Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:39, реферат
Климент - апологет, но более философски и творчески настроенный в попытках объяснить христианство в категориях современного ему знания зачастую высказывает рискованные мысли.
Во времена Климента в Александрии существовало негласное сообщество христианских «гностиков», любивших философские рассуждения, которые держали свои убеждения в тайне и расценивали себя как элиту, Климент один из них.
Климент обосновывает необходимость философии для Церкви. Он пишет, что сам Бог даровал философию эллинам как инструмент богопознания. Пророчества и философствование неравнозначны, хотя взаимно дополняют друг друга: они подготавливают душу к истине, к познанию Логоса
Введение…………………………….……………………………………………..2
Биография Климента Александрийского………………………………………. 4
Характеристика Климента как писателя……………………………………….…….....5
Богословские воззрения Климента……………………………………………....7
Кто из богатых спасется…………………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………………..….15
Список литературы……………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Курский государственный университет»
Направление подготовки 033400.62 Теология
Заочная форма обучения (5 лет обучения)
Кафедра теологии и религиоведения
Дисциплина «Святоотеческое наследие»
Реферат на тему:
«Климент Александрийский: характеристика как писателя; богословские воззрения»
Выполнила:
студентка 5 курса
Девина Е. Н.
Проверил:
К.п.н., доцент
кафедры теологии и
религиоведения
Введение…………………………….…………………………
Биография Климента Александрийского……………………………………
Характеристика Климента
как писателя……………………………………….……
Богословские воззрения Климента……………………………………………....7
Кто из богатых спасется……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Климент - апологет, но более философски и творчески настроенный в попытках объяснить христианство в категориях современного ему знания зачастую высказывает рискованные мысли.
Во времена Климента в Александрии существовало негласное сообщество христианских «гностиков», любивших философские рассуждения, которые держали свои убеждения в тайне и расценивали себя как элиту, Климент один из них.
Климент обосновывает необходимость философии для Церкви. Он пишет, что сам Бог даровал философию эллинам как инструмент богопознания. Пророчества и философствование неравнозначны, хотя взаимно дополняют друг друга: они подготавливают душу к истине, к познанию Логоса. Иными словами, философия необходима как интеллектуальная ограда божественного откровения. Климент подвергает решительной критике взгляды тех, кто полагает, будто философия — это пустое мирское мудрствование, от которой одни ереси и смятения в душах. Эллины безо всякого Откровения пришли к осознанию бытия единого Бога — Первопричину и Предел Вселенной, ибо Бог — это единый источник знания.
Климент ввёл в богословие понятия «града небесного» и «града земного», которые впоследствии были развиты блаженным Августином.
Климент расходится с господствовавшим среди ранних христиан воззрением о греховности богатства. По его мнению, богатство само по себе никак не влияет на спасение души, ведь имуществом можно распорядиться и по-хорошему и по-плохому. «Писание требует от нас не отказа от собственности, но отказа от чрезмерной привязанности к собственности».
Основная задача - сделать христианство понятным и доступным современным эллинистическому миру, объяснить соотношение между верой и знанием. Что привило к обр. секты, часть христианского учения содержится в язычестве, и между философией и Евангелием нет противоположности - Стремясь обратить греков в христианство, доказать превосходство христианства над язычеством, но положительно относясь к греч. философии:
Христианский «гнозис» есть понятие
положения, предполагающее известный
элитизм или «аристократию
Источником и основой богослов. системы - учение о Логосе Логос - творец мироздания, через Него осуществлялось откровение Божие в Ветхом Завете и в эллинской философии, завершившееся, Воплощением Христа.
Истинное христианство заключается в знании, а знание взаимосвязано с верой, полнота знания доступна только избранной элите.
О Предании гностическая направленность его мысли становится еще более явственной: он говорит о передаче знания через отдельных личностей.
В отличие от большинства богословов, уравновешенный подход к проблеме брака и безбрачия: Жизнь в браке может быть не менее добродетельной, и уж, конечно, не менее трудной и ответственной, нежели путь целомудрия.
Литературная деятельность Климента Александрийского отличалась разнообразием и многосторонностью. Он прекрасно знал Священное Писание и сочинения раннехристианских авторов, а также еретиков I – II вв. Из дошедших до нас сочинений самое большое значение имеет его, так называемая, Великая трилогия: "Протрептик" (Увещательное слово к эллинам), "Педагог" (Воспитатель) и "Строматы" (Узорчатые ковры). Главной заслугой Климента является то, что он первый сделал попытку научно-философского обоснования христианского богословия и тем предоставил христианству орудие в борьбе с язычеством и ересями. Его творения, написанные 18 веков назад (особенно те из них, в которых говорится о чистоте библейского учения и защите истины от ересей), актуальны и для современных христиан.
Судя по полному имени, Климент родился в семье римских граждан. Фамилия Флавий позволяет предположить, что его предки, были участниками антиримского восстания в Иудее, пленённые и помилованные императором Титом и поэтому принявшие его фамильное имя как знак своего второго рождения. Достигнув совершеннолетия, Климент путешествует по Средиземноморью, изучая и испытывая различные духовные традиции. По сообщению Евсевия, в Александрии Климент становится слушателем лекций Пантена — новообращенного христианина и главу знаменитого Огласительного училища, откуда выпускались миссионеры, обратившие к Христовой вере многие народы от Ирландии до Эфиопии. Здесь он становится христианским апологетом, принимает духовный сан и пишет многие свои работы, в том числе значительную часть «Стромат». С одной стороны, он полемизирует с учением гностиков, с другой — с теми христианами, которые с большим подозрением воспринимали «интеллектуализированное христианство», обогащённое понятиями языческой философии. Его начитанность в греческих авторах свидетельствует о его прекрасном образовании. В первых главах «Протрептика» он говорит со знанием дела о греческих мистериях, что позволяет думать об его к ним причастности. Он много путешествовал: был в Южной Италии, Сирии, Палестине и Египте. В христианстве он обрел чистоту нравов и ответ на вопросы, неразрешимые в язычестве. Император Септимий Север в 202 году воздвиг гонение на христиан. Огласительное училище было закрыто, а Климент вынужден оставить Александрию, где его место вскоре занял молодой Ориген. Он перебрался в Палестину, где нашёл защиту и покровительство у своего ученика Александра Иерусалимского. Там он и умер. В силу своей близости к Оригену Климент не был канонизирован в православной традиции; католическая же церковь почитала его как святого до 1586 г.
Характеристика Климента как писателя
При чтении произведений Климента Александрийского поражает обширное знакомство его с произведениями греческих философов, историков, поэтов. Множество цитат всякого рода делают его сочинения источником не только для истории древней философии, но и для хронологии, археологии, поэзии, грамматики; немало стихов греческих поэтов он один спас от утраты. Поэтому естественно, что произведения Климента привлекают к себе внимание не одних богословов.
Он много изучал и читал; он был в школе многих христианских и нехристианских учителей. Чтение подлинного Платона всюду ясно в его произведениях; он знал и древнехристианскую письменность и обнаруживает основательность суждений в оценке еретических произведений. Климент, однако, не был мыслителем в строгом смысле слова: он обладал богатыми дарованиями, но не был талантом. Он был действительно образованным человеком, усвоил возвышенное настроение греческой философии и жил в нем; но не обнаруживает остроты и строгой последовательности мыслей. Климент не выработал ясного и цельного мировоззрения и с удивительной эластичностью умеет соединять, по-видимому, самые разнородные элементы. Его подавила масса идей и материала, которые он почерпнул из чтения и личного обращения с учителями; он оказался не в состоянии анализировать и расположить его; отсюда он нередко впадает в самопротиворечие. Это должно было отразиться и на письменном изложении. В выражениях — своих и чужих — у него не было недостатка, и он не умел управлять собой и ограничивать себя в письменном изложении мыслей. Ему было очень трудно твердо держаться определенного плана и наперед намеченного пути; масса сведений отнимала у него свободную уверенность движения, он постоянно теряет нить рассуждений, чтобы обратиться к родственным предметам и вплести разного рода воспоминания. Этот недостаток замечается не только в «Строматах», в которых он объясняется самым характером и задачами произведения, но и в других сочинениях. Язык сочинений Климента — плавный и богатый образами. Фотий называет стиль Климента цветистым, высокопарным и очень приятным. Хотя сам Климент говорит, что он очень мало навык в изяществе эллинской речи, что и впредь он мало будет придавать значения этому (по его мнению, речь щегольская и приятная годна лишь на то, чтобы отклонять народ от истины, тогда как любомудрие истинное больше о том заботится, чтобы слуху льстить меньше, а свет в душе распространять больший, и поборник истины должен заботиться не об искусственности стиля и тщательном составлении выражений, а о возможно точнейшем выражении своих мыслей, тем не менее Климент обнаруживает довольно часто увлекательное красноречие, которое по временам поднимается на поэтическую высоту. Если к этому прибавить высокий полет мыслей, горячую преданность своему идеалу и глубокое понимание поставленной перед собой задачи, то ясно будет, почему произведения Климента не имеют параллели среди древнехристианской литературы.
Богословские воззрения Климента
Значение литературно-
Климент в своих произведениях обнаруживает явное увлечение греческой философией. Необходимо только заметить, что он не был приверженцем одной какой-либо школы: «Под философией, — говорит он, — я не разумею ни философии стоической, ни Платоновой, ни эпикурейской, ни философии Аристотеля, а эклектическую, наилучшие из всех их положения, касающиеся правоты, ведения и гуманности». Преимущественными учителями его были Платон и Пифагор, а после них — Зенон и Аристотель. Он исключает Эпикура и софистов. Философия, по Клименту, имела чрезвычайно важное провиденциальное значение. «Без сомнения, один путь к истине, — говорит Климент, — но в него впадают ручьи: одни с одной стороны, другие с другой, соединяясь в ее ложе в реку, которая уже течет в вечность». В этом смысле и философия называется предуготовительным учением, пролагающим и выравнивающим путь ко Христу. Климент придает греческой философии почти такое значение, какое имел для евреев Моисеев закон: «Она была для эллинов таким же руководителем, каким был и закон для евреев, и приводила их, как детей, ко Христу».
Климент решительно высказывает убеждение в Божественном происхождении философии. «Утверждать, — говорит он, — что не Бог послал свыше на нашу землю философию, это, как мне кажется, равносильно уверению, что Бог не может знать частностей и что Он не состоит первоисточником всех благ... Философия, располагающая человека к добродетели, не есть исчадие ада. Остается производить ее только от Бога, возвышенным преимуществом Которого состоит лишь творить добро... Сверх того, философия никогда и не была достоянием людей дурных. Занимались ею из эллинов люди добродетельнейшие и славнейшие. Вот новое доказательство происхождения ее от Божественного провидения.
Для Климента важно было решить вопрос, имеет ли философия какое-нибудь значение для христиан. Само собой было ясно, что философские доктрины не могут ничего прибавить к свету христианской истины; тем не менее, и в христианстве философия имеет важное вспомогательное значение в изучении того, что заключается в собственных источниках христианства. Божественное воспитание всего человеческого рода должно служить образцом и правилом для церковного воспитания отдельных членов. Методы философии, диалектика дисциплинируют дух и руководят в его изысканиях истины, в его стремлениях к благу, в его миссии по распространению блага и истины.
Определяя таким образом действительное значение философии, Климент вместе с тем определял и свою собственную задачу: посредством философии углубляться в вере, преобразовать ее в знание, Откровение — в богословие. Таким образом, самой задачей своей литературно-богословской деятельности Климент приведен был к решению вопроса об отношении веры и знания; и Климент в своих главных сочинениях ни одним предметом не занимается с такой любовью, как размышлениями о различии и однородности веры и знания.
Климент, с одной стороны, восхваляет веру: она есть некоторое внутренне, духовно и таинственно предносящееся душе благо, которая отыскивает Бога не долгим путем особого рода философских исследований, а просто, без всяких особенных сборов и подготовок признает бытие Его, высказывается за Него и окружает Бога прославлением и чествованием как Личность действительно существующую. Вера не есть нечто недостаточное; она по самому существу своему есть нечто совершенное, и ей свойственна полнота». С другой стороны, Климент решительно заявляет, что «знать — больше, чем веровать». «Познание есть совершенство, зрелость, законченность человека... С полной достоверностью можно сказать, что сама вера через познание совершенствуется, ибо только через познание верующий достигнет совершенства». Исходя из этой веры и возрастая в благодати Божией, насколько возможно, должно стараться приобрести познание о Боге. Гностик — истинный христианин, «гностически жить» — значит жить истинно христианской жизнью. Вера есть только внешнее восприятие Христа и Его учения в буквальном понимании, из страха и подчинения авторитету. Напротив, гностик живет в созерцании, внутренне воспринимает спасение и постигает его. Целью гностика должно быть не только познание, но и соответствующая деятельность. К доброй жизни его побуждает не надежда на награду, но он делает благое ради него самого, из любви к Богу; он сознает себя не рабом, а чадом Божиим. Гностик живет не для себя только — своей жизнью и своей философией он воздействует и на других, помогая им и улучшая. Своими советами и заступничеством он приходит на помощь грешникам и является посредником их у Бога.
Информация о работе Климент Александрийский: характеристика как писателя; богословские воззрения