Мировые религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 06:40, контрольная работа

Краткое описание

Культурология – наука о культуре. А культура не существует без
религии, религия – ее часть, ее форма. Каждому обществу присуща
определенная культура, а вместе с ней и определенные религиозные взгляды.
Что же такое есть в религии, что ни одно человеческое общество не может
существовать без нее? Почему наука не вытеснила религию, ведь она дает
человеку более достоверную и точную информацию об окружающем мире?
Вот вопросы, которые интересуют меня при написании работы. Также я
собираюсь проследить изменения религиозных верований на разных этапах
развития человеческого общества. Культура является неотъемлемой частью
человеческого общества с древнейших времен. Также любому древнейшему
человеческому обществу соответствуют определенные религиозные взгляды,
первоначально их роль играли мифы. Меня интересует, что изменилось в
религиозном сознании людей, чем древнейшие религиозные верования
отличаются от современных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............3
Глава 1. Сущность религии
1.1. Роль религии в жизни людей………………………………………………6
1.2. Религия и наука……………………………………………………………..8
1.3. Ранние формы религиозных верований…………………………………...9
Глава 2. Мировые религии
2.1. Буддизм……………………………………………………………………...11
2.2. Христианство………………………………………………………………13
2.3. Ислам………………………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………….…..17
Литература………………………………………………………………............19

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология готовая.docx

— 44.87 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………............3

Глава 1. Сущность религии

1.1. Роль религии в жизни людей………………………………………………6

1.2. Религия и наука……………………………………………………………..8

1.3. Ранние формы религиозных верований…………………………………...9

Глава 2. Мировые религии

2.1. Буддизм……………………………………………………………………...11

2.2. Христианство………………………………………………………………13

2.3. Ислам………………………………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………….…..17

Литература………………………………………………………………............19

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культурология –  наука  о  культуре.  А культура не существует без

религии,   религия – ее  часть,  ее  форма.  Каждому обществу присуща

определенная культура, а  вместе с ней и определенные религиозные  взгляды.

Что же такое есть в религии, что ни одно человеческое общество не может

существовать без нее? Почему наука не вытеснила религию,  ведь она дает

человеку более достоверную  и точную информацию об окружающем мире?

Вот вопросы,  которые интересуют меня при написании работы. Также я

собираюсь проследить изменения  религиозных верований на разных этапах

развития человеческого  общества. Культура является неотъемлемой частью

человеческого общества с  древнейших времен. Также любому древнейшему

человеческому обществу соответствуют  определенные религиозные взгляды,

первоначально их роль играли мифы.  Меня интересует,  что изменилось в

религиозном сознании  людей,  чем древнейшие религиозные верования

отличаются  от  современных.  Также я   хочу выявить черты  сходства

различных религий.  Я планирую подробнее остановится на структуре и

общих положениях, так называемых мировых религий.

В своей работе я считаю главной целью выявление роли религии в

жизни людей, исследование ее свойств и функций. Мы не можем  представить

свою жизнь без  религии, но в то же время мы мало,  что знаем о ней. Если

спросить у обычного человека,  что  он знает о мировых религиях, вряд ли

мы получим  целостный и осознанный ответ.  Спрашивать об истории

развития религии, о ранних религиозных верованиях или о  функциях религии

просто бесполезно.  Поэтому в своей контрольной работе я хочу грамотно

разобраться в этих фундаментальных  вопросах, имеющих непосредственное

отношение к нашей жизни.  С развитием транспорта и путей сообщения

границы между разными  странами стерлись. Сейчас человечество образует

так называемое мировое сообщество,  где все люди и страны тесно  связаны

между собой.  Поэтому сейчас очень важно знать особенности различных

культур   и   соответствующих  им  различных религий   для успешного

взаимодействия с различными людьми. Если мы знаем что-то о внутреннем

мире  человека, мы знаем, чего от  него  ожидать,   можем  выбрать

соответствующую тактику поведения с ним.  Тот, кто не   интересуется

культурными и религиозными особенностями различных народов, не сможет

добиться успеха в современном мире,  поскольку не сможет найти общий

язык с окружающими  его людьми.  Также,  узнавая что-то новое о  чужой

религии, мы всегда переосмысливаем  и открываем что-то новое в своей. Чем

больше мы знаем о религиозных особенностях  различных культур, тем

богаче становится  наш   внутренний мир, тем  выше  становятся  наши

моральные и духовные ценности, тем требовательнее мы становимся сами к

себе. Культура и религия  – это наши корни, наше прошлое. А как известно,

тот,  кто не знает и не ценит свое прошлое никогда не добьется для себя

хорошего и процветающего  будущего.  Разбираясь в особенностях религии,

мы разбираемся в самих  себе,  развиваем в себе положительные  качества и

высшие идеалы.   Причем религии основываются на личных выводах и

наблюдениях мудрейших людей различных эпох,  а как известно,  лучше

учиться на чужих ошибках, чем создавать собственные. Так, изучая и узнавая

что-то новое о религии, мы делаем определенные выводы, способные  помочь

нам принять правильное решение или совершить благородный поступок.

Также в религиозных источниках, как правило описывается жизнь той эпохи,

Когда они были написаны.  А значит,  изучая эти источники,  мы узнаем

особенности жизни народов, их историю.

Следовательно,  тот факт,  что религия – это  форма культуры,  ее

неотъемлемая часть, не подлежит сомнению. А значит, для того, чтобы стать

культурным  человеком,  необходимо изучить особенности  религии,   ее

свойства и функции,  ее историю и сущность. Именно этому я и собираюсь

посвятить свою работу – исследованию религии как формы культуры.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность религии

1.1. Роль религии  в жизни людей

Религия – важная   часть  духовной  жизни общества,   форма  его

культуры.  Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием

человеком   самого  себя   и   противопоставлением   себя   окружающей

действительности. Традиционно  возникновение религиозных представлений

о мире связывают с процессом  обожествления природы,  которая  выступает

по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему

начало, которое требует  поклонения.

Таким    образом,    объясняют    возникновение    политеистических

Религиозных систем,  в  которых множество богов олицетворяют разные

природные стихии, например, Бог Грома и Молнии принимался за Верховное

божество и древними греками  (Зевс),  и римлянами  (Юпитер),  и древними

славянами (Перун). Долгое  время  считалось,    что  религия — плод

невежественности первобытного человека,  не знавшего законов природы  и

испытывавшего страх перед   неведомым . Следовательно, она  должна

исчезнуть с развитием  научных представлений о мире. Но она не исчезла с

появлением и возрастанием научного знания.

Религия помогала и помогает справиться с неопределенностью мира, с

Непониманием закономерностей его развития. Люди многое не  могут

объяснить,  и это порой  вызывает у них глубокое внутреннее беспокойство.

Религия    помогает   осознать    временность   тяжелых,    порой, кажется,

совершенно безнадежных  жизненных ситуаций,  пережить их,  перетерпеть.

Религия  компенсирует человеческую  несправедливость, дает  человеку

духовное успокоение.  Она дает человеку целостное мировоззрение,  вносит

смысл и единство в его многообразную,  часто разорванную на отдельные

роли и функции  жизнь.   Религия обосновывает мораль, нравственные

ценности и идеалы общества.   Она   способствует пробуждению совести,

милосердия, любви к ближнему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Религия и  наука

Основным  понятием  в  религии  является  вера в сверхъестественное.

Сверхъестественным можно назвать то,  что не объясняется с помощью

известных науке законов. На протяжении всей человеческой истории  многие

факты действительности были непонятны людям.  В то время   как наука,

основывающаяся на доказательствах  и экспериментах, не могла дать ответы

на интересующие человечество вопросы,  это делала религия.  Источником

религии является не объективная реальность,  а знание,  данное человеку

свыше, от Бога. Такое знание не подвергается сомнению, а является высшей

абсолютной истиной,  которую разум человека понять в полной мере не

может.

Религия восходит к смыслу человеческого существования,  отвечая  на

вопросы,  связанные с абсолютным идеалом.  Наука  же   не  исходит из

абсолютных истин, ей свойствен  критический взгляд. Тем не менее, наука и

религия не исключают друг друга, а дополняют, давая человеку более полное

представление об окружающем мире.

"Религия, -  по словам французского философа Эмиля Бутру (1845-

1921),-  предлагает  человеку более богатую и более глубокую жизнь,  чем

только самопроизвольная или даже интеллектуальная жизнь:  она есть род

синтеза или,  вернее,  сокровенной духовной связи инстинкта  и разума,  при

которой каждый из двух, слитый с другим и благодаря этому преображенный

и   воспламененный,  обладает   полнотой  и творческой   силой,  которая

ускользает от него, когда  он действует отдельно" (1, с. 180).

Знаменитый русский ученый Ломоносов великолепно понимал,  что

Религия и наука -  две различные сферы,  путать которые нельзя.  По его

словам, "Создатель дал  роду человеческому две книги. В  одной Он показал

Свое величество,  а  в другой Свою волю.  Первая -  видимый сей мир,  Им

созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и  стройность Его

зданий,  признал  Божественное всемогущество,  по мере себе дарованного

понятия.  Вторая книга Священное Писание... Не  здраво рассудителен

математик,  ежели он хочет  Божескую волю вымерять циркулем. Такой же и

богословия учитель,  если он думает,  что по псалтырю научиться можно

астрономии или химии" (2,  с. 497). "Правда и вера, -  писал он, -  суть две

сестры родные,  дщери одного Всевышнего Родителя,  никогда в распрю

между собой прийти не могут,  разве кто из    некоторого тщеславия   и

показания своего мудрствования восклеплет" (2, с. 496).

1.3. Ранние формы  религиозных верований

В традиционном обществе люди, объединенные в родовые общины, не

выделяли себя из окружающей среды. Все, что их окружало, мыслилось, как

единое одушевленное целое.  Люди переносили свои свойства и свойства

рода на природу.  Так  возникли представления,  названные  культурологами

анимизмом, тотемизмом, фетишизмом и магией.

Анимизм  — это вера  в духов и   души, управляющих   людьми,

предметами и явлениями  окружающего мира.  По мнению анимистов  Душа

способна  покидать тело и переноситься с места на место.  Она способна

входить в тела других людей,  животных и даже вещей,  овладевать ими и

влиять на них.  Одушевление природы,   материальных объектов,  вещей,

животных,  вера в духов,  культ предков –  характерные  черты первобытного

восприятия мира (6, с.178).

Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества,

связанный с представлениями  о родстве между группами людей  и тотемами

 —   животными     или   растениями, которые, согласно    мифическим

представлениям, являлись предком  — покровителем данного рода и  каждого

его члена,  символом кровного родства.   Тотем считался  «отцом» рода,

который во всем помогает его  членам. Каждый род имел священный  центр,

посвященный определенному тотему.  Члены рода верили в то,  что тотем

может воплощаться в новорожденных и что,  воздействуя на него,  можно

добиться изобилия растений и животных на территории проживания людей,

принадлежащих к этому  роду (6, с. 278).

Также   первобытному   мышлению был свойственен   и  фетишизм,

Стремившийся придать сверхъестественное значение природным вещам.

Фетишизм (от португальского fetis - зачарованная вещь - поклонение

Неодушевлённым предметам,  которым приписывались чудодейственные

свойства. Фетишами становились  орудия труда, деревья, плоды, камни  и т.д.

Фетишам поклонялись,  приносили жертвы,  требовали от них выполнения

желаний.  Этот предмет  (природный или изготовленный  человеком)  как бы

противопоставлялся сознанию и наделялся особыми,  сверхъестественными

свойствами.

Магия ( от  греч. Mageia  - колдовство,   волшебство ) -  обряды,

которые   связаны с   верой в сверхъестественную   способность человека

воздействовать на других людей и окружающую действительность. Человек

полагал, что с помощью  магических приемов (действий, слов) можно  вызвать

дождь, обеспечить успех  на охоте, помочь больным людям.

 

Глава 2.  Мировые  религии

2.1. Буддизм

Буддизм возник в VI-V  вв . до н.э. в Древней Индии.  Основателем

буддизма был Сиддхартха Гаутама,  сын правителя небольшого государства

на севере Индии.  Он вырос,  женился,  у него родился сын,  но царевич не

успел узнать тяжелых сторон жизни до тридцати лет. Жизнь его  протекала во

дворце и окружающих дворец садах.  Но наступил день,  когда Гаутама

покинул  дворец и  в поселении  увидел  дряхлого старика.  Мысль  о

неизбежности старости пришла к нему.  Встреча с больным  повергла его в

смятение: значит,  не вечно  и ему быть здоровым. Встреченная  похоронная

процессия   натолкнула  на   мысль о неизбежном печальном конце всего

живущего. Так гласит предание. Оно сообщает также, что в 29 лет Гаутама

неожиданно для всех оставил семью,  дом,  богатство и,  став отшельником,

начал поиск Истины.  Шесть лет странствий,   наполненных  лишениями,

искушениями,  сомнениями,  но главное – глубокими размышлениями,  не

пропали даром и завершились успехом.  Однажды,  сидя под огромной

смоковницей,  в глубокой задумчивости,  Гаутама исполнился вдруг светом

Истины, обрел Мудрость, ему  открылся путь спасения человечества.

Информация о работе Мировые религии