Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 23:06, реферат
Ислам – одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют Ислам. Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом, более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.
Рамадан (или Рамазан) — девятый месяц исламского календаря. В соответствии с одним из пяти столпов ислама в течение месяца Рамадан правоверные мусульмане должны поститься от наступления утреннего намаза (Фаджр, наступающий на рассвете) до наступления вечернего намаза (Магриб, наступающий с закатом). Пост также называется «Рамадан», как и название месяца.
Шавваль — месяц мусульманского календаря, следующий после месяца Рамадан, имеющий эпитет «эль-мукрем», т. е. «щедрый».
Его начало ознаменуется окончанием поста, поэтому первое число месяца Шавваль — праздник разговения, Ураза-байрам. В этот день раздают милостыню неимущим, вспоминают близких и родных.
Ураза-байрам
Один из таких всеобщих религиозных
праздников – это Ураза-байрам, праздник
разговенья, приходящийся на первый день
месяца шавваль после месячного поста
в рамазане. За 20 дней до наступления праздника
не полагается веселиться, устраивать
торжественных угощений, надевать новые
одежды, стричься и т. д. Накануне праздника
пекут ритуальные хлебцы.
Этот праздник и приготовления к нему
обставляются весьма торжественно: совершается
особое богослужение в мечети, читаются
проповеди, в домах готовятся разнообразные
блюда, прежде всего, мясные. Курбан-байрам
продолжается три дня. В дни праздника
мусульмане посещают могилы своих близких,
молятся за них и раздают милостыню. Этот
праздник длится три дня, на протяжении
которых каждый из правоверных отчитывается
за месяц поста – насколько тщательно
он соблюдал предписания, изучал текст
Корана, умиротворял свою душу и укрощал
страсти, раздавал милостыню и т. д. Если
он допустил нарушение поста, то обязан
в возмещение уплатить штраф, чаще всего
в виде жертвы барана, верблюда или в денежной
форме – все это сверх тех обязательных
выплат (закят), которые обычно также приходятся
на конец поста. Считается, что имущие
дают больше – именно они, прежде всего,
платят закят, тогда как неимущие могут
приобщиться к празднеству и к заколотым
в честь его баранам без выплаты милостыни.
Практически, свою лепту в праздник, хотя
бы и небольшую, обычно вносят все его
участники.
Курбан-байрам
Другой большой мусульманский
праздник приходится на 70-й день после
окончания поста. Это – курбан-байрам –
великий праздник жертвоприношения. Снова
режут скот в честь Аллаха и во имя райского
будущего, причем на сей раз праздник жертвоприношения
увязывается с заимствованной исламом
из Библии легендой о жертвоприношении
Авраама, только в исламской версии этой
легенды приносимым в жертву и чудесно
спасенным божественным вмешательством
оказывается не Исаак, а Исмаил. Совершающие
хадж обычно прибывают в Мекку именно
в дни этого праздника, когда они и приносят
свои жертвы Аллаху в священном городе
мусульман.
Праздник курбан-байрам – наиболее длительный,
он тянется не менее четырех дней. Остальные
исламские праздники короче.
Следующий праздник отмечается 12 числа месяца раби-аль-авваля, третьего месяца мусульманского года, торжественно отмечается день рождения пророка. В мечетях в этот день совершается богослужение, рассказывается о деяниях и подвигах Мухаммада. Правоверные в честь пророка устраивают пиршества, в память его собирают пожертвования.
Еще один праздник, связанный с памятью пророка, – раджаб-байрам, праздник в честь великого вознесения Мухаммада. Легенда повествует, что именно в этот день, 27 числа седьмого месяца раджаб, точнее, в ночь перед этим днем пророк на чудесном коне-кентавре Бурак прямо из постели вознесся на небо, посетил Иерусалим, где встретился с предшествовавшими ему пророками Авраамом, Моисеем и Иисусом, а затем по лестнице для ангелов, соединяющей землю с небесами, достиг престола Аллаха и имел с ним приятную беседу. Как заканчивает легенда, все это случилось в кратчайший срок, буквально в единый миг, ибо, возвратившись, домой, пророк застал постель свою еще теплой, а воду из опрокинутого впопыхах во время отъезда кувшина еще не вылившейся.
Лейлят аль-кадр
Три последние ночи поста в
месяц рамадан мусульмане отмечают особенно
торжественно. Наиболее почитаемая ночь
- это ночь на 27-е число рамадана (лейлят
аль-кадр), т. е. ночь предопределений. Эта
и другие ночи, предшествующие празднику
разговенья, называются ночами бодрствования,
когда мусульмане обращаются к всевышнему
с просьбой о милостях. Мусульмане верят,
будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный
подлинник Корана из-под престола Господа
был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом)
на ближайшее к земле небо, и уже отсюда
его содержание постепенно передавалось
в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме
того, в эту ночь, учит ислам, всевышний
раздает ангелам свои "определения",
т. е. указания и решения, относящиеся к
миру вообще и к отдельным людям, в частности.
Эти решения ниспосылаются на целый год,
и изменить их никто не в состоянии.
Распространено поверье, будто в эти ночи
происходят всевозможные чудеса, знамения,
исключительные события, свидетели которых,
если они сумеют увидеть и распознать
или хотя бы услышать о них, получают благорасположения
высших сил. Поэтому мусульмане стараются
быть свидетелями хотя бы одного знамения
или из ряда вон выходящего события с тем,
чтобы заслужить к себе внимание могущественных
сил, задобрить их, чтобы те благоприятно
повлияли на их судьбу.
Своеобразие этого праздника заключается
в том, что он отмечается на фоне воздержания
от еды и питья в течение всего светового
дня поста рамадан. Следовательно, это
ночные праздники с разнообразными и вкусными
кушаньями после дневного поста с томительным
ожиданием вечера.
Надо сказать, что легенда эта
весьма в чести у правоверных. Те из них,
кто, совершая хадж, посещает Иерусалим,
обязательно проходят мимо того места,
где «приземлялся» на своем коне пророк
и где будто бы сохранилась на камне вмятина
от копыта.