Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 23:06, реферат
Ислам – одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют Ислам. Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом, более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.
Введение
Ислам – одна из трёх величайших
религий, возникших на суровых и безмолвных
просторах ближневосточных пустынь. Она
преобладает на Ближнем Востоке, В Северной
Африке, в Центральной Азии, Индонезии
и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей
во всём мире исповедуют Ислам. Название
«Ислам» происходит от арабского слова
«салам», что в буквальном переводе означает
«мир», но имеет ещё дополнительное значение
«подчинение». Таким образом, более полное
название этой религии можно перевести
как «абсолютный мир, который наступает,
если жизнь человека подчинена Богу».
Человек, исповедующий ислам, называется
мусульманином.
Ислам можно считать «братской» религией
по отношению к иудаизму и христианству.
Подобно иудаизму и христианству, это
«религия Книги». Это означает, что для
всех трёх центром религии является книга.
Для иудеев это Тора, для христиан – Библия,
а для мусульман – Коран, собрание откровений,
которые Мухаммад, основатель Ислама получил
от Бога.
1. История ислама.
1.1. Религиозная ситуация в Аравии накануне зарождения ислама.
Основная часть Аравийского полуострова до появления пророка Мухаммеда была царством язычества. Население Аравии наследовало традиции политеизма с древности, в честь божеств строились величественные храмы, устраивались святилища, выделялись места поклонения, делались посвятительные надписи и приносились жертвы.
У аравийцев-язычников не было наследственного сословия жрецов. Каждый человек мог самостоятельно совершать необходимые обряды, приносить жертвы божествам. Вместе с тем существовали хранители священных мест, заботившиеся о сохранности вверенного им храма или идола.
В религиозной жизни Аравии значительное место занимали провидцы, или прорицатели – кахины, через которых божество передавало свои решения и знамения. В течение первых веков новой эры в религиозной ситуации в Аравии всё явственнее стали прослеживаться тенденции постепенного перехода от политеизма к единобожию. При сохранении локальных божеств и идолов постепенно стал складываться культ общеаравийских божеств. Одним из важнейших показателей процесса перехода к единобожию стало сооружение святилищ, имеющих не только узкотерриториальное значение. Особое место занимал мекканский храм Кааба. Храм Кааба с вделанным в стену чёрным камнем служил объектом почитания и паломничества для всех аравийских племён. Вокруг Каабы, согласно мусульманской теории, было помещено 360 изображений различных божеств, главным и самым древним из которых считался бог-воитель Хубал. Ежегодно в определённые месяцы по лунному календарю аравийцы совершал паломничество (хадж) в Мекку.
1.2. Мухаммед и его проповедь. Мухаммед – выразитель идей раннего арабского монотеизма.
Были люди, которые не принимали взглядов, которые распространяли христиане, иудеи и зороастрийцы. Эти арабы, отказавшиеся от местного политеизма и религий иноземцев, являлись сторонниками движения ханифов – искателей истины, выразителями идей раннего арабского монотеизма. Среди искателей и проповедников истины, выражавших идеи политического объединения арабских племён, были лица, которые выдавали себя за пророков – наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась верховным божеством. В Мекке таким пророком был курейшит Мухаммед, выходец из древнего, но обедневшего рода, в руках которого находились ключи от храма Каабы.
Мусульманские историки считают, что первым проявлением пророчества у Мухаммеда были сбывающиеся сновидения. В один из его снов, к нему явился ангел Джибраил, стал душить его и говорить: «Читай». Мухаммед ответил: «Я не умею читать». Наконец он спросил: «Что читать?». Тогда ангел сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка. Читай! и Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал». После того как Мухаммед прочитал это, он проснулся. Ангел ушёл, а слова были словно запечатлены в сердце. Когда Мухаммед выбрался из пещеры и дошёл до середины горы, он услышал голос с неба: «О Мухаммед, ты посланник Аллаха, а я Джибраил!», и куда он ни поворачивался, он везде видел ангела.
Мухаммед проповедовал о необходимости помощи ближнему, о всемогуществе Бога и необходимости покорности Богу, о близости Судного дня, до которого надо успеть очиститься от грехов. Мухаммед обличал богачей, призывал к благотворительности и уверовать в Аллаха и следовать за его посланником. Люди стали к нему прислушиваться и объеденятся. Когда же число приверженцев Мухаммеда достигло 40, он решил начать публичную проповедь, созвал курейшитов и объявил, что является посланником Аллаха и призывает всех поклоняться единому Богу. Хотя Аллах принадлежал к пантеону аравийских богов, курайшиты не поверили Мухаммеду и не пошли за ним.
1.3. Основные идеи проповеди Мухаммеда.
Ещё в ранний период проповеднической деятельности Мухаммеда определялись основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первом месте следует поставить утверждение статуса Аллаха как единственного бога. Вместо двукратной молитвы, совершавшейся ещё до ислама, Мухаммед предложил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обязательствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку.
Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммеда важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жён ограничивалось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Вопреки древнеарабской традиции женщины были включены в категорию наследников. По новым обычаям женщинам выделялась половина доли мужчины-наследника; это стало важным явлением в социальной жизни Аравии. Все заботы по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно.
Запрещены были кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства.
У арабов кровная месть являлась одним из древнейших обычаев, соблюдение которых приводило к гибели многих людей, и который служил поводом для межплеменных кровавых столкновений. Мухаммед осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый выход из ситуации.
Все установления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Аллаха откровения, легли в основу мусульманского закона – шариата.
1.4. Священные книги ислама.
Коран – главная книга мусульман
Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».
Коран согласно по Исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Бога пророком Мухаммедом. В мусульманской традиции считается, что каноническая версия была утверждена согласно общему мнению оставшихся на тот момент в живых сподвижников пророка о том, что именно в таком виде читал Коран сам Мухаммед.
Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижника
В Коране сура также обозначает часть книги или отдельное поучение. Сура – раздел Корана.
В Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной догматики, а выдвигаются лишь общие положения. Большая часть коранического текста содержит полемику между Аллахом от первого лица либо через посредников, но всегда устами Мухаммеда, а также обращения бога к последователям Пророка с увещеваниями, предостережениями и предписаниями. Коран отразил исторические, экономические, политические и культурные реалии своего времени. Около четверти книги содержит сведения о жизнедеятельности различных, главным образом библейских пророков.
По вероучению ислама, Коран – книга не сотворённая, существующая предвечно, как сам бог, Аллах; она его «слово». Название «Коран» происходит от арабского «караа», означающего читать вслух речитативом, декламировать.
В богослужебном ритуале пению Корана уделяется очень большое внимание. Считается весьма похвальным, если в доме мусульманина имеется Коран, независимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Существует поверье, будто он ограждает дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обитателей дома. Кроме того, среди мусульман распространена клятва на Коране при совершении сделок — обычай, в силу которого свидетельство человека с Кораном в руках должно приниматься всерьез, за истину, а обещание, данное при Коране, должно вызвать уверенность в исполнении, и т. д. Лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран, и еще меньше тех, кто в состоянии понять смысл отдельных фраз из Корана (аятов).
Сунна – руководство для мусульман.
После Корана вторым источником вероучения является Сунна (араб. Обычай, пример) – пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизнедеятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунна, объединяющая повествования о деяниях Мухаммеда, представляет собой источник материала для решения всех проблем индивидуума и общества. Поскольку ислам признаёт непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда считаются боговдохновенными, а сунна наряду с Кораном воспринимается верующими как богоданная основа ислама, как указание на то, какие поступки или мнения угодны Аллаху.
Шариат
Для ислама характерно нормативное
регулирование всей жизни человека - начиная
от его рождения и до смерти. Это регулирование
осуществляется с помощью шариата. Шариат
- это совокупность юридических норм, нравственных
принципов и правил поведения мусульманина.
Шариат, или Закон ислама, предусматривает
четыре типа прав:
Шариат детализирует каждую норму права до мельчайших подробностей. Так, например, существуют правила питания: запрещено есть мясо павших животных и птиц, свинину, а также мясо любого животного, при закалывании которого обращались с молитвой не к Аллаху, а какому-либо другому божеству. Имеются правила ритуального омовения, правила совершения намаза, соблюдения поста и т.п. В шариате действуют детально разработанные системы уголовного и гражданского права и процесса.
В отличие от нормативных установлений
других религий шариат учитывает обстоятельства
жизни, и поэтому нормативность не носит
абсолютного характера. Так, например,
беременные женщины освобождаются от
обязательного поста в месяц рамадан и
могут этот пост совершить в другое время.
Непреднамеренное нарушение поста также
не является нарушением. Голод и другие
вынужденные обстоятельства разрешают
мусульманину питаться запрещенной пищей.
Глава 2. Основные направления в исламе. Мусульманские обряды и праздники.
2.1. Мусульманские обряды
В исламе вся жизнь человека рассматривается как служба богу. Мусульманин должен, по Корану, рассматривать себя в качестве раба аллаха, которому земная жизнь дана для приготовления себя к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных свыше. Верующий на своем жизненном пути все обязан совершать именем аллаха и для аллаха. Этим объясняется сложная обрядность, столь характерная для ислама. За многовековую историю ислама сложилась определенная система богопочитания, отправления религиозных обязанностей в соответствии с учением Корана, указаниями, содержащимися в изустных и письменных преданиях, освященных традицией и духовенством.
5 столпов ислама
Шахада - соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммада заключено в символе веры ислама: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллах, ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расуулюх» («Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад - его раб и посланник»). В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в единого и единственного Всевышнего Аллаха и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммада достаточно для принятия ислама.
Намаз - совершение ежедневной пятикратной молитвы (Салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. В разных мазхабах эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (Дуа).
Закят - материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят - это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.
Саум - соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Всевышнему Аллаху и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
Хадж - совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.
Мусульманские обряды, связанные с семейно-брачными отношениями и жизненным циклом (рождение ребёнка, обрезание, свадьба, похороны и т. д.), отличаются необычайной проработанностью и разнообразием, отражающим их региональную специфику.