Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:29, творческая работа
История Русской Церкви — история православной церкви на территории исторической Руси.
Современная как церковная, так и светская историография Русской церкви в качестве начальной точки имеет обычно 988 год (Подробнее см. в статье Крещение Руси); более традиционная церковная историография возводила историю Церкви в пределах Руси к апостольской эпохе[1]. Достоверные сведения о существованиихристианских общин в Киеве относятся ко второй половине IX века, хотя ряд историков церкви, обращает внимание на существование на землях будущей Киевской Руси и Скифии, так называемой "Скифской епархии" неразделённой Церкви, по церковному преданию ведущей свое происхождение от апостола Андрея Первозванного.
Другим важным событием в патриаршество Иоакима было учреждение Московской Славяно-Греко-Латинской академии.
При Иоакиме неудачей закончилась повторная попытка царя на Соборе 1682 года увеличить количество епархий и ввести митрополичьи округа.[16]
Последний патриарх досинодального периода Адриан (1690—1700) был консерватором и противником реформ царя Петра I; его отношения с молодым царём были напряжёнными. При нём прошло два собора: в 1697 году и в 1698 году[17].
Синодальный период 1700—1917
Основная статья: Синодальный период
Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге
По смерти Патриарха Адриана в 1700 году Пётр I воспретил избрание нового патриарха и по прошествии 20 лет учредил Духовную Коллегию, вскоре переименованную вСвятейший Синод, который, являясь государственным органом, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии».
Вплоть до времени Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов[21] основным внешним (государственно-правовым) регулирующим документом для Церкви являлсяДуховный Регламент 1721 года[22], а позже также Устав Духовных Консисторий[23].
При Петре I духовенство превратилось в замкнутое сословие, доступ в которое лиц из прочих сословий в интересах государственной службы и тягла был сильно затруднён. Возникшая при Петре система духовных школ (семинарий и духовных училищ) также носила сословный характер. Образование устроялось по малороссийскому образцу: господствовала латынь (и как предмет, и как язык обучения) и схоластика. Внедрение школьного образования для детей духовенства шло с чрезвычайным трудом и встречало массовое сопротивление[24].
В 1763 и 1764 году рядом указов были упразднены Монастырские вотчины и
введены штаты. В результате Церковь перестала
играть роль важнейшего субъекта социально-экономической
жизни страны. Духовенство потеряло финансовую
независимость и оказалось на содержании
государственной казны, превратившись
в особую категорию чиновничества. Четыре
пятых монастырей в
Великороссии было упразднено в результате секуляризации монас
В XIX веке наиболее
значительными фигурами в церковной политике
были Московский митрополит (1821—1867) Филарет (Дроздов) и обер-прокурор Святейшего
Синода (1880—1905) Константин Победоносцев.
Первый, будучи блестящим проповедником,
догматистом и администратором, сыграл
значительную роль в становлении русской
духовной школы, свободной от латинской схоластики. Второй, проводя охранительную
политику и пользуясь значительным влиянием
на Александра
III, содействовал дальнейшей социальной
изоляции духовенства и падению престижа
Церкви в обществе. В XIX веке происходила почти полная секуляризация и отход от Церкви значительной
части образованного слоя русского народа[26]. Одновременно, в конце столетия
наблюдалось заметное пробуждение интереса
к религии в среде творческой интеллигенции,
возникло движение за обновление церковной
жизни и восстановления соборного начал
В 1901—1903 годах в Санкт-Петербурге прохо
Следствием изменившегося
Тем не менее, в ответ на начавшуюся
в среде епископата дискуссию
о каноническом строе церковного
управления, 16 января 1906 года Николай II утвердил состав «Предсоборного присутствия» —
комиссии по подготовке к Собору, — открывшегося
8 марта 1906 года.
Но в условиях реакции после смуты 1905 года Двор рассматривал требования
о созыве Собора как революционные настроения
в «ведомстве православного исповедания».Высочайшим повеле
В конце данного периода возник
ряд радикальных националистиче
Падение монархии в России 2 марта 1917 года церковная
иерахия в своём большинстве встретила
либо равнодушно, либо сочувственно[35][36].
6 марта Святейший Синод на своём заседании
издал Определение № 1207Об обнародовании
в православных храмах актов 2 и 3 марта
1917 г., гласившее, в частности: «Означенные
акты принять к сведению и исполнению
и объявить во всех православных храмах,
в городских — в первый по получении текста
сих актов день, а в сельских — в первый
воскресный или праздничный день, после
Божественной литургии, с совершением
молебствия Господу Богу об утишении страстей,
с возглашением многолетия Богохранимой
Державе Российской и Благоверному Временному
Правительству ея.»[37] Бывший
тогда товарищем Обер-прокурора Синода
князь Н. Д. Жевахова, находясь впоследствии в эмиграции,
в 1920-е годы,
вспоминал о «памятном» заседании Святейшего
Синода 26 февраля 1917 года, когда Петроград был полностью
парализован смутой: первенствующий член
Синода митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) отверг
предложение князя обратиться с воззванием
к населению, которое, по мысли князя, должно
было стать «грозным предупреждением
Церкви, влекущим, в случае ослушания,
церковную кару», сказав ему[38]: «Это всегда так. Когда мы не
нужны, тогда нас не замечают: а в момент
опасности к нам первым обращаются за
помощью». Примечательно, что Жевахов
объяснял такое поведение членов Синода
не как «отказ высшей церковной иерархии
помочь государству в момент опасности,
а самым заурядным явлением оппозиции
Синода к Обер-прокуратуре». Характерна
передовица в официальном издании «Церковный
вестник», (апрель 1917 года), написанная
редактором членом Государственного Совета,
членом Совета Русского Собрания профессором-
29 апреля 1917 года, реорганизованный новым обер-прокурором В. Н. Львовым Синод обратился с Посланием к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Российской Православной Церкви, которое объявляло о введении выборного начала в церковном управлении и возвещало о созыве Поместного Собора. Определение Святейшего Синода от 5 мая (ст. ст.) 1917 года за № 2668 «О привлечении духовенства и паствы к более активному участию в церковном управлении», в частности, постановляло: «<…> Озаботиться созывом в ближайшие дни чрезвычайных епархиальных съездов духовенства с участием представителей от приходов, облеченных доверием прихожан, и представителей от местных духовных учебных заведений для обсуждения на сих съездах не только вопросов, имеющих отношение к данной епархии, но и общих вопросов о положении православной церкви в русском государстве, в связи с происшедшими переменами в строе государственного управления и предстоящим созывом Церковного Собора и Учредительного Собрания, а также вопросов о желательных преобразованиях в церковном управлении и церковно-общественной жизни, с тем, чтобы о принятых съездами решениях и о высказанных пожеланиях по общим вопросам доложено было Святейшему Синоду, ввиду предстоящего созыва Предсоборного Совета <…>»[41]
Летом 1917 года проходили выборы епископов по епархиям — явление беспрецедентное в синодальный период: на соответствующие кафедры были избраны Тихон (Беллавин) в Москве, Вениамин (Казанский) в Петрограде, Сергий (Страгородский) во Владимире.
Второй патриарший период
Заседание поместного собора 1917—1918 годов
В начале 1900-х, невзирая на сопротивление Константина Победоносцева[42], началась подготовка к созыву Всероссийского Поместного Собора, который открылся служением литургии 15 августа (ст. ст.) 1917 года в Успенском соборе Кремля. Крупнейшим его решением было восстановление 28 октября того же года патриаршего возглавления Российской Церкви, которое сохраняется и ныне. Предсоборный Совет, работавший ранее, летом 1917 года, в Петрограде, под влиянием ряда профессоров Духовных академий (Совет состоял из 40 мирян, 10 священников и 12 епископов[43]) вынес решение, направленное против восстановления патриаршества, найдя его несовместимым с идеей соборности. В заседаниях соборного Отдела о Высшем церковном управлении (одного из 22 отделов, образованных на Соборе) большинство докладов было направлено против патриаршества. На самом Соборе, который начал прения по вопросу 11 октября (ст. ст.), положительное решение вопроса 28 октября было во многом обусловлено резкой радикализацией политической ситуации в связи с захватом в Петрограде власти большевиками за три дня до того и вооружёнными столконовениями в Москве в тот день между сторонниками большевиков и юнкерами.
Деяние Собора не было механической реставрацией патриаршества в том виде, как оно существовало до синодального периода: наряду с институтом патриаршества Собор учреждал 2 постоянно действующих коллегиальных органа (Священный Синод и Высший Церковный Совет). К ведению Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а в ведение Высшего Церковного Совета — дела церковно-общественного порядка: административные, хозяйственные, школьно-просветительные. Особо важные общецерковные вопросы, связанные с защитой прав Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, — подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета. Новые органы Высшей власти приняли полномочия упразднённого Святейшего Синода с 1 (14) февраля 1918 года, согласно постановлению Собора от 31 января.
В состав Синода входили, помимо его Председателя — Патриарха, — ещё 12 членов: митрополит Киевский по должности, 6 архиереев по избранию Собором на три года и 5 епископов, призываемых по очереди сроком на один год. Из 15 членов Высшего Церковного Совета, возглавляемого, как и Синод, Патриархом, 3 архиерея делегировались Синодом, а один монах, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян — избирались Собором.
До 1941
Уже в декабре 1917 года ВЦИК (большевистское прав
20 января 1918 года газета «Правда» опубликовала 2 декрета: о прекращении выдачи средств на содержание церквей и священнослужителей (с 1 марта) и о упразднении военного духовенства[45].
23 января (ст. ст.) 1918 года был опубликован утверждённый 20 января СНК РСФСР Декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви[46], которым Церковь была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности; религия стала исключительно частным делом граждан. Взявшие в России (РСФСР, позже СССР) власть большевики открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков»[47]; политические послания Патриарха Тихона, которые в 1918 году распространялись в форме отпечатанных листовок, были восприняты властями как призывы к саботажу.
Патриарх Тихон
Патриарх Тихон, осуждая братоубийственную граж