Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:52, реферат
В сотнях подземных храмов, разбросанных по всей территории бывшей Римской империи, от Англии до Сирии, археологи обнаруживают рисованное или выгравированное изображение юноши, убивающего быка. Этот главный символ тайного культа, известного как митраизм, представляет собой одну из величайших и пока неразрешенных загадок в археологии нынешнего столетия.
Введение
1. Сцена убиения быка
2.Попытка расшифровки тауроктонии
3.Небесный экватор
Список использованной литературы
Факультет экономический
По дисциплине: «Религоведение»
По теме: Митраизм
Введение
1. Сцена убиения быка
2.Попытка расшифровки тауроктонии
3.Небесный экватор
В сотнях подземных храмов, разбросанных по всей территории бывшей Римской империи, от Англии до Сирии, археологи обнаруживают рисованное или выгравированное изображение юноши, убивающего быка. Этот главный символ тайного культа, известного как митраизм, представляет собой одну из величайших и пока неразрешенных загадок в археологии нынешнего столетия. С каким мифическим событием связан этот символ? Что символизирует в митраизме сцена убиения быка? Упомянутое изображение не связано с мифом о каких-либо событиях на земле, а представляет собой "астрономический код" с глубоким религиозным содержанием. Такая интерпретация выглядит достаточно убедительной, если принять во внимание разительные перемены, происходившие в религиозной и общественной жизни того времени. В течение почти 700 лет между правлениями Александра Македонского и императора Константина средиземноморская цивилизация была исключительно благоприятной средой для зарождения новых религий. Завоевания Александра Македонского, упроченные его греческими и римскими последователями, привели к быстрому становлению единой средиземноморской культуры, вобравшей в себя разнообразие наций, городов-государств и племен. Более древние формы религиозного выражения, существовавшие в небольших, тесно связанных обществах, уже не могли служить духовной опорой для людей, оказавшихся частичками обширной и безразличной к людским судьбам империи.
По мере поглощения Эллинистической и Римской империями более древних городов-государств и племен, в людях росло ощущение, что силы, повелевающие их судьбами, недосягаемы и находятся в отдаленных частях империи. Любая философия или религия, дающая возможность хоть как-то осмыслить происходящее, быстро находила много последователей.
Возникновение христианства явилось одной из ответных реакций на эти условия. Эта религия давала возможность объединиться в символическое сообщество – "Новый Израиль" – тем людям, действительные сообщества которых, подчиненные имперскому порядку, уже не внушали твердого чувства самосознания. Другой реакцией было зарождение фатализма – представлений, что жизнь человека полностью предопределена судьбой. Персонифицированная форма Рока или Случая почиталась как божество во многих эллинистических культах. Слово "стоицизм", являющееся названием одного из течений эллинистической философии, в котором отчетливо выражены идеи фатализма, используется и сейчас, что свидетельствует о стойкости того, что когда-либо рождено жизнью. Фатализм подготовил почву для быстрого развития своей более специфической формы – астрологии. Астрологи, идеи которых получили широкое распространение в эллинистический период (после завоеваний Александра Македонского), утверждали, подкрепляя свои доводы математическими расчетами, подкупающими своей точностью, что все события на Земле предопределены силами небесными. Распространение фатализма и астрологии в тот период, видимо, и привело к появлению религии, основанной на вере в эти силы и известной как митраизм.
Митраизм, или митраистические мистерии, был одной из основных (и, несомненно, одной из самых загадочных) религий, возникших примерно в то же время, что и христианство. Время зарождения митраизма относится к I в. до н.э. В одной из своих работ Плутарх пишет, что к 67 г. до н.э. митраизм исповедывали киликийские пираты. (В провинции Киликия, на полуострове Малая Азия, жили примерно 20 тыс. пиратов, которые в период процветания осуществляли свои операции на всем Средиземном море). Митраизм достиг наибольшего распространения в 3 в., а впоследствии (в конце 4 в., примерно в период распада Западной Римской империи) был вытеснен христианством.
Приверженцами митраизма были в основном солдаты, служащие и купцы; культ исключал женщин. Как и в ряде других древних культов (среди них мистерии Изиды и элевсинские мистерии), исповедовать митраизм мог только тот, кто совершил тайный обряд посвящения. Посвященным запрещалось рассказывать иноверцам о таинствах культа, которые были названы мистерией (это слово происходит от греческого mysterion – тайна, таинство). Английское слово mystery (тайна) и связанные с ним слова, такие как mysticism (мистицизм, мистика), восходят к греческому слову, от которого произошло название культов. Митраизм имел несколько ступеней посвящения, образующих иерархическую структуру, по которой постепенно поднимались посвященные.
Требованием сохранения тайн
культа объясняется отсутствие письменных
источников, в которых раскрывалась
бы суть митраизма. Поэтому для ученых,
пытающихся воссоздать основы этого
учения, единственно доступной
Для большинства ученых, предпринявших в XX в. попытку расшифровать тауроктонию, основополагающей была работа Франца Кюмона, известного бельгийского историка религии. В своей интерпретации, впервые опубликованной в 1899 г., Кюмон исходил из того, что слово Митрас является греческим и латинским вариантом имени намного более древнего иранского бога Митры. Ученый пришел к выводу, что митраизм произошел от древнеиранского культа Митры, бога света и истины, который считался стражем договора людей. По мнению Кюмона, для расшифровки тауроктонии достаточно было найти параллели ее символическим элементам в мифологии Древнего Ирана.
Подход Кюмона заключал в себе значительные проблемы. Самой важной из них было то, что никому не известен иранский миф, в котором Митра имел бы какое-либо отношение к убиению быка. Кюмон ссылается здесь на миф созидания, в котором Ариман, воплощение зла, убивает быка, из крови и туловища которого возникло все живое на Земле. Как утверждал Кюмон, должен был существовать вариант этого мифа (свидетельства чего, однако, до сих пор не обнаружены), в котором быка убивает не злой Ариман, а бог Митра. Авторитет Кюмона был столь высок, что в течение более 70 лет его представления считались бесспорными.
На I международном конгрессе по вопросам митраизма, состоявшемся в 1971 г. в Манчестерском университете, многие исследователи поставили под сомнение "иранский контекст" тауроктонии, а вместе с ним и интерпретацию Кюмона. Несколько ученых, включая Джона Хиннелса из Манчестера и Р.Л. Гордона из Университета Восточной Англии, высказали предположение, что митраизм возник как совершенно новая религия в греко-римском мире и что он просто перенял имя иранского бога для большей экзотичности и придания культу духа древности.
Что же отображает тауроктония, если не иранский миф? Начиная с середины 1970-х годов несколько ученых, включая Роджера Бека из Торонтского университета, Стенли Инслера из Йельского университета, Майкла Спейделаиз Гавайского университета, предложили свои интерпретации тауроктонии (и митраизма), основанные на предположении, что на самом деле она представляет собой звездную карту.
В период зарождения митраизма
духовная жизнь и религии
Принятие астрологических идей привело к укреплению веры, что истинным местом обитания богов было царство звезд. Именно в эллинистический период планетам стали давать названия по имени греческих богов, например Зевс (Юпитер) и Арес (Марс). Астрология также способствовала укоренению новой идеи о жизни после смерти, согласно которой душа попадает не в преисподнюю, как считалось ранее, а поднимается через планетарные сферы, или небеса, к сфере неподвижных звезд, а затем в рай, расположенный за самой далекой сферой. Этот путь считался очень трудным и опасным, и для прохождения каждого планетарного порога нужно было знать тайные слова.
Астрономические идеи, вероятно,
играли важную роль в митраизме, если
судить по частому изображению
Кроме Митраса и быка на тауроктонии имеются и другие фигуры: собаки, змеи, ворона, скорпиона и иногда льва и чаши. Нельзя считать совпадением то, что каждая из фигур соответствует какому-то созвездию: Малого Пса, Гидры, Ворона, Скорпиона, Льва и Чаши (бык соответствует Тельцу). Цель работы заключалась в том, чтобы объяснить, почему эти созвездия представлены на главном изображением мощного в свое время религиозного течения.
В расположении этих семи созвездий на небе и их образов на тауроктонии имеется определенная связь: за исключением созвездия Льва они расположены вдоль линии, соответствующей положению небесного экватора в то далекое время. Небесный экватор – это проекция земного экватора на небесную сферу. Он представляет собой воображаемую окружность, лежащую в плоскости, которая наклонена под углом в 23° к плоскости земной орбиты (плоскости, определяющей круг зодиака). Небесный экватор пересекает зодиак в точках весеннего и осеннего равноденствия.
В античную эпоху небесный
экватор означал гораздо
В те времена считалось, что ось небесной сферы была, как и сама Земля, неподвижной. На самом деле ось вращения Земли (современный эквивалент древней космической оси) не является неподвижной и совершает колебательные движения. Вместе с ней совершает колебательные движения и экватор, а относительные положения экватора и эклиптики меняются. Эта так называемая прецессия равноденствий означает, что положение Солнца на небе в равноденствии смещается назад вдоль эклиптики, и поэтому каждый год равноденствие наступает несколько раньше. Период прецессии равен примерно 25920 годам, при этом Солнце проходит через одно созвездие каждые 2 160 лет. В настоящее время точка весеннего равноденствия приходится на созвездие Рыб; примерно к 2200 г. она "войдет" в созвездие Водолея. В греко-римские времена точка весеннего равноденствия приходилась на созвездие Овна, в которое она "вошла" примерно в 2000 г. до н.э. До этого же она приходилась на созвездие Тельца.
За исключением Льва, все
созвездия, отображенные на тауроктонии,
лежат на небесном экваторе; такая
картина соответствует
Откуда последователям митраизма было известно о таком расположении созвездий и почему они придавали этому религиозное значение? Явление смещения точек равноденствия не было известно в течение большей части античной эпохи. Оно было открыто примерно в 125 г. до н.э. греческим астрономом Гиппархом, всего за несколько десятилетий до возникновения митраизма. Его тщательные наблюдения показывали, что небесный экватор в самом деле постепенно смещался назад по зодиаку. Расчеты, произведенные Гиппархом, также показывали, какие созвездия должны расположиться вдоль небесного экватора, когда точка равноденствия приходится на созвездие Тельца (ее последнее положение до греко-римского периода).