Митраизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:52, реферат

Краткое описание

В сотнях подземных храмов, разбросанных по всей территории бывшей Римской империи, от Англии до Сирии, археологи обнаруживают рисованное или выгравированное изображение юноши, убивающего быка. Этот главный символ тайного культа, известного как митраизм, представляет собой одну из величайших и пока неразрешенных загадок в археологии нынешнего столетия.

Содержание

Введение
1. Сцена убиения быка
2.Попытка расшифровки тауроктонии
3.Небесный экватор
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Религоведение.docx

— 34.73 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины.

ЧВУЗ «Крымский  Институт Экономики и хозяйственного права»

 

                           

 

                           Факультет экономический

                                        Реферат

                     По дисциплине: «Религоведение» 

                               По теме: Митраизм

 

 

 

 

 

 

                                                          

                                                                      Выполнила студентка 1 курса

                                                                       Заочного отделения

                                                                       Сп: «Финансы и кредит»

                                                                      Каплун В.А

                                                                       Проверила преподаватель:

                                                                       Аблитарова К.И

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Симферополь

                                             2013

                                                          План

Введение

1. Сцена убиения быка

2.Попытка расшифровки тауроктонии

3.Небесный экватор

Список  использованной литературы

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                            Митраизм

В сотнях подземных храмов, разбросанных по всей территории бывшей Римской империи, от Англии до Сирии, археологи обнаруживают рисованное или выгравированное изображение юноши, убивающего быка. Этот главный символ тайного культа, известного как митраизм, представляет собой одну из величайших и пока неразрешенных загадок в археологии нынешнего столетия. С каким мифическим событием связан этот символ? Что символизирует в митраизме сцена убиения быка? Упомянутое изображение не связано с мифом о каких-либо событиях на земле, а представляет собой "астрономический код" с глубоким религиозным содержанием. Такая интерпретация выглядит достаточно убедительной, если принять во внимание разительные перемены, происходившие в религиозной и общественной жизни того времени. В течение почти 700 лет между правлениями Александра Македонского и императора Константина средиземноморская цивилизация была исключительно благоприятной средой для зарождения новых религий. Завоевания Александра Македонского, упроченные его греческими и римскими последователями, привели к быстрому становлению единой средиземноморской культуры, вобравшей в себя разнообразие наций, городов-государств и племен. Более древние формы религиозного выражения, существовавшие в небольших, тесно связанных обществах, уже не могли служить духовной опорой для людей, оказавшихся частичками обширной и безразличной к людским судьбам империи.

По мере поглощения Эллинистической  и Римской империями более  древних городов-государств и племен, в людях росло ощущение, что  силы, повелевающие их судьбами, недосягаемы  и находятся в отдаленных частях империи. Любая философия или  религия, дающая возможность хоть как-то осмыслить происходящее, быстро находила много последователей.

Возникновение христианства явилось одной из ответных реакций  на эти условия. Эта религия давала возможность объединиться в символическое  сообщество – "Новый Израиль" – тем людям, действительные сообщества которых, подчиненные имперскому порядку, уже не внушали твердого чувства  самосознания. Другой реакцией было зарождение фатализма – представлений, что  жизнь человека полностью предопределена судьбой. Персонифицированная форма  Рока или Случая почиталась как божество во многих эллинистических культах. Слово "стоицизм", являющееся названием  одного из течений эллинистической  философии, в котором отчетливо  выражены идеи фатализма, используется и сейчас, что свидетельствует  о стойкости того, что когда-либо рождено жизнью. Фатализм подготовил почву для быстрого развития своей  более специфической формы –  астрологии. Астрологи, идеи которых  получили широкое распространение  в эллинистический период (после  завоеваний Александра Македонского), утверждали, подкрепляя свои доводы математическими  расчетами, подкупающими своей точностью, что все события на Земле предопределены силами небесными. Распространение фатализма и астрологии в тот период, видимо, и привело к появлению религии, основанной на вере в эти силы и известной как митраизм.

Митраизм, или митраистические мистерии, был одной из основных (и, несомненно, одной из самых загадочных) религий, возникших примерно в то же время, что и христианство. Время зарождения митраизма относится к I в. до н.э. В одной из своих работ Плутарх пишет, что к 67 г. до н.э. митраизм исповедывали киликийские пираты. (В провинции Киликия, на полуострове Малая Азия, жили примерно 20 тыс. пиратов, которые в период процветания осуществляли свои операции на всем Средиземном море). Митраизм достиг наибольшего распространения в 3 в., а впоследствии (в конце 4 в., примерно в период распада Западной Римской империи) был вытеснен христианством.

Приверженцами митраизма  были в основном солдаты, служащие и  купцы; культ исключал женщин. Как  и в ряде других древних культов (среди них мистерии Изиды и  элевсинские мистерии), исповедовать митраизм мог только тот, кто совершил тайный обряд посвящения. Посвященным  запрещалось рассказывать иноверцам  о таинствах культа, которые были названы мистерией (это слово  происходит от греческого mysterion – тайна, таинство). Английское слово mystery (тайна) и связанные с ним слова, такие  как mysticism (мистицизм, мистика), восходят к греческому слову, от которого произошло  название культов. Митраизм имел несколько  ступеней посвящения, образующих иерархическую  структуру, по которой постепенно поднимались  посвященные.

Требованием сохранения тайн культа объясняется отсутствие письменных источников, в которых раскрывалась бы суть митраизма. Поэтому для ученых, пытающихся воссоздать основы этого  учения, единственно доступной информацией  является искусная иконография митраизма. Большинство изображений в митраистических  храмах отражают различные деяния бога Митраса, однако главным изображением является так называемая "тауроктония", или сцена убиения быка. Тауроктонию обнаруживают на самом видном месте по существу в каждом митраистическом храме, и, несомненно, в ней содержится ключ к разгадке тайн митраизма. Вместе с тем в отсутствие каких-либо письменных источников расшифровка этого изображения представляет собой чрезвычайно сложную задачу.

Для большинства ученых, предпринявших в XX в. попытку расшифровать тауроктонию, основополагающей была работа Франца Кюмона, известного бельгийского историка религии. В своей интерпретации, впервые опубликованной в 1899 г., Кюмон  исходил из того, что слово Митрас является греческим и латинским  вариантом имени намного более  древнего иранского бога Митры. Ученый пришел к выводу, что митраизм произошел  от древнеиранского культа Митры, бога света и истины, который считался стражем договора людей. По мнению Кюмона, для расшифровки тауроктонии достаточно было найти параллели ее символическим элементам в мифологии Древнего Ирана.

Подход Кюмона заключал в  себе значительные проблемы. Самой  важной из них было то, что никому не известен иранский миф, в котором  Митра имел бы какое-либо отношение  к убиению быка. Кюмон ссылается  здесь на миф созидания, в котором  Ариман, воплощение зла, убивает быка, из крови и туловища которого возникло все живое на Земле. Как утверждал  Кюмон, должен был существовать вариант  этого мифа (свидетельства чего, однако, до сих пор не обнаружены), в котором быка убивает не злой Ариман, а бог Митра. Авторитет  Кюмона был столь высок, что в  течение более 70 лет его представления  считались бесспорными.

На I международном конгрессе  по вопросам митраизма, состоявшемся в 1971 г. в Манчестерском университете, многие исследователи поставили  под сомнение "иранский контекст" тауроктонии, а вместе с ним и  интерпретацию Кюмона. Несколько  ученых, включая Джона Хиннелса из Манчестера и Р.Л. Гордона из Университета Восточной Англии, высказали предположение, что митраизм возник как совершенно новая религия в греко-римском  мире и что он просто перенял имя  иранского бога для большей экзотичности и придания культу духа древности.

Что же отображает тауроктония, если не иранский миф? Начиная с середины 1970-х годов несколько ученых, включая  Роджера Бека из Торонтского университета, Стенли Инслера из Йельского университета, Майкла Спейделаиз Гавайского университета, предложили свои интерпретации тауроктонии (и митраизма), основанные на предположении, что на самом деле она представляет собой звездную карту.

В период зарождения митраизма  духовная жизнь и религии Средиземноморья  были пронизаны астрологическими идеями. Отчасти это было обусловлено  широким распространением фатализма  в тот период. Кроме того, для  людей, оторванных от своих местных  традиций и свободно перемещающихся по территории империи, астрология послужила  источником новых символов, которые  придавали смысл повседневной жизни  и в то же время не были связаны  с каким-то конкретным местом или  сообществом, как в прежних религиях. Конфигурация звезд оставалась неизменной, независимо от того, в каком месте  империи находился путешественник, и поэтому эта конфигурация могла  служить замечательной основой  для такой универсальной символической  системы.

Принятие астрологических  идей привело к укреплению веры, что истинным местом обитания богов  было царство звезд. Именно в эллинистический  период планетам стали давать названия по имени греческих богов, например Зевс (Юпитер) и Арес (Марс). Астрология также способствовала укоренению новой  идеи о жизни после смерти, согласно которой душа попадает не в преисподнюю, как считалось ранее, а поднимается  через планетарные сферы, или  небеса, к сфере неподвижных звезд, а затем в рай, расположенный  за самой далекой сферой. Этот путь считался очень трудным и опасным, и для прохождения каждого планетарного порога нужно было знать тайные слова.

Астрономические идеи, вероятно, играли важную роль в митраизме, если судить по частому изображению астрономических  символов в иконографии этого  культа. На тауроктонии и других произведениях митраистического искусства  часто можно встретить 12 знаков зодиака  и знаки Солнца, Луны и планет. Классический автор Эвбул, чьи работы относятся к первому или второму  столетию, отмечал, что митраистический  храм считался "образом космоса". Судя по всему, и сама тауроктония  была астральным символом.

Кроме Митраса и быка на тауроктонии имеются и другие фигуры: собаки, змеи, ворона, скорпиона и иногда льва и чаши. Нельзя считать совпадением то, что каждая из фигур соответствует какому-то созвездию: Малого Пса, Гидры, Ворона, Скорпиона, Льва и Чаши (бык соответствует Тельцу). Цель работы заключалась в том, чтобы объяснить, почему эти созвездия представлены на главном изображением мощного в свое время религиозного течения.

В расположении этих семи созвездий  на небе и их образов на тауроктонии  имеется определенная связь: за исключением  созвездия Льва они расположены  вдоль линии, соответствующей положению  небесного экватора в то далекое  время. Небесный экватор – это  проекция земного экватора на небесную сферу. Он представляет собой воображаемую окружность, лежащую в плоскости, которая наклонена под углом  в 23° к плоскости земной орбиты (плоскости, определяющей круг зодиака). Небесный экватор пересекает зодиак в точках весеннего и осеннего равноденствия.

В античную эпоху небесный экватор означал гораздо больше, чем просто воображаемая окружность. Древние астрономы полагали, что  Земля находится в центре Вселенной  и абсолютно неподвижна, а звезды закреплены на небесной сфере, которая  за сутки делает полный оборот вокруг Земли, вращаясь вокруг оси, проходящей через северный и южный полюса сферы. Элементы этой сферы, такие как  полюса и экватор, были очень важны  для понимания "устройства" космоса. Поэтому небесный экватор "был  изучен" гораздо лучше в античности, чем сейчас. Например, Платон в своем  диалоге "Тимей" писал, что творец Вселенной начал создавать космос с того, что сформировал его  вещество в букву X, отображающую пересечение  эклиптики и небесного экватора.

В те времена считалось, что  ось небесной сферы была, как и  сама Земля, неподвижной. На самом деле ось вращения Земли (современный  эквивалент древней космической  оси) не является неподвижной и совершает  колебательные движения. Вместе с  ней совершает колебательные  движения и экватор, а относительные  положения экватора и эклиптики  меняются. Эта так называемая прецессия  равноденствий означает, что положение  Солнца на небе в равноденствии смещается  назад вдоль эклиптики, и поэтому  каждый год равноденствие наступает несколько раньше. Период прецессии равен примерно 25920 годам, при этом Солнце проходит через одно созвездие каждые 2 160 лет. В настоящее время точка весеннего равноденствия приходится на созвездие Рыб; примерно к 2200 г. она "войдет" в созвездие Водолея. В греко-римские времена точка весеннего равноденствия приходилась на созвездие Овна, в которое она "вошла" примерно в 2000 г. до н.э. До этого же она приходилась на созвездие Тельца.

За исключением Льва, все  созвездия, отображенные на тауроктонии, лежат на небесном экваторе; такая  картина соответствует расположению точки весеннего равноденствия  в созвездии Тельца. Созвездие  Льва отмечает положение Солнца в  точке летнего солнцестояния (это  положение также смещается в  результате прецессии) в ту эпоху. Таким  образом, расположение образов созвездий  на тауроктонии соответствует астрономической  ситуации за 2000 лет до возникновения  митраизма.

Откуда последователям митраизма  было известно о таком расположении созвездий и почему они придавали  этому религиозное значение? Явление  смещения точек равноденствия не было известно в течение большей  части античной эпохи. Оно было открыто  примерно в 125 г. до н.э. греческим астрономом Гиппархом, всего за несколько десятилетий  до возникновения митраизма. Его  тщательные наблюдения показывали, что  небесный экватор в самом деле постепенно смещался назад по зодиаку. Расчеты, произведенные Гиппархом, также показывали, какие созвездия  должны расположиться вдоль небесного  экватора, когда точка равноденствия  приходится на созвездие Тельца (ее последнее положение до греко-римского периода).

Информация о работе Митраизм