Мировые религии о браке, семье, разводе и регулировании деторождения на примере отдельной конфессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить отношение христианских догматов к семье, браку, разводу и регулированию рождаемости.
Опираясь на цель исследования, следует определить функциональные задачи, которые будут решаться в процессе исследования:
- дать понятие семьи и семейных ценностей с точки зрения демографии;
- составить типологию семей;
- рассмотреть взгляд на семью с позиций христианства;
- изучить вопросы о заключении, расторжении брака, регулировании рождаемости в христианстве;
- обобщить и систематизировать полученные результаты.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Семья и брак как социальный институт общества 4
1.1. Понятие семьи и семейных ценностей 4
1.2. Типология семей 6
Глава 2. Оценка брака, семьи, развода, регулирования деторождения в христианстве 11
2.1 Брак в рамках христианских традиций 11
2.2 Регламентация развода в христианстве 15
2.3 Регулирование деторождения в христианстве 20
Заключение 24
Библиография 26

Вложенные файлы: 1 файл

Демография_христианство.docx

— 63.06 Кб (Скачать файл)

Главным основанием библейского портрета супружества является учение об онтологическом единстве мужа и жены в браке. Принципиальный источник всех христианских этических норм, касающихся жизни человека в семье, состоит в понимании брака как цельного, единого мира, где мужчина и женщина перестают существовать только как самостоятельные личности. Заключение брачного союза меняет онтологический статус человека, поднимает его, дополняет соединением со второй половиной. А поскольку согласно библейскому учению Господь изначально приготовил каждому из нас вторую половину, то вступление в брак понимается в христианстве как обретение целого, в чем, собственно, и состоит цель жизни.

Первым и самым главным библейским основанием законности брака, согласно Священному Писанию, является факт установления его Самим Господом: "И сказал Господь Бог: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.."И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа". Факт создания Евы из ребра Адама (а не из чего-нибудь другого: скажем, голени) принципиально важен в метафизическом смысле, поскольку он устанавливает изначальное равенство полов.

Вторым основанием христианского брака, носящим уже этический оттенок, является бегство от сексуального греха — блуда. Поскольку люди обладают сексуальной потребностью, им необходимо ее реализовывать. Господь дает только один вариант — в законном браке, с законными супругой или супругом.8

В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина – источник грехопадения мужчины. С другой – в Евангелии Дева Мария (Богородица)- положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Её земная задача – воспитание сына, призванного свершить великую миссию. Её роль в «идеальной» семье – посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом.

Чистота интимных отношений. Вместе с браком Бог установил и интимные отношения супругов. Согласно Библии, физическая близость не только не является греховной, но напротив, предстает как Божья воля. Более того, самая первая заповедь, данная Богом людям, непосредственно касалась этой плоскости человеческих отношений:"И благословил их (мужчину и женщину) Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю..." Библия предписывает также воздерживаться от блуда — любых внебрачных физических отношений. В браке физическая близость чиста, а вне брака — порочна. Господь призывает хранить чистоту интимных отношений до заключения законного брака. Христианская установка на ограничение добрачных интимных связей, как и все остальные этические нормы в этой сфере, основывается на той идее, что каждому из нас Бог приготовил вторую половину. Она живет где-то; мы ее еще не знаем, не встретили, но она уже есть. Поэтому блуд, все добрачные связи рассматриваются как прелюбодеяние, как измена нашей половине. Не случайно само слово "невеста" происходит от старославянского корня "весть" и означает "не весть кто", то есть девушку, физически не известную жениху. Священное Писание неоднократно высказывает свое негативное отношение к гомосексуализму (содомскому греху).

Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагает  четкое осознание каждым своего места: жене следует смиренно стать на второе место, мужу- взять  на себя ответственность  быть главой. Но, ни тот, ни другой из супругов не должен иметь  в браке друг над другом абсолютной власти. Величайшая мудрость христианского брака- дать полную свободу тому, кого любишь. Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой  и с Христом. Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесная близость, ни общие мирские интересы и деятельность.9

Христианское понимание сексуальности, брака и семьи в значительной мере находилось под влиянием ветхозаветных представлений о браке как институте, предназначенном прежде всего для продолжения рода, а не для личного счастья партнеров. До самого периода Реформации патриархальная структура семьи сохранялась и отстаивалась от нападок сектантских групп. Невзирая на это, христианские представления были в корне иными, чем ветхозаветные.

Трансформация прежних представлений о семье в Новом Завете была обусловлена тем, что в христианстве, народу с иудейской традицией, содержатся и элементы эллинистического мировоззрения, в котором важную роль играет половая любовь и гармония. Классическое понимание любви, выраженное в платоническом понятии эроса, противостоит в христианстве ее библейскому, иудейскому пониманию. Хотя эротическая любовь часто понималась прежде всего как сексуальное влечение и страсть, в классическом религиозном и философском смысле она интерпретировалась как идеалистическое стремление подняться к высшим интеллектуальным и. духовным ценностям. Христианская концепция любви рассматривала как образец человеческой взаимности и самоотдачи совершенную и безграничную любовь Бога. Вообще любовь рассматривается как высшая ценность и добродетель.

Таким образом, христианство тяготеет к спиритуализации брака и семьи, к углубленной трактовке личных отношений между супругами, между родителями и детьми. Брак можно назвать разновидностью теснейшего товарищества верующих. В раннехристианских общинах дети были включены в это товарищество. Они крестились и причащались вместе со своими родителями. В этот период молитвенные собрания христиан проводились в семейных домах верующих. Брак, в котором один из партнеров был христианином, а другой принадлежал к другому вероисповеданию, рассматривался как вероятное средство обращения второго супруга в христианство. Но если партнер - нехристианин не желает состоять в таком браке, церковь рекомендовала развод.10

Христианство характеризуется также особой — не свойственной в такой мере другим религиям — тенденцией к половому аскетизму и безбрачию. Идеалом верующего считается личность, целиком, преданная Христу и сохраняющая во имя него целомудрие. Отсюда обязательное требование целибата, то есть безбрачия и абсолютного воздержания от половых отношений, предъявляемое к священнослужителям Римской католической церкви. Отсюда и та особая роль, которая в христианстве отводится монашеству и отшельничеству, как мужскому, так и женскому. В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство превыше всякого другого состояния оценивает девственность; брак рассматривается как вынужденная уступка влечениям плоти, предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей доблестью для христианина является сохранение целомудрия. Вне всякого сомнения, первоначально сильная аскетическая тенденция, преобладающая в христианстве, была направлена против гиперсексуализма эллинистической культуры, против широко распространенной в ней и открыто признанной педерастии, культовой и обычной проституции, содомии и т.п.

Правило 87-е Василия Великого: «Вторымй брак есть врачеством протимву блудам, а не напутствие сластолюбию». Поэтому второй и третий брак совершаются по менее торжественному чину. Четвёртый и последующие не благословляются.

В отношении третьего брака в 50-м правиле Василия Великого сказано: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». Таким образом, третий брак является крайней уступкой церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния. Лицо, предыдущий церковный брак которого был расторгнут по его вине (виновная сторона), вступать в повторный церковный брак не может.

 

  1. Регламентация развода в христианстве

 

Когда мы говорим о нерасторжимости брака, то имеем в виду действительно объективно существующий брак христиан, завершенный как церковным таинством, так и начавшимся супружеским сожительством; брак нерасторжим, когда исполнены все, Церковью определенные, условия действительности таинства и когда, согласно выражению Священного Писания, супруги стали “единою плотью”. Но бывают случаи, когда или это последнее условие еще не осуществлено, или когда, несмотря на долголетнее сожительство и внешнее сходство с действительным браком, фактически перед Богом  данные лица соединены только кажущимся браком. Например, мужчина и женщина могут быть соединены – будь притом грех или нет, по неведению – без способности на подлинный брачный союз, находясь, например, в очень близкой степени родства, делающей их брак несовместимым с естественным нравственным правом: они считают или считали себя супругами, на самом же деле они не супруги, супругами никогда не были и быть не могли;  коль скоро они себе отдают отчет в своем заблуждении,  их право, даже их обязанность,  - расстаться или, в случае сомнения, обратиться к Церкви за разрешением их недоумения. 11Нечто подобное следует сказать о кажущемся браке в случае, когда одна из  сторон в момент заключения этого “брака” лишь внешне дала свое согласие, из страха, например, перед родителями, но в душе вовсе не соглашалась на это сожительство, так  что одно их главных условий подлинности брака, свободное согласие, не осуществлено. В таких случаях Церковь вовсе не “дает развод”, а только канонически устанавливает, что в данном случае действительного брака не было, а потому лица, которых он касается, должны или расстаться или,   если это не противоречит Божиим законам и церковным правилам, и они запутанные; тогда Церковь канонически исследует все обстоятельства и решает, был ли первоначальный брак действительным или нет. Подобные случаи  ничего общего с расторжением брачных уз не имеют; это материнская забота Церкви о том, чтобы нерушимость христианского брака соблюдалась во всем; это не попустительство желанию разводиться, а, наоборот, одна из мер, принимаемых Церковью в охрану нерасторжимости брака.12

Идеал  христианского брака – абсолютная моногамия. Все виды многобрачия, не только одновременного, но даже и последовательного, безусловно, осуждаются Церковью.13

Православный подход к браку исходит из следующих предпосылок:

1) брак есть таинство, получаемое брачующимися от церкви  через благословение епископа  или священника. Как всякое другое  таинство, оно относится не только  к земной жизни, но и к вечной  жизни в Царстве Божием; поэтому  благодать таинства не прекращается  смертью;

2) будучи таинством, брак  не есть магический акт, но  дар, обращенный к человеческой  свободе: чтобы принести плод, благодать  таинства должна пасть на добрую  и готовую почву – быть воспринятой  как священная заданность, требующая  творческого человеческого усилия. Благодать таинства может быть  человеческой свободой отвергнута: признание Церковью такого отвержения  и есть развод, и в таких  случаях, снисходя к человеческой  слабости, Церковь допускает и  новый брак.

Брачный союз, освященный Церковью, может быть расторгнут не иначе, как по решению церковного суда, вследствие ходатайства самих  супругов, по определенным поводам, надлежаще доказанным, и при соблюдении условий указанных в следующих статьях. Поводами к расторжению могут быть:

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе  принадлежит супругу, остающемуся  в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные  пороки.

3. Неспособность к брачному  сожитию (если она началась до  брака и не обусловлена преклонным  возрастом; дело возбуждается не  ранее чем через два года  со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием  намеренного телесного повреждения  после совершения брака, развод  дозволяется).

4. Заболевание проказой  или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года  — если пропавший супруг находился  на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного  из супругов к наказанию, соединенному  с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь  и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или  тяжких угрожающих жизни побоев…  или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество  и извлечение выгод из непотребств  супруга.

9. Вступление одного из  супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая  душевная болезнь, устраняющая возможность  продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление  супруга другим супругом, если  оно делает невозможным продолжение  брачной жизни.14

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Всегда определяя развод как грех, отцы Востока и Запада одинаково мирятся с гражданским законодательством о разводе, как и с другими “реальностями жизни”. Значит ли это, что Церковь изменила евангельскую норму о браке? Конечно, нет: в течение всего святоотеческого периода истории Церкви только первый и единственный брачный союз благословляется Церковью, и закреплялся евхаристическим причащением.

Брачующихся вторично каноны православной Церкви рассматривают как грешников. Они наказываются при вступлении во второй брак одногодичной или двухгодичной епитимией, а при вступлении в третий брак – трех,- или даже четырехгодичной епитимией.

Что касается венчания второбрачных, то Церковь долгое время запрещала не только венчание второбрачных, но и присутствии священника на брачном пире. Позднее, хотя Церковь и ввела чин освящения повторных браков, но он мало похож на торжественный чин венчания первобрачных.

Католической Церковью брак признается формально нерасторжимым, и поэтому для разведенного и разведенной нет возможности вступить в новый брак, пока другая сторона предыдущего брака находится  в живых.

Католическое отношение к разводу покоится на следующих двух предпосылках:

1) брак есть договор  брачующихся сторон, в котором  священник исполняет обязанность  свидетеля; основное отличие церковного  брачного договора от гражданского  заключается в том, что церковный  брак нерасторжим;

2) как всякий другой  договор, церковный брак теряет  значимость в случае смерти  одной из сторон.15

В современной практике Католической Церкви уважительными  причинами для развода  признаются болезнь, делающая совместную жизнь супругов невыносимой; постоянные ссоры между супругами; долговременное отсутствие одного из супругов, брак с которым был заключен по доверенности и т.д.  В Католической Церкви  допускается развод, когда один из супругов, которые вступили в брак, будучи некрещеными, впоследствии принимает крещение, а другой отказывается продолжать совместную жизнь или не хочет мирно сожительствовать, не оскорбляя Творца. Право расторжения брака принадлежит Папе Римскому.

Если церковные власти не признали первый брак недействительным, католики, решившие вступать во второй брак, вынуждены пользоваться “услугами” светского законодательства о браке. Одновременно им хочется  сохранить комфортное положение в Церкви и участвовать в таинствах наряду со всеми. С чистой, как им представляется, совестью. Они склонны скорее, обвинять официальную Церковь в лицемерии, чем себя – в прелюбодеянии.

Информация о работе Мировые религии о браке, семье, разводе и регулировании деторождения на примере отдельной конфессии