Ислам как религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной работы– ислам как религия. Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство.
Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА………………………………….….
4
2. СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ……………..
11
2.1. Особенности исламского вероучения………………………
11
2.2. Коран, как священная книга мусульман……………………..
15
2.3. Исламское социальное и моральное учение……………….
17
2.4. Обряды и праздники в исламе………………………………
19
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО В ИСЛАМЕ……….….
20
3.1. Бог и человек…………………………………………..
20
3.2. Ангелы и джинны…………………………………………….
23
3.3. Писания и пророки…………………………………………..
24
3.4. Судный день………………………………………………….
25
3.5. Нравственность мусульманина………………………………
26
4. КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСЛАМА……………………….…
34
5. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ ИСПОВЕ-
ДУЮЩИХ ЕЕ………………………………………………………………

46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ислам.docx

— 763.22 Кб (Скачать файл)

Вера в Писания играет большую роль в жизни верующего  и становлении его духовного мира. Она вселяет в него уверенность в том, что он не лишён Божьего руководства и не обречён на безуспешные блуждания в поисках истины. Она помогает ему благодарить Аллаха за заботу, которую Он проявляет по отношению к людям. Размышляя над тем, чем обязано человечество Священным Писаниям, верующий понимает, что их ниспослание — величайшая из всех милостей Господа.

Вера в посланников  — одна из основ вероучения ислама. Согласно Корану, человек не станет верующим, пока не уверует во всех Божьих пророков и посланников. В основе их учений заложено поклонение одному Богу. Все пророки приносили людям откровения от Аллаха и призывали к нравственной чистоте и праведности.

Посланники не просто передавали людям Божье руководство —  они были примером для подражания. Их мудрые проповеди очищали сердца людей. Пророки получали откровения от Бога, творили чудеса по воле Бога, никогда не ошибались и ничего не забывали при передаче послания Господа людям и обладали безукоризненными нравственными качествами.

 

3.4. Судный день

Мусульмане верят в  воскрешение, Судный день и вечную будущую  жизнь. Никто, кроме Аллаха, не знает, когда наступит Судный день. Обитель, в которую попадает душа, расставаясь  с земным миром, называется барзах — «промежуток» между земным миром и миром вечным. Там праведники и грешники узнают об ожидающем их приговоре, после чего души одних восходят на небеса, где находят покой и наслаждаются близостью к Аллаху, а души других остаются на земле, где получают первые мучения за совершённые грехи. Так продолжается до Судного дня, когда ангел Исрафил затрубит в рог и все люди будут воскрешены и выйдут из могил. Души соединятся с телами, и люди будут собраны в ожидании Страшного суда: грешники — рядом с Ибли-сом, а верующие — рядом с пророками, за которыми они следовали.

Предопределение в исламе

Вера в предопределение  и судьбу является последней, шестой основой веры в исламе. Предопределение  указывает на безграничное знание и  могущество Аллаха, Его милосердие и заботу о творениях, Его мудрость, сдержанность и снисходительность. Мусульмане верят, что всё происходящее в мире является частью Божьего замысла, венцом которого станет торжество добра и утверждение справедливости.

Вера в Божье предопределение  складывается из четырёх основных убеждений. Первое — Аллаху известно обо всём, что происходит на небесах и на Земле. Ничто не может быть сокрыто от Него, и судьба всех творений была известна Ему до того, как Он сотворил их. Второе — Аллах записал судьбу всех творений в Хранимой Скрижали задолго до Сотворения мира. Это Писание находится на небесах, и никому из небожителей не позволяется заглянуть в него без дозволения Аллаха. Третье — все события на небесах и на Земле происходят так, как того пожелал Аллах. Его воля неукоснительно исполняется, и все явления во Вселенной исполнены Божественной мудрости. Он способен изменить всех людей, наставив их на правильный путь, но Ему угодно, чтобы люди самостоятельно делали свой выбор и были испытанием друг для друга. Четвёртое — Аллах сотворил всё, что есть во Вселенной, включая человеческие деяния и помыслы. Согласно Корану, поступки людей зависят от их желаний и намерений, а Аллах даёт или не даёт им возможность осуществить их. Он творит причину, которая воплощается в результат. Поэтому считается, что поступки людей совершаются самими людьми, но создаются Аллахом, единственным Творцом всего сущего.

Таким образом, вероучение ислама формируется из шести постулатов: вера в Аллаха, ангелов, Священные  Писания, пророков и посланников, Судный день, предопределение.

 

3.5. Нравственность мусульманина

Высокая мораль всегда была характерной особенностью ислама. Благонравие и порядочность считаются в исламе одними из самых достойных качеств. Верующий, возлюбивший Аллаха и живущий по установлениям Корана, не ждёт от людей благодарности или награды. Он творит добро бескорыстно, из любви к Создателю и Его творениям. Если кто-то обижает его, то он не стремится отомстить и не отвечает злом на зло, а сдерживает гнев и великодушно прощает своего обидчика.

Мусульманин избегает лжи  и очень терпелив. Истинный верующий всегда отличается скромностью и  смирением. Для мусульманина понятия  «ислам», «вера» и «искренность»  неотделимы друг от друга. Мусульманин  — верный друг и честный товарищ  и всегда стремится приносить  людям только пользу, следуя завету Пророка Мухаммада: «Не причиняй вреда первым и не причиняй вреда в ответ».

Мусульманская семья

Семья в исламе является основой общественной жизни. В Священном  Коране и хадисах Пророка Мухаммада  много говорится о взаимоотношениях в мусульманской семье, о том, как мусульманин должен относиться к своим родителям, жене, детям  и другим родственникам. До нас дошло  множество заботливо сохранённых  мусульманами и передаваемых из поколения  в поколение рассказов о том, каким был Пророк племянником, мужем, отцом и дедом. Хотя Мухаммад очень рано лишился родителей, он вырос в большой семье своего дяди Абу Талиба, и никто из его родственников не мог сказать о нём ничего плохого: он был честным, верным своему слову, послушным велениям Господа и уважал старших членов семьи. От пророка и посланника Всевышнего нельзя было ожидать другого поведения, ведь он образец для всех людей, живущих на земле.

Главная особенность мусульманской  семьи — в том, что она живёт  по заветам Всевышнего, стараясь ни в чём не отступать от Его предписаний. Верующие любят Господа и друг друга. Благодаря этому мусульманская  семья дружная и крепкая, в ней царит дух любви, уважения, доброты. Каждый член семьи старательно исполняет свои обязанности по отношению к близким, веря, что Всевышний вознаградит его за это.

 

Отношение к родителям

Ислам предписывает детям  почитать родителей, благодарить их за всё доброе и «преклонять пред ними крыло смирения». В исламе предписывается уважение к родителям, и особенно к матери. «Рай — у ног матерей», — сказал как-то Пророк Мухам-мад, а на вопрос одного человека о том, кто больше всех достоин уважения и заботы, он трижды ответил: «Твоя мать» — и только потом сказал: «Твой отец». Коран учит мусульман молиться за родителей и говорить: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком!» 
Родители обязаны заботиться о детях, радеть за них, ограждать от бед и несчастий, и тем самым они изо дня в день творят добро. Разве они не заслуживают за это благодарности? Господь сказал в Коране: «Благодари Меня и своих родителей». Разговаривать с родителями неуважительно, огорчать их, повышать на них голос — великий грех. «Уважайте своих родителей, и ваши дети будут уважать вас», — учил Пророк Мухаммад.

В мусульманской семье  заботятся о пожилых людях. Чем  старше становятся родители, тем больше внимания должны уделять им дети. Мусульмане помнят слова Пророка: «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к малым и не уважает старших». Заботясь о старом человеке, мусульмане никогда не забывают о том, что каждый был когда-то молод и полон сил и не покладая рук трудился и делал добро в надежде, что дела его принесут пользу людям и что Господь вознаградит его. Когда-то человек заботился о других, а теперь он сам нуждается в заботе. Тот, кто помогает пожилым и старается дать им то, в чём они нуждаются, делает доброе дело, которое Господь не оставит без внимания. За это добро человеку воздастся в старости. Пророк говорил, что, если юноша почтительно относится к старому человеку, Аллах обязательно пошлёт ему того, кто будет почтительно относиться к нему, когда он состарится.

У мусульманина есть особые обязанности перед родителями. Человек  должен слушаться своих родителей  и выполнять их просьбы и поручения, за исключением тех, которые являются греховными. Грех запрещён Всевышним, и обязанность каждого человека — соблюдать этот запрет. Мусульманин — воспитанный, добрый, почтительный сын. Мусульманка — заботливая, любящая дочь. Они обращаются к Господу с мольбами за своих родителей и просят для них прощения грехов и пребывания в раю. Пророк Мухаммад говорил, что, когда человек умирает, все его дела прекращаются, но остаются благочестивые дети, которые молятся за родителя.

Мусульманин обязан сохранять  добрые отношения с людьми, которых  любили его родители, помогать этим людям. Именно так поступал Пророк с  родственниками и подругами своей  супруги Хадиджи после её кончины. Если у родителей остались долги, дети обязаны выплатить их, совершить вместо них хадж — паломничество в Мекку, если родители по каким-то причинам не совершили его.

Отношение к детям

Мусульмане очень любят  детей и благодарят Всевышнего за них, помня о том, что дети — Его дар. Ребёнок — свет в мусульманском доме, и родители-мусульмане одинаково радуются рождению дочери и сына. Согласно исламу, дети — украшение земной жизни человека, одна из главных радостей, которые достаются человеку в этом мире.

Родители-мусульмане стараются  воспитывать своих детей так, чтобы те выросли достойными, благородными, праведными людьми и были их гордостью. Они знают, что Всевышний обязательно вознаградит их за время и силы, которые они потратили на воспитание и обучение своего ребёнка. Пророк Мухам-мад пояснил, что, даже покинув этот мир, человек продолжает получать награду за добрые дела, которые совершают его дети, — он как будто сам продолжает делать добро и приносить пользу людям, только теперь уже руками тех, кого он вырастил и воспитал.

Ислам наделил детей особыми  правами, в том числе на родительскую заботу и обеспечение всем необходимым. В соответствии с мусульманской  традицией мать кормит ребёнка грудью два года, чтобы он окреп, а отец трудится, чтобы обеспечить мать и ребёнка всем, в чём они нуждаются. Родители обязаны подобрать сыну или дочери хорошее имя, благозвучное и с хорошим значением, потому что ислам запретил давать детям скверные имена и обидные прозвища. С раннего детства детей приучают правильно есть и пить — правой рукой, с произнесением имени Всевышнего, ибо именно Он дарует пропитание всему живому. Родители учат ребёнка произносить особые слова поминания Господа перед сном и после пробуждения, при входе в дом и выходе на улицу, перед едой и перед любым делом.  Немного позже маленький мусульманин постепенно знакомится с Кораном, привыкает совершать обязательную молитву и соблюдать пост в месяц Рамадан. Мальчики обычно посещают мечеть вместе с отцом, а девочки совершают молитву дома с матерью. Родители-мусульмане объясняют детям, что должен делать мусульманин, а чего ему следует избегать. Они стараются не только вложить в сердца детей искреннюю веру и любовь к Создателю, но и придать характеру каждого ребёнка хорошие черты. Ислам одобряет всё доброе, хорошее и полезное и отвергает всё скверное. Поэтому родители-мусульмане должны особенно печься о том, чтобы у их детей был добрый нрав, достойный мусульманина, и не было пороков и дурных привычек, в особенности строго запрещённых исламом и приносящих много горя людям, таких, как употребление алкоголя и наркотиков, сексуальная распущенность, азартные игры. Мечта любого мусульманина — вырастить хорошо воспитанных, верующих детей, которые будут искренне служить Всевышнему, доставляя радость родителям.

Хиджаб в исламе

Женскую одежду, соответствующую  требованиям ислама, принято называть хиджаб. В арабском языке это слово  означает «покров, занавес». Это занавес  целомудрия, скромности и благопристойности, которым мусульманка окружает свою душу. Ношение покрывала — свидетельство покорности Господу не только в исламе, но и в других религиях, оно было неотъемлемой частью женского убранства с древнейших времён. Эта традиция сохраняется до сегодняшнего дня и в иудаизме, и в христианстве. 
Одежда мусульманки — длинная и свободная, из плотных, непросвечивающих тканей. Она скрывает всё тело, кроме лица и кистей рук. Неотъемлемая часть её одеяния — покрывало или платок, скрывающий волосы, шею и плечи.

Брак в исламе

Брак в исламе — это  благословенный союз мужчины и женщины, освящённый Господом. Священное Писание  мусульман гласит: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих  жён для вас, чтобы вы находили у них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие.

Ислам признаёт достоинства  как мужчины, так и женщины. Обоих  Всевышний сотворил «в наилучшем  образе», и женщина является матерью, сестрой или женой для всякого  мужчины. Однако Господь наделил  людей разными способностями  и склонностями, а потому у каждого  пола имеется разное предназначение и разные роли в семье. Мужчина  и женщина предстают как две половинки одного целого, дополняющие друг друга. Всевышний предписал каждому из них заниматься тем, что ему подходит и соответствует социальному и физиологическому статусу. Он не требует от человека ничего сверх того, что ему по силам. Мужчина — кормилец и защитник — обеспечивает семью всем необходимым, а женщина — хранительница очага — заботится о доме и детях. Пророк Му-хаммад сказал: «Мужчина — пастырь для семьи своей и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству».

Вступление в брак —  путь к созданию крепкой и дружной  семьи, а произведение потомства  помогает сохранить род человеческий. В исламе не оговорено, в каком  именно возрасте мусульманин должен вступать в брак и какая разница  в возрасте должна быть между супругами. В то же время ранние браки среди мусульман поощряются, чтобы молодёжь не впадала в грех прелюбодеяния. Пророк Мухаммад не раз обращался к молодым мусульманам со словами: «О, юноши! Кто из вас имеет возможность жениться, пусть женится».

Ислам запрещает браки  между близкими родственниками, считая их противными человеческой природе. Мусульманин  не может жениться на родной сестре, матери, дочери, а также на молочной матери или сестре. Мужчине разрешается  жениться не только на мусульманках, но и на женщинах, исповедующих монотеистические религии, — христианках и иудейках. Но чаще всего мусульманин, желающий, чтобы в его семье царило согласие и гармония, берёт в жёны мусульманку.

Брак начинается со знакомства жениха и невесты и их семей. Обычно знакомство и сватовство происходит в доме девушки. В выборе спутников  жизни мусульманину и мусульманке  в большинстве случаев активно  помогают родители, однако в брак и мужчина и женщина вступают только добровольно. Ислам запрещает принуждение, считая его несправедливым и бессмысленным, поскольку очевидно, что брак, заключённый насильно, без любви и обоюдного согласия, будет непрочным.

Если девушка и молодой  человек понравились друг другу  и решили пожениться, они заключают  помолвку и договариваются о размере  брачного дара, который жених передаёт невесте в знак серьёзности своих  намерений и заботы о ней. Ислам  запрещает мусульманину свататься  к девушке, если он знает, что к  ней уже посватался другой мужчина. По прошествии определённого времени, если намерения молодых не изменились, брак заключается. На церемонии, помимо жениха и невесты, обязательно присутствует опекун невесты (в большинстве случаев отец), два свидетеля и человек, заключающий брак: имам или другой уважаемый мусульманин. После заключения брака обычно устраивается свадьба, на которую приглашают большое количество родных и знакомых, поздравляющих новобрачных.

Информация о работе Ислам как религия