Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа
Тема данной работы– ислам как религия. Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство.
Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА………………………………….….
4
2. СУЩНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ……………..
11
2.1. Особенности исламского вероучения………………………
11
2.2. Коран, как священная книга мусульман……………………..
15
2.3. Исламское социальное и моральное учение……………….
17
2.4. Обряды и праздники в исламе………………………………
19
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО В ИСЛАМЕ……….….
20
3.1. Бог и человек…………………………………………..
20
3.2. Ангелы и джинны…………………………………………….
23
3.3. Писания и пророки…………………………………………..
24
3.4. Судный день………………………………………………….
25
3.5. Нравственность мусульманина………………………………
26
4. КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСЛАМА……………………….…
34
5. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ ИСПОВЕ-
ДУЮЩИХ ЕЕ………………………………………………………………
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
Несмотря на обилие в исламе
различных течений, главными из которых
являются суннизм и шиизм, среди
всех мусульман существует довольно
стойкое представление о
Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике - нераздельны.
Во многих странах распространения
Ислама действуют мусульманские
партии, играющие нередко важную роль
в политике, например Партия исламской
республики в Иране, Партия единства
и развития в Индонезии, Панмалайская
исламская партия в Малайзии, Джамаат-и
ислами в Индии и Пакистане.
В ряде стран распространены религиозно-политических
организации (в том числе и находящиеся
вне закона, например “Братья-мусульмане”,
Партия исламского освобождения и др.),
функционируют многочисленные религиозные
учебные заведения (коранические школы,
мадраса, мусульманские университеты),
исламские общества, миссионерские организации,
коммерческие предприятия (исламские
банки, страховые компании).
Продолжает сохраняться система мусульманского
судопроизводства. Во второй половине
70-х - начале 80-х годов делались попытки
возрождения некоторых норм шари’ата,
ранее упраздненных на практике: таково,
например, введение определенных мусульманским
правом телесных наказаний за уголовные
преступления в Пакистане, Судане (при
президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.
В конце 70-х - начале 80-х годов определенную
роль в международных делах стали
играть международные мусульманские организации,
действующие как на правительственном,
так и на неправительственном уровне.
Наиболее значительная из них - Организация
исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар
ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая
44 афро-азиатских государства, а также
Организацию освобождения Палестины.
Мусульманские страны представлены в
ней главами государств и правительств.
Свою деятельность, направленную на осуществление
исламской солидарности, ОИК проводит
через Генеральный секретариат со штаб-квартирой
в Джидде и целый ряд специализированных
организаций (Исламский банк развития,
Исламское агентство новостей, Исламская
организация по образованию, науке и культуре,
Исламский фонд развития и др.). Для деятельности
ОИК характерна двойственность политических
решений: с одной стороны, выдвигаются
антиимпериалистические лозунги, принимаются
решения, направленные против международного
империализма и сионизма, с другой - нередко
звучат антикоммунистические призывы,
получают поддержку реакционные силы
в странах распространения.
Среди неправительственных мусульманских
международных организаций наибольшую
активность проявляют Лига исламского
мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный
исламский конгресс, Всемирная исламская
организация, Исламский совет Европы и
др. Характерно, что в деятельности этих
организаций реакционные, антикоммунистические
элементы играют значительно большую
роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия
направлены преимущественно на пропаганду
и распространение Ислама, организацию
международных встреч религиозных деятелей,
оказание помощи мусульманским общинам
в различных странах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на наличие разных направлений, ислам в целом представляет собой достаточно цельную религиозную систему. В силу своей специфики ислам буквально с момента своего возникновения оказался втянутым в постоянные политические распри и разногласия.
Безусловная исключительность личности пророка Мухаммеда явилась причиной того, что провинциальное движение с идеологией, близкой иудео-христианским сектам приобрело глубоко оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделавшую рождение ислама одним из важнейших событий всемирной истории.
В данной работе описала такие моменты, как возникновение ислама, сущность мусульманского вероучения, культурные памятники ислама, обряды, праздники мусульман.
За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего, в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Сегодня, в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран, ислам имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.
4 Кротов Я. Ислам и христианство в начале XXI века. / Я.Кротов. Заметки к истории Церкви. – М., 2003.