Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа
Тема данной работы– ислам как религия. Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство.
Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА………………………………….….
4
2. СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ……………..
11
2.1. Особенности исламского вероучения………………………
11
2.2. Коран, как священная книга мусульман……………………..
15
2.3. Исламское социальное и моральное учение……………….
17
2.4. Обряды и праздники в исламе………………………………
19
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО В ИСЛАМЕ……….….
20
3.1. Бог и человек…………………………………………..
20
3.2. Ангелы и джинны…………………………………………….
23
3.3. Писания и пророки…………………………………………..
24
3.4. Судный день………………………………………………….
25
3.5. Нравственность мусульманина………………………………
26
4. КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСЛАМА……………………….…
34
5. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ ИСПОВЕ-
ДУЮЩИХ ЕЕ………………………………………………………………
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
Вера в Писания играет большую роль в жизни верующего и становлении его духовного мира. Она вселяет в него уверенность в том, что он не лишён Божьего руководства и не обречён на безуспешные блуждания в поисках истины. Она помогает ему благодарить Аллаха за заботу, которую Он проявляет по отношению к людям. Размышляя над тем, чем обязано человечество Священным Писаниям, верующий понимает, что их ниспослание — величайшая из всех милостей Господа.
Вера в посланников — одна из основ вероучения ислама. Согласно Корану, человек не станет верующим, пока не уверует во всех Божьих пророков и посланников. В основе их учений заложено поклонение одному Богу. Все пророки приносили людям откровения от Аллаха и призывали к нравственной чистоте и праведности.
Посланники не просто передавали людям Божье руководство — они были примером для подражания. Их мудрые проповеди очищали сердца людей. Пророки получали откровения от Бога, творили чудеса по воле Бога, никогда не ошибались и ничего не забывали при передаче послания Господа людям и обладали безукоризненными нравственными качествами.
3.4. Судный день
Мусульмане верят в воскрешение, Судный день и вечную будущую жизнь. Никто, кроме Аллаха, не знает, когда наступит Судный день. Обитель, в которую попадает душа, расставаясь с земным миром, называется барзах — «промежуток» между земным миром и миром вечным. Там праведники и грешники узнают об ожидающем их приговоре, после чего души одних восходят на небеса, где находят покой и наслаждаются близостью к Аллаху, а души других остаются на земле, где получают первые мучения за совершённые грехи. Так продолжается до Судного дня, когда ангел Исрафил затрубит в рог и все люди будут воскрешены и выйдут из могил. Души соединятся с телами, и люди будут собраны в ожидании Страшного суда: грешники — рядом с Ибли-сом, а верующие — рядом с пророками, за которыми они следовали.
Предопределение в исламе
Вера в предопределение и судьбу является последней, шестой основой веры в исламе. Предопределение указывает на безграничное знание и могущество Аллаха, Его милосердие и заботу о творениях, Его мудрость, сдержанность и снисходительность. Мусульмане верят, что всё происходящее в мире является частью Божьего замысла, венцом которого станет торжество добра и утверждение справедливости.
Вера в Божье предопределение складывается из четырёх основных убеждений. Первое — Аллаху известно обо всём, что происходит на небесах и на Земле. Ничто не может быть сокрыто от Него, и судьба всех творений была известна Ему до того, как Он сотворил их. Второе — Аллах записал судьбу всех творений в Хранимой Скрижали задолго до Сотворения мира. Это Писание находится на небесах, и никому из небожителей не позволяется заглянуть в него без дозволения Аллаха. Третье — все события на небесах и на Земле происходят так, как того пожелал Аллах. Его воля неукоснительно исполняется, и все явления во Вселенной исполнены Божественной мудрости. Он способен изменить всех людей, наставив их на правильный путь, но Ему угодно, чтобы люди самостоятельно делали свой выбор и были испытанием друг для друга. Четвёртое — Аллах сотворил всё, что есть во Вселенной, включая человеческие деяния и помыслы. Согласно Корану, поступки людей зависят от их желаний и намерений, а Аллах даёт или не даёт им возможность осуществить их. Он творит причину, которая воплощается в результат. Поэтому считается, что поступки людей совершаются самими людьми, но создаются Аллахом, единственным Творцом всего сущего.
Таким образом, вероучение ислама формируется из шести постулатов: вера в Аллаха, ангелов, Священные Писания, пророков и посланников, Судный день, предопределение.
3.5. Нравственность мусульманина
Высокая мораль всегда была характерной особенностью ислама. Благонравие и порядочность считаются в исламе одними из самых достойных качеств. Верующий, возлюбивший Аллаха и живущий по установлениям Корана, не ждёт от людей благодарности или награды. Он творит добро бескорыстно, из любви к Создателю и Его творениям. Если кто-то обижает его, то он не стремится отомстить и не отвечает злом на зло, а сдерживает гнев и великодушно прощает своего обидчика.
Мусульманин избегает лжи и очень терпелив. Истинный верующий всегда отличается скромностью и смирением. Для мусульманина понятия «ислам», «вера» и «искренность» неотделимы друг от друга. Мусульманин — верный друг и честный товарищ и всегда стремится приносить людям только пользу, следуя завету Пророка Мухаммада: «Не причиняй вреда первым и не причиняй вреда в ответ».
Мусульманская семья
Семья в исламе является
основой общественной жизни. В Священном
Коране и хадисах Пророка Мухаммада
много говорится о
Главная особенность мусульманской семьи — в том, что она живёт по заветам Всевышнего, стараясь ни в чём не отступать от Его предписаний. Верующие любят Господа и друг друга. Благодаря этому мусульманская семья дружная и крепкая, в ней царит дух любви, уважения, доброты. Каждый член семьи старательно исполняет свои обязанности по отношению к близким, веря, что Всевышний вознаградит его за это.
Отношение к родителям
Ислам предписывает детям
почитать родителей, благодарить их
за всё доброе и «преклонять пред
ними крыло смирения». В исламе предписывается
уважение к родителям, и особенно
к матери. «Рай — у ног матерей»,
— сказал как-то Пророк Мухам-мад, а
на вопрос одного человека о том, кто больше
всех достоин уважения и заботы, он трижды
ответил: «Твоя мать» — и только потом
сказал: «Твой отец». Коран учит мусульман
молиться за родителей и говорить: «Господи!
Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком!»
Родители обязаны заботиться о детях,
радеть за них, ограждать от бед и несчастий,
и тем самым они изо дня в день творят добро.
Разве они не заслуживают за это благодарности?
Господь сказал в Коране: «Благодари Меня
и своих родителей». Разговаривать с родителями
неуважительно, огорчать их, повышать
на них голос — великий грех. «Уважайте
своих родителей, и ваши дети будут уважать
вас», — учил Пророк Мухаммад.
В мусульманской семье заботятся о пожилых людях. Чем старше становятся родители, тем больше внимания должны уделять им дети. Мусульмане помнят слова Пророка: «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к малым и не уважает старших». Заботясь о старом человеке, мусульмане никогда не забывают о том, что каждый был когда-то молод и полон сил и не покладая рук трудился и делал добро в надежде, что дела его принесут пользу людям и что Господь вознаградит его. Когда-то человек заботился о других, а теперь он сам нуждается в заботе. Тот, кто помогает пожилым и старается дать им то, в чём они нуждаются, делает доброе дело, которое Господь не оставит без внимания. За это добро человеку воздастся в старости. Пророк говорил, что, если юноша почтительно относится к старому человеку, Аллах обязательно пошлёт ему того, кто будет почтительно относиться к нему, когда он состарится.
У мусульманина есть особые обязанности перед родителями. Человек должен слушаться своих родителей и выполнять их просьбы и поручения, за исключением тех, которые являются греховными. Грех запрещён Всевышним, и обязанность каждого человека — соблюдать этот запрет. Мусульманин — воспитанный, добрый, почтительный сын. Мусульманка — заботливая, любящая дочь. Они обращаются к Господу с мольбами за своих родителей и просят для них прощения грехов и пребывания в раю. Пророк Мухаммад говорил, что, когда человек умирает, все его дела прекращаются, но остаются благочестивые дети, которые молятся за родителя.
Мусульманин обязан сохранять добрые отношения с людьми, которых любили его родители, помогать этим людям. Именно так поступал Пророк с родственниками и подругами своей супруги Хадиджи после её кончины. Если у родителей остались долги, дети обязаны выплатить их, совершить вместо них хадж — паломничество в Мекку, если родители по каким-то причинам не совершили его.
Отношение к детям
Мусульмане очень любят детей и благодарят Всевышнего за них, помня о том, что дети — Его дар. Ребёнок — свет в мусульманском доме, и родители-мусульмане одинаково радуются рождению дочери и сына. Согласно исламу, дети — украшение земной жизни человека, одна из главных радостей, которые достаются человеку в этом мире.
Родители-мусульмане стараются воспитывать своих детей так, чтобы те выросли достойными, благородными, праведными людьми и были их гордостью. Они знают, что Всевышний обязательно вознаградит их за время и силы, которые они потратили на воспитание и обучение своего ребёнка. Пророк Мухам-мад пояснил, что, даже покинув этот мир, человек продолжает получать награду за добрые дела, которые совершают его дети, — он как будто сам продолжает делать добро и приносить пользу людям, только теперь уже руками тех, кого он вырастил и воспитал.
Ислам наделил детей особыми правами, в том числе на родительскую заботу и обеспечение всем необходимым. В соответствии с мусульманской традицией мать кормит ребёнка грудью два года, чтобы он окреп, а отец трудится, чтобы обеспечить мать и ребёнка всем, в чём они нуждаются. Родители обязаны подобрать сыну или дочери хорошее имя, благозвучное и с хорошим значением, потому что ислам запретил давать детям скверные имена и обидные прозвища. С раннего детства детей приучают правильно есть и пить — правой рукой, с произнесением имени Всевышнего, ибо именно Он дарует пропитание всему живому. Родители учат ребёнка произносить особые слова поминания Господа перед сном и после пробуждения, при входе в дом и выходе на улицу, перед едой и перед любым делом. Немного позже маленький мусульманин постепенно знакомится с Кораном, привыкает совершать обязательную молитву и соблюдать пост в месяц Рамадан. Мальчики обычно посещают мечеть вместе с отцом, а девочки совершают молитву дома с матерью. Родители-мусульмане объясняют детям, что должен делать мусульманин, а чего ему следует избегать. Они стараются не только вложить в сердца детей искреннюю веру и любовь к Создателю, но и придать характеру каждого ребёнка хорошие черты. Ислам одобряет всё доброе, хорошее и полезное и отвергает всё скверное. Поэтому родители-мусульмане должны особенно печься о том, чтобы у их детей был добрый нрав, достойный мусульманина, и не было пороков и дурных привычек, в особенности строго запрещённых исламом и приносящих много горя людям, таких, как употребление алкоголя и наркотиков, сексуальная распущенность, азартные игры. Мечта любого мусульманина — вырастить хорошо воспитанных, верующих детей, которые будут искренне служить Всевышнему, доставляя радость родителям.
Хиджаб в исламе
Женскую одежду, соответствующую
требованиям ислама, принято называть
хиджаб. В арабском языке это слово
означает «покров, занавес». Это занавес
целомудрия, скромности и благопристойности,
которым мусульманка окружает свою
душу. Ношение покрывала — свидетельство
покорности Господу не только в исламе,
но и в других религиях, оно было неотъемлемой
частью женского убранства с древнейших
времён. Эта традиция сохраняется до сегодняшнего
дня и в иудаизме, и в христианстве.
Одежда мусульманки — длинная и свободная,
из плотных, непросвечивающих тканей.
Она скрывает всё тело, кроме лица и кистей
рук. Неотъемлемая часть её одеяния —
покрывало или платок, скрывающий волосы,
шею и плечи.
Брак в исламе
Брак в исламе — это благословенный союз мужчины и женщины, освящённый Господом. Священное Писание мусульман гласит: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили у них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие.
Ислам признаёт достоинства как мужчины, так и женщины. Обоих Всевышний сотворил «в наилучшем образе», и женщина является матерью, сестрой или женой для всякого мужчины. Однако Господь наделил людей разными способностями и склонностями, а потому у каждого пола имеется разное предназначение и разные роли в семье. Мужчина и женщина предстают как две половинки одного целого, дополняющие друг друга. Всевышний предписал каждому из них заниматься тем, что ему подходит и соответствует социальному и физиологическому статусу. Он не требует от человека ничего сверх того, что ему по силам. Мужчина — кормилец и защитник — обеспечивает семью всем необходимым, а женщина — хранительница очага — заботится о доме и детях. Пророк Му-хаммад сказал: «Мужчина — пастырь для семьи своей и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству».
Вступление в брак — путь к созданию крепкой и дружной семьи, а произведение потомства помогает сохранить род человеческий. В исламе не оговорено, в каком именно возрасте мусульманин должен вступать в брак и какая разница в возрасте должна быть между супругами. В то же время ранние браки среди мусульман поощряются, чтобы молодёжь не впадала в грех прелюбодеяния. Пророк Мухаммад не раз обращался к молодым мусульманам со словами: «О, юноши! Кто из вас имеет возможность жениться, пусть женится».
Ислам запрещает браки между близкими родственниками, считая их противными человеческой природе. Мусульманин не может жениться на родной сестре, матери, дочери, а также на молочной матери или сестре. Мужчине разрешается жениться не только на мусульманках, но и на женщинах, исповедующих монотеистические религии, — христианках и иудейках. Но чаще всего мусульманин, желающий, чтобы в его семье царило согласие и гармония, берёт в жёны мусульманку.
Брак начинается со знакомства жениха и невесты и их семей. Обычно знакомство и сватовство происходит в доме девушки. В выборе спутников жизни мусульманину и мусульманке в большинстве случаев активно помогают родители, однако в брак и мужчина и женщина вступают только добровольно. Ислам запрещает принуждение, считая его несправедливым и бессмысленным, поскольку очевидно, что брак, заключённый насильно, без любви и обоюдного согласия, будет непрочным.
Если девушка и молодой человек понравились друг другу и решили пожениться, они заключают помолвку и договариваются о размере брачного дара, который жених передаёт невесте в знак серьёзности своих намерений и заботы о ней. Ислам запрещает мусульманину свататься к девушке, если он знает, что к ней уже посватался другой мужчина. По прошествии определённого времени, если намерения молодых не изменились, брак заключается. На церемонии, помимо жениха и невесты, обязательно присутствует опекун невесты (в большинстве случаев отец), два свидетеля и человек, заключающий брак: имам или другой уважаемый мусульманин. После заключения брака обычно устраивается свадьба, на которую приглашают большое количество родных и знакомых, поздравляющих новобрачных.