Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:29, творческая работа
История Русской Церкви — история православной церкви на территории исторической Руси.
Современная как церковная, так и светская историография Русской церкви в качестве начальной точки имеет обычно 988 год (Подробнее см. в статье Крещение Руси); более традиционная церковная историография возводила историю Церкви в пределах Руси к апостольской эпохе[1]. Достоверные сведения о существованиихристианских общин в Киеве относятся ко второй половине IX века, хотя ряд историков церкви, обращает внимание на существование на землях будущей Киевской Руси и Скифии, так называемой "Скифской епархии" неразделённой Церкви, по церковному преданию ведущей свое происхождение от апостола Андрея Первозванного.
Колыбель русского монашества — Киево-Печерская лавра
История Русской Церкви — история православной церкви на территории исторической Руси.
Современная как церковная, так
и светская историография Русск
Автокефальная церковная
организация с центром в Москве с урегулированным
каноническим статусом возникла в 1589 году, когда Московский митрополит был
признан в достоинстве патриарха как самостоятельный предстоятель М
История, излагаемая в настоящей
статье, есть история современной Русской православной церкви (Московского
Патриархата); также, она, до того или иного
исторического рубежа, есть история иных религиозных объединений и
течений, с точки зрения принятой в них
историографии, например старообрядческих,Укра
В составе Константинопольского Патриархата
Распространению христианства н
Согласно агиографической литер
Крещение киевлян К. Лебедев.
Киевская великая княгиня Ольга
Первые пять столетий Русская церковь
была одной из митрополий Константин
Образовывались другие епархии: в Белгороде (ныне селение Белогородка под Киевом), Великом Новгороде, Ростове, Чернигове,
Евгений Голубинский, рассуждая о попытках князя Владимира водворить среди своих бояр просвещение на уровне византийских стандартов того времени писал: «Владимир желал и пытался было ввести к нам просвещение, но его попытка осталась безуспешною. После него мы уже не делали никаких попыток и остались без просвещения, при одной грамотности, при одном умении читать.»[8]
С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традициия фонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания.
Ввиду упадка значения Киева как
политического центра после его
разгрома татаро-монголами (124
Последним митрополитом в Москве,
поставленным в Константинополе, был
болгарин Исидор (1437—1441). Представляя Русскую
Церковь, а также Антиохийского Патриарха Дорофея I (1435—1452) на Ферраро-Флорентийском Соборе
(1438—1445), он подписал 5 июля 1439 года Соборное определение об Унии, принимавшее все новые догматы Римской Церкви. В Константинополе Уния потерпела
полный крах уже в 1440,
ввиду всеобщего отторжения её населением:
Унии придерживались только двор императора
и сам Патриарх Константинопольский. Константи
Разрыв с Константинополем. Начало московского периода
В 1441 году митрополит Исидор по прибытии в Москву с Флорентийского Собора отслужил литургию, на которой помянул папу римского Евгения IV, а также зачитал документ об Унии. Сразу же после этого по приказу великого князя Василия II (Тёмного) он был взят под стражу, но впоследствии бежал.
Созванный по этому поводу в 1441 году в Москве Собор епископов Восточной Руси (Великого княжества Московского), осудил митрополита Исидора и отверг Унию. Московский Собор 1448 г., созванный великим князем Василием, поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону без предварительных согласований с Константинополем, с титулом «Митрополит Киевский и всея Руси».
С 1448 по 1589 год Русская Церковь управлялась фактически независимыми митрополитами всея Руси[9]. Выйдя из-под канонической зависимости Константинопольских патриархов, Московские святители оказались в серьёзной административно-политической зависимости от светской власти Московских князей и изоляции от других поместных церквей, которые пребывали в каноническом единстве с Константинопольским патриархатом. Так, в XVI веке из одиннадцати Московских митрополитов пятеро были лишены кафедры по произволу светской власти, а митрополит Филипп — даже убит в 1569 году. Тем не менее, контакты с греческими церквами вскоре возобновились.
Начиная с правления Иоанна III, в Русском государстве начала
формироваться религиозно-истор
Московским княжеством и его духовенством в 1478 году, была ликвидирована юрисдикционная автономия Новгородской епархии.
После обретения независимости
Русская Церковь испытала длительный
период изоляции: в 1458 году Киевская (Киево-Литовская) Митрополия возвратилась
в юрисдикцию Константинопольског
Первый патриарший период
См. также: Патриарх Московский и всея Руси
Пять первых патриархов Русской
Церкви
(лубок второй половины XIX века)
Грамота Константинопольского собора
об основании Московского
В 1589—1593 годах Московские митрополиты п
Основным делом первого
Патриарх Гермоген (1606—1612) был выдающимся церковным писателем и проповедником, одним из образованнейших людей своего времени. При нём в Москве было возведено новое здание типографии, установлен печатный станок, печатались книги. Был активным противником поляков, за что заключён в Чудовом монастыре, где и умер от голода.
Наивысшей власти Московские Патриархи
достигли при Патриархе Филарете (1619—1
Преемником Патриарха Филарета царь Михаил и его ближайшее окружение и сам Филарет, избравший своим преемником архимандрита Иоасафа, хотели бы видеть личность менее яркую и менее склонную к политической активности[18]. При патриархе Иосифе (1642—1652) было издано наибольшее (по сравнению с прежними патриаршествами) количество книг — 38 наименований (некоторые из которых выдержали до восьми изданий). Патриарх поддерживал сближение с греческим Востоком и Киевом[17].
Василий Перов Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-81. («прения о вере» 5 июля 1682 года вГрановитой палате в присутствии царевны Софьи)
В средине XVII века, при патриархе Никоне в было осуществлено исправление богослужебных книг и иные меры по унификации московской богослужебной практики с греческой. Реформа Патриарха Никона не была принята частью Церкви, вследствие чего произошёл раскол, и возникло старообрядчество. Последние годы патриаршества Никона были ознаменованы конфликтом с царём, приведшим к низложению патриарха в декабре 1666 года.
В патриаршество Иоасафа II (1667—1672) состоялся Большой Московский собор русского и восточного духовенства, проклявший старообрадцев, одновременно предавая их государственному уголовному преследованию. Иоасаф II предпринимал усилия по проведению в жизнь запретов, введённых Московским собором. Вместе с тем, Иоасафу II не хватило энергии для выполнения ряда важнейших решений Московского двора: осталась нереализованной рекомендация собора о повсеместном заведении училищ (школ) и учреждении в России новых епархий (утверждена только одна — Белгородская). Борясь с проникновением западно-европейской манеры в русскуюиконопись, патриарх стремился узаконить византийский стиль. При Иоасафе II были возобновлены проповеди в церквах. По его инициативе православные миссионеры действовали на Крайнем Севере (до островов Новой Земли), Дальнем Востоке (до Даурии). На Амуре, недалеко от границы с Цинской империей (Китаем)[17].
Содержанием деятельности патриарха Иоакима (1674—1690) было отстаивание старины,
престижа церкви в духовенства. Важнейшим
событием его патриаршества было переподченение
в ноябре 1686 года Московскому
патриархату части автономной Киевской митрополии (Киевская и Черниго