник в VII веке н. э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога - Аллаха и подчинение его воле. Это записано в священной книге - Коране, переданном людям через пророка и посланника Аллаха Мухаммеда. Итак, что же такое ислам? Дать характеристику этому понятию - весьма непростая задача.
1. Введение……………………………………………………………………………………………………….. 2
2. Основное содержание
2.1 История возникновения ислама…………………………………………………………… 4
2.2 Жизнь и учение Мухаммеда………………………………………………………………… 7
2.3 Догматика ислама………………………………………………………………………………… 11
2.4 Пять столпов ислама…………………………………………………………………………….. 12
2.5 Исламское представление о Боге…………………………………………………………. 13
2.6 Коран…………………………………………………………………………………………………….. 15
2.7 Коран об Иисусе……………………………………………………………………………………. 17
2.8 Шариат………………………………………………………………………………………………….. 23
2.9 Различные течения в мусульманстве……………………………………………………. 25
2.10 Мекка и Медина…………………………………………………………………………………… 29
3. Ислам и его отношение к другим религиям……………………………………………………. 31
4. Список использованной литературы……………………………………………………………… 36
Известно, что мусульманин
перестает быть мусульманином, если
у него возникнет малейшее сомнение
в истинности даже одного из пророков
и посланников и одного из 104 Священных
Писаний, ниспосланных Всевышним различным
пророкам в разные времена, а также
в действительности их от Господа.
Отношение Ислама к другим пророкам и
их учениям видно из очень часто повторяемой
каждым мусульманином формулы благословения
Пророка Мухаммада (мир ему благословение)
и других пророков: «О Аллах, благослови
нашего Пророка, господина Мухаммада (мир
ему благословение), и нашего господина
Адама, и нашего господина Нуха (Ноя), и
нашего господина Ибрахима (Авраама), и
нашего господина Мусу (Моисея), и нашего
господина Ису (Иисуса), и тех пророков
и посланников, которые были между ними.
Благословение и благодать Аллаха на них
всех и приветствие».
Для понимания практической реализации этих положений достаточно привести несколько примеров из жизни Пророка Мухаммада (мир ему благословение).
Например, когда Пророк (мир ему благословение) приехал в Медину, он нашел там полнейшую анархию и междоусобицу. Через несколько недель ему удалось призвать к порядку всех жителей региона. В образованном им городе-государстве на основе общественного договора жили мусульмане, иудеи, арабы-язычники и небольшое количество христиан. Примечательно, что в одном из пунктов «конституции» этого первого мусульманского государства говорится: «Мусульманам - их религия, а иудеям - их религия». Или: «Да будет свободна воля и справедливость».
Не мусульмане платили небольшой дополнительный налог, от которого освобождались женщины и бедняки, но этот налог не был обременительным и несправедливым. В свою очередь, мусульмане брали их под свое покровительство и должны были защищать их. Этот налог был равен двенадцати дирхамам в год, что составляло расход средней семьи за 10 дней, и его платили только постоянные жители какого-нибудь города. Когда египетский не мусульманин предложил правительству проект перестройки старого канала от Каира до Красного моря, чтобы обеспечить морские перевозки продовольствия из Египта, то халиф Умер в знак благодарности освободил его пожизненно от уплаты этого налога.
Во времена халифа Умара
были случаи, когда мусульмане отбирали
земельные участки, принадлежащие
евреям, и строили там мечети.
Узнав об этом, халиф приказал разрушить
мечети и вернуть участки евреям.
Имеется много хадисов и достоверных исторических
эпизодов, которые свидетельствуют об
отношении мусульман к не мусульманам.
Так, Абу Заре передает изречение Пророка
Мухаммада (мир ему благословение): «…Вы
относитесь к защищенным хорошо, и они
должны от вас получать защиту и милосердие»
Умер бин аль-Хаттаб говорит
в своем завещании: «…я вам завещаю оберегать
тех, кого завещал оберегать Аллах и Пророк
(мир ему благословение)».
Умер бин Маймун передал, что Умер бин
аль-Хаттаб завещал: «К защищенным относитесь
хорошо и выполняйте взятое на себя обязательство
по договору перед ними, и воюйте с теми,
кто притесняет их, и не требуйте от них
большего, чего они могут дать».
По исламскому праву, личность, собственность и честь каждого человека подлежат защите. В известном учебнике права «Шарх-уль-хидайа» говорится: «Оскорбление запрещено как по отношению к мусульманину, так и по отношению к защищенным (не мусульманам)», «Даже могилы умерших защищенных (не мусульман) имеют право на уважение наравне с могилами мусульман, недопустимо надругательство над ними, ибо если плохое отношение к защищенным запрещалось при их жизни, то защита их могил от надругательства в равной степени обязательна после их смерти». Исламские правоведы единодушно утверждают, что в случае, если мусульманин совершает грех по отношению к не мусульманину, то он подлежит такому же наказанию, как и за грех, совершенный по отношению к мусульманину. Более того, искупление греха, совершенного по отношению к не мусульманину, становится более затруднительным, нежели к мусульманину.
Между тем бытует мнение, что в мусульманских регионах иноверцев принуждают принять эту веру, что полностью противоречит Исламу. По этому поводу известный ученый богослов, исламовед, доктор Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути приводит слова Вусака Руми, который говорит: «Я был слугой Умара бин аль-Хаттаба , и он мне предлагал принять Ислам, с условием, что поручит определенные обязанности. Я отказывался. И Умер приводил аят из Священного Корана: «Нет принуждения в Исламе».
Поводом ниспослания упомянутого
аята (аят 256, сура 2) является то, что
у одного из сподвижников Пророка (мир
ему благословение) были два сына, и
они были христианами. Он спросил у Пророка
(мир ему благословение): «Принудить ли
мне их принять Ислам?» Тогда Господь и
ниспослал вышеуказанный аят.
Более того, из достоверных источников
известно, что не мусульмане в лице мусульман
находили надежных защитников своих интересов.
«Ни один христианин не обязан выступать
с мусульманским войском ни против врага,
ни для охраны границ; военные дела не
должны касаться покровительствуемых,
а мусульмане должны их защищать и оберегать»,
- говорится в договоре, заключенном Пророком
(мир ему благословение) с христианами.
Не раз даже язычники искали и находили покровительство и защиту у мусульман. В Священном Коране сказано: «Если кто-то из язычников придет и попросит покровительства, ты будь его покровителем до тех пор, пока он услышит послание Аллаха, а если же не уверует, ты не принуждай его и сопроводи в безопасное для него место».
Обратимся к другому примеру. Во времена Пророка (мир ему благословение) мединские евреи имели свою синагогу. А в упомянутом выше договоре с христианами Наджрана (Йемен) Пророк (мир ему благословение) дал гарантию безопасности личности и имущества жителей и оставил право назначения епископов и священников за самой христианской общиной.
Приведем содержание нескольких писем халифа Умара, касающихся данного вопроса.
«Во имя Милостивого Аллаха! От слуги Аллаха, руководителя правоверных, Умара (ибн Абдиль-Азиз) губернатору Али ибн Артату и верующим мусульманам его общины. Мир Вам! Хвала Аллаху, и нет Бога, кроме Аллаха! Обратите внимание на условия жизни защищенных (не мусульман) и обращайтесь с ними ласково. Если кто-то из них достигнет почтенного возраста и останется без средств, вы должны дать ему средства. Если он имеет названных братьев, потребуйте, чтобы они заботились о нем…»
В другом письме этого же халифа говорится: «Очистите списки от обязанностей (т.е. от несправедливо назначенных налогов) и проверьте старые списки. Если была допущена несправедливость по отношению к мусульманину или к не мусульманину, верните ему его долг. Если такой человек уже умер, верните его право наследникам…».
Однажды во время путешествия по своим владениям халиф Умер ибн Абдиль-Азиз заметил одного старца не мусульманина и стал его расспрашивать о прошлом и настоящем. Тот рассказал о своих нуждах и бедности. Умер, обращаясь к старику, сказал: «Было бы нечеловечно получать от тебя подати в твоей молодости и оставить теперь в старости на произвол судьбы». И назначил ему пенсию.
И в последующем представители
различных религиозных
Миролюбивое, гуманное отношение мусульман
к иноверцам и веротерпимость Ислама даже
в состоянии войны подтверждают выдающиеся
историки и востоковеды современности.
Так, за 88 лет правления крестоносцев в
городе Иерусалиме были уничтожены все
мусульмане. И крестоносцы, оставшиеся
в городе после вхождения в него войск
Салахутдина аль-Аюби, со страхом ожидали,
что их постигнет та же участь. Однако
он не причинил вреда ни одному из христиан
города. Более того, он приказал покинуть
город лишь христианам-католикам, причислявшим
себя к войску крестоносцев, тогда как
православные христиане остались в городе
и продолжали без какого-либо притеснения
или ущемления вести привычный образ жизни
и исполнять религиозные богослужения.
Английский историк Карен Армстронг так
пишет об этом: «2 октября 1187 года Салахутдин
и его войско вошли как победители в Иерусалим,
и теперь городу предстояло 800 лет быть
мусульманским… Салахутдин, как и обещал
православным христианам, не стал вершить
расправы, казни и убийства, жители города
жили в полном мире и согласии. Он установил
в городе высокие принципы исламской справедливости.
Как и повелевается в Коране, он не стал
ни к кому применять насилие, не стал мстить
за невинно убиенных единоверцев, истребленных
в городе крестоносцами с 1099 года. Ни один
христианин не был казнен, ни один из них
не был притеснен».
Здесь уместно также привести исторические факты периода Кавказской войны, имевшие место в Имамате Шамиля. Известный историк Р. Магомедов пишет, что Абдурахман, зять Шамиля, оставил сведения о пребывании беглых и пленных солдат в Имамате. «Беглых русских солдат и офицеров, казаков у Шамиля было очень много, и он очень ценил их. Для пленных и перебежчиков вблизи Ведено был построен отдельный поселок с церковью и костелом».
«В столице Имамата жили русские, поляки, грузины и множество другого русскоязычного люду. Жили наравне с горцами и при своей вере», - пишет другой писатель-историк Шапи Казиев.
Описывая жизнь Шамиля в Калуге после его пленения, автор пишет: «Повидать Шамиля приходили и побывавшие у него в плену солдаты. Они кланялись имаму, а когда их спрашивали, отчего они это делают, отвечали: «Так ведь тем пленным и было хорошо, кто у Шамиля жил или где проезжал он. Обижать нас не приказывал, а чуть, бывало, дойдет до него жалоба, сейчас же отнимет пленного и возьмет к себе, да еще, как ни на есть, и накажет обидчика».
Известный еврейский историк Моше Гаммер, профессор Тель-Авивского университета, пишет, что «Шамиль никогда не навязывал обращение в Ислам. Все, кто придерживались своей веры, обитали в «русском поселении» вблизи резиденции имама сначала в Дарго, потом в Новом Дарго. Здесь они имели право жить по своим обычаям и традициям. Была там и православная церковь и священник». Далее М. Гаммер пишет: «…Шамиль, узнав о существовании преследуемых российским правительством групп населения (инородцев, как, например, поляков, или религиозных сектантов, таких как старообрядцы), предоставлял им убежище, где они могли мирно жить и свободно исповедовать свою религию».
Итак, упомянутый выше первый мусульманский Халифат, в последующем Османская империя и другие мусульманские государства на принадлежащих им землях с полиэтническим и поли конфессиональным населением создавали справедливые, веротерпимые и гуманистические общества. Это объяснялось тем, что подобное отношение к людям Всевышний предписал мусульманам в Коране. Именно глубокая богобоязненность и трепетное отношение к повелениям Всемогущего, ниспосланным в Коране, мотивировали поведение халифа Умара, и Салахутдина аль-Аюби, и имама Шамиля, и еще многих мусульманских правителей в проявлении благонамеренности, добронравия, толерантности, милосердия, справедливости и цивилизованного отношения ко всем подданным своего государства. Это модель взаимоотношения власти с полиэтническим населением государства признана примером даже европейскими политиками и историками.
Эти и многие аналогичные факты свидетельствуют, что нигде и никогда Ислам не применял насилие или притеснение над пленными солдатами и офицерами. А то, что происходило с нашими солдатами в Афганистане или в Чечне, лишний раз подтверждает, что те боевики-ваххабиты, экстремисты, которые творили над ними бесчинства, ничего общего с Исламом не имеют.
Отношение Ислама к представителям
других религий и конфессий, к
другим пророкам наглядно демонстрирует
и наречение наших детей
Но в то же время мусульмане обязаны защищать свою веру от насильственного вмешательства и насаждения иных вероубеждений и от агрессии против мусульман. История не раз убеждала в неиссякаемой силе самозащиты Ислама. Именно эту силу, известную, как джихад или газават, враги Ислама и некоторые «религиоведы» ошибочно или сознательно преподносили как агрессивное и нетерпимое отношение к иноверцам.
1 с.г.в. - сокращение от арабского славословия, означающего "да благословит его Аллах и приветствует".
2 Ангел Джибрил (Джабраил) - у христиан - архангел Гавриил, которому доверено нисхождение с Божественным откровением.
3 Калам - тростниковое перо.
4 Дидат А. "Мухаммад - естественный преемник Христа"
5 Исмаил ибн Кясир (1300-1372) – богослов и историк. Стал широко известен благодаря своему трактату “Аль-бидая ва ан-нихая” (“Начало и конец”).