- Регулирование деторождения
в христианстве
Отдельную проблему составляет
отношение к контролю над деторождением.
Раннее христианство, как и иудаизм, видело
главную рациональную цель брака в деторождении.
Для христианства всех времен принципиальный
подход к вопросам деторождения всегда
состоял в отрицании какого-либо ограничения
рождаемости. Христианство всегда критически
относилось к использованию контрацептивов
и любых методов предохранения. Прерывание
беременности на любых сроках без веских
медицинских оснований рассматривается
как смертный грех. Церковь строго запрещает
аборты.16
Проблема контроля рождаемости
перешла в новую фазу благодаря изобретению
и массовому распространению средств
контрацепции. Вторым важнейшим фактором
стало формирование в послевоенном мире
нового свободного отношения к сексу,
получившее название сексуальной революции.
В этой ситуации в христианстве возникло
расхождение взглядов: протестантские
церкви (за исключением мормонов) рассматривают
сознательное планирование семьи в пределах
христианской социальной этики как жизненную
необходимость. В противоположность им
Римская католическая церковь в специальных
энцикликах Пия XI (1930) и Павла VI (1968) полностью
запрещает все способы контрацепции. Современные
экономические и демографические проблемы,
новые возможности» предоставляемые социальным
и технологическим прогрессом, требуют
более глубокого осмысления в контексте
христианской культуры проблем планирования
семьи.
Термин "планирование семьи"
появился совсем недавно и уже вошел в
моду, он звучит по радио, телевидению,
о планировании семьи много пишут. В чем
его суть? Энциклопедический словарь дает
следующее определение: "внутрисемейное
регулирование рождаемости по числу детей
и срокам их рождения". Очевидно, что,
если Бог не дает детей, тут трудно что-либо
изменить, значит, остается планирование
только в сторону ограничения количества
детей. Вот здесь-то и становится явной
ложь, подмена понятий: под планированием
семьи понимается избавление от детей.
Существует два способа такого "планирования"
- аборты и контрацепция.
В отношении абортов данный
термин означает убийство. Известно, что
жизнь человека начинается с момента зачатия.
Дитя в утробе матери дышит, спит, растет,
чувствует боль, слышит звуки, готовится
к появлению на свет. Ребенок еще не родился,
а уже является законным претендентом
на жилплощадь, еду, одежду, свободное
время родителей. Он может помешать окончить
институт, защитить диссертацию, может
нарушить какие-то планы и т. д. И вот папа
и мама решают "запланировать" своего
сына или дочку - и ребенка, живого ребенка,
попросту убивают.
Второй способ "планирования"
- контрацепция, или использование противозачаточных
средств. Сразу оговоримся: значительная
часть так называемых контрацептивов
представляет собой настоящие абортивные
средства - это ряд гормональных препаратов
и спирали (ВМС). Отличие от обычного хирургического
аборта только в способе убийства и возрасте
убиваемого ребенка. Здесь мы опять встречаемся
с ложью: данные средства распространяются
как противозачаточные, но не являются
таковыми, ибо зачатие все же происходит.
Во втором правиле святителя
Василия Великого говорится: "Умышленно
погубившая зачатый во утробе плод подлежит
осуждению как за убийство" (под это
осуждение подпадает всякий, кто производит,
выписывает, продает и использует эти
контрацептивы).17
Другая часть контрацептивов
- действительно противозачаточные средства.
Их применение является косвенным убийством
и извращением, поскольку извращает замысел
Божий о человеке. Вот что говорит Церковь:
"Еда ношаху былие во еже не сотворити
отроча, или аще кая напои ложесна, еже
не зачати... убийца есть, и запрещается
яко убийца. ...Аще же яде былие, или ино
что, и отрави ложесна своя, и к тому дети
не раждает, яко убийца запрещается"
(Требник, чин исповедания). О том, что применение
контрацепции - тяжелый грех, писали Климент
Александрийский и блаженный Августин.
О контрацепции упоминается в Библии,
где это деяние осуждается: "Зло было
пред очами Господа то, что он делал; и
Он умертвил и его" (Быт. 38, 10).
То есть использование противозачаточных
средств является грехом, равнозначным
убийству.
Официальная позиция Русской
Церкви, изложенная в Основах социальной
концепции Русской Православной Церкви
звучит следующим образом:
- Некоторые из противозачаточных
средств фактически обладают абортивным
действием, искусственно прерывая на самых
ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему
к их употреблению применимы суждения,
относящиеся к аборту.
Другие же средства, которые
не связаны с пресечением уже зачавшейся
жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать
нельзя.
Определяя отношение к неабортивным
средствам контрацепции, христианским
супругам следует помнить, что продолжение
человеческого рода является одной из
основных целей богоустановленного брачного
союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения
детей из эгоистических побуждений обесценивает
брак и является несомненным грехом.18
Вместе с тем супруги несут
ответственность перед Богом за полноценное
воспитание детей. Одним из путей реализации
ответственного отношения к их рождению
является воздержание от половых отношений
на определенное время. Впрочем, необходимо
памятовать слова апостола Павла, обращенные
к христианским супругам: «Не уклоняйтесь
друг от друга, разве по согласию, на время,
для упражнения в посте и молитве, а потом
опять будьте вместе, чтобы не искушал
вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.
7. 5). Очевидно, что решения в этой области
супруги должны принимать по обоюдному
согласию, прибегая к совету духовника.
Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью
принимать во внимание конкретные условия
жизни супружеской пары, их возраст, здоровье,
степень духовной зрелости и многие другие
обстоятельства, различая тех, кто может
«вместить» высокие требования воздержания,
от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь
прежде всего о сохранении и укреплении
семьи.
Священный Синод Русской Православной
Церкви в определении от 28 декабря 1998 года
указал священникам, несущим духовническое
служение, на «недопустимость принуждения
или склонения пасомых, вопреки их воле,
к… отказу от супружеской жизни в браке»,
а также напомнил пастырям о необходимости
«соблюдения особого целомудрия и особой
пастырской осторожности при обсуждении
с пасомыми вопросов, связанных с теми
или иными аспектами их семейной жизни».19
Православная Церковь на протяжении
всей своей истории, начиная от апостолов
и до наших дней, недвусмысленно свидетельствует
о том, что аборты и контрацепция, называемые
сегодня "планированием семьи",- тяжкие
грехи, совершать которые для христианина
- недопустимо. "Кто имеет уши слышать,
да слышит" (Мф. 13, 9).
Заключение
При исследовании мировых религий
о браке, семье, разводе и регулировании
деторождения необходимо отметить важность
семьи для каждой религии.
Каждая религия дает понятие
семье - как важной и основной ячейке общества,
которая в дальнейшем определяет развитие
и становления народа, передачи традиций
и формирование великой нации.
“Скажите, какова ваша семья
и я скажу, каково ваше общество” – утверждает
совершенно верно французский ученый
Ле Плей.
Многие беды общества уходят
корнями к негативным факторам, порожденным
супружескими конфликтами и развалом
семей.
Каждая из приведенных религий,
всяческими способами старается создать
семью, в которой присутствует взаимное
уважении супругов, взаимопонимание, а
главное любовь – ведь это главное в семье,
в которой нуждаются все члены семьи и
вообще народ в целом.
Развод во всех религиях – осуждается
и не принимается. Развод – фактор, приводящий
к разрушению не только семьи, но и разложения
общества, его моральной неустойчивости.
Так же с увеличением разводов сокращается
и численность населения, страдают дети
от неполноты семьи.
Что касается регулирования
деторождения, то тут все приведенные
в данной работе религии строго запрещают
делать женщинам аборты, так как это великий
грех, который не простителен, но есть,
обстоятельства, при которых аборт может
быть произведен, например, такие как беременность,
ставящая жизнь женщины под угрозы смертельного
исхода или ухудшению её здоровья,
при изнасиловании и другие не мене важных
факторах.
Стоит отметить, что каждая
религия проповедует добро и любовь в
семье, и никаких принуждений ни для мужчин
ни для женщин они не несут в себе. Конечно,
некоторые различия в статусе мужчины
и женщин в религиях встречаются, особенно
ярко это проявляется в мусульманской
религии.
Но стоит указать что,
не смотря на то, что в мусульманской
религии больше позволено свободы
мужчине, но женщина же является более
охраняемой со стороны семьи и почитаемой
как мать и хранительница домашнего очага.
Так же каждая религия заботится
о семье, несет в себе законы и проповеди,
которые направлены на становление
и развитие крепкой и счастливой семьи
и повышении рождаемости.
На мой взгляд, семья это
неотъемлемая часть общества, она закладывает
фундамент развития и поведения общества,
взаимоотношение людей в обществе,
а религия пытается своими законами
поддержать и сформировать такую семью,
в которой в первую очередь есть любовь
и взаимопонимание, поскольку только
такие семьи способны построить сильное
и достойное поколение людей, а главное
многочисленное поколение.
Теоретическая значимость данного
исследования определяется возможностью
расширить представления о месте и
роли религий в семье, браке, разводе атак
же регулированию деторождения, а именно
его повышению.
Библиография
- Афанасьев, прот. Николай. Вступление
в Церковь. М., 2013.
- Афанасьев, прот. Николай. Церковь
Духа Святого. Рига, 2013.
- Болотов В. В. Лекции по истории
древней Церкви. СПб., 1907 — 1918. Т. 1-4; То же
(репринт). М., 2004.
- Бондырева С.К., Колесов Д.В.
Миграция: сущность и явление. М., 2006
- Катасонов В. Н. Христианство,
наука, культура. - М.: Православ. Свято-Тихонов.
гуманитар. ун-т, 2005
- Ким Дон Хо. Основы христианства.
- Москва, 2010.
- Крутько В.Н., Смирнова Т.М. Анализ
тенденций смертности и продолжительности
жизни в странах Европы в конце XX – начале
XXI вв. М., 2007
- Макарян А.С. Глобализация и
человеческий потенциал. М., 2007
- Медков В.М. Демография. Учебник.
Ростов-на-Дону, 2007
- Нильс К. Плотность общества.
М., 2010
- Пучиев П.И. Современная география
религий. Москва, 2011 г
- Рунова Т.Г. Демография. Учебное
пособие. М., 2008
- Социально-экономическая география
зарубежного мира: Учебник / Под ред. В.В.
Вольского. М., 2006
- Флоровский, прот. Г. Восточные
отцы 4 в. Париж, 1931; То же (переизд.). М., 2012.
- Флоровский, прот. Г. Восточные
отцы 5-8 вв. Париж, 1933; То же (переизд.). М., 2012
- Халкидонский, правило 14, "Пятошестой",
правило 72
- Электронный доступ - http://www.bible.ca/global-religion-statistics-world-christian-encyclopedia.htm
- Электронный доступ - ikhlass.by.ru/
- Электронный доступ - muslim.ru,
- Электронный доступ - umma.ru,
- Электронный доступ - www.prb.org
- Юдина Т.Н. Социология миграции.
М., 2006
1
Медков В.М. Демография. Учебник. Ростов-на-Дону,
2007
2
Рунова Т.Г. Демография. Учебное пособие.
М., 2008
3
Рунова Т.Г. Демография. Учебное пособие.
М., 2008
4
Медков В.М. Демография. Учебник. Ростов-на-Дону,
2007
5
Медков В.М. Демография. Учебник. Ростов-на-Дону,
2007
6
Медков В.М. Демография. Учебник. Ростов-на-Дону,
2007
7
Афанасьев, прот. Николай. Вступление в
Церковь. М., 2013.
8
Электронный доступ - www.prb.org
9
Афанасьев, прот. Николай. Вступление в
Церковь. М., 2013.
10
Электронный доступ - http://www.bible.ca/global-religion-statistics-world-christian-encyclopedia.htm
11
Афанасьев, прот. Николай. Вступление в
Церковь. М., 2013.
12
Электронный доступ - www.prb.org
13
Электронный доступ - http://www.bible.ca/global-religion-statistics-world-christian-encyclopedia.htm
14
Электронный доступ - http://www.bible.ca/global-religion-statistics-world-christian-encyclopedia.htm
15
Электронный доступ - www.prb.org
16
Электронный доступ - http://www.bible.ca/global-religion-statistics-world-christian-encyclopedia.htm
17
Электронный доступ - www.prb.org
18
Электронный доступ - http://www.bible.ca/global-religion-statistics-world-christian-encyclopedia.htm
19
Электронный доступ - http://www.bible.ca/global-religion-statistics-world-christian-encyclopedia.htm