Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:52, реферат
В сотнях подземных храмов, разбросанных по всей территории бывшей Римской империи, от Англии до Сирии, археологи обнаруживают рисованное или выгравированное изображение юноши, убивающего быка. Этот главный символ тайного культа, известного как митраизм, представляет собой одну из величайших и пока неразрешенных загадок в археологии нынешнего столетия.
Введение
1. Сцена убиения быка
2.Попытка расшифровки тауроктонии
3.Небесный экватор
Список использованной литературы
С геоцентрической точки
зрения, прецессия (движение оси вращения
Земли) представляется как смещение
всего небосвода. Для людей, которые
имели геоцентрическое
В этом контексте смысл тауроктонии становится понятным: смерть быка символизировала недвусмысленно конец "правления" созвездия Тельца как созвездия весеннего равноденствия и начало новой эры. Другие фигуры на тауроктонии представляют созвездия, чье положение на небе также изменилось в результате прецессии.
Убив быка (что вызвало
смещение точек равноденствия), Митрас,
по сути дела, сдвинул всю Вселенную.
Бог, способный на совершение такого
грандиозного поступка, несомненно, заслуживал
поклонения. Кроме того, если Митрас
мог сдвинуть небесную сферу, то значит
он обладал и другими
Другие митраистические
изображения свидетельствуют о
том, что действительно Митрасу
приписывались такие
Статусом бога Митраса как силы, вызвавшей смешение точек равноденствия, можно объяснить и тайную природу митраистических мистерий. Поборники этой религии, должно быть, верили, что они обладают великой тайной, которую им самим и избранным посвященным лучше держать при себе. Для посвященных знание сложной астрономической структуры, лежащей в основе митраизма, требовало более длительного приобщения к религии. Только приобретя необходимые знания, можно было оценить нового бога.
Если все фигуры на тауроктонии представляют созвездия, то какое созвездие представляет Митрас? На тауроктонии Митрас расположен поверх быка и всегда изображается как юноша с клинком в головном уборе конической формы, известном как фригийский колпак. Над Тельцом находится созвездие Персея (героя греческой мифологии), также обычно изображаемого как юноша с клинком во фригийском колпаке. Персею поклонялись как богу в Киликии – именно в том районе, где, по мнению Плутарха, зародился митраизм.
Тарсус, столица Киликии,
был местом нахождения одной из самых
важных интеллектуальных общий в
Средиземноморье. В этой общине доминировали
стоики, известные не только своим
фатализмом (который привел их к
твердой вере в астрологию), но и
своей традицией
Однако если Митрас был в определенном смысле Персеем, то как к нему перешло имя Митры? Во-первых, вполне естественно для тайной религии скрывать имя своего божества. Во-вторых, в античности Персей считался основателем Персии (Ирана) и таким образом мог быть легко связан мифологически с иранским богом света и истины – Митрой. В-третьих, примерно в то время, когда зародился митраизм, большая часть Малой Азии находилась под господством царя Митридата Понтийского, который основал сильный союз с киликийскими пиратами. Митридат принадлежал династии, названной по имени Митры. Кроме того, он и его потомки верили, что они происходят от Персея. Вероятно, в кругах царя Митридата (который считал себя интеллектуалом и проявлял особый интерес к греческой религии) образовалась связь между Персеем и Митрой, которая и привела к принятию имени Митрас (греческая форма имени Митра).
В настоящее время христианство является одной из мировых религий, митраизм же (вместе с большим числом других культов) не сохранился. Почему?
Одно из самых главных различий этих религий состоит в том, что христианство старалось обратить в свою веру как можно больше людей. Например, в последних строках евангелия от Матфея есть такие слова: "Итак идите, научите все народы…". Митраизм, наоборот, был тайным культом, и тайны этого культа теряли свою силу с увеличением числа посвященных.
Кроме того, митраизм исповедовали в основном солдаты, служащие и купцы, т.е. люди, которые были тесно связаны с социальным порядком империи, и иерархическая структура Митры (в отличие от раннего христианства с его апокалиптическим учением о втором пришествии мессии и неприятием всего мирского) вполне отвечала этому порядку. Первые христиане, чей социальный статус обычно был весьма неопределенным, обладали "революционным порывом", совершенно несвойственным митраизму.
Христиане стремились просветить
мир, тогда как приверженцы
Истинные причины успеха
христианства и поныне являются предметом
оживленных дискуссий среди ученых.
Однако все они согласны с тем,
что наиболее важную роль сыграл фактор
исключительности. Быть христианином
означало отказаться от всех других вероисповеданий.
Другие религии того времени не требовали
такого единомыслия: посвященные могли
почитать и культ Митры, и культ
Изиды, участвовать в
Следует отметить, что христианство
отвечало также некоторым астрально-
В том же евангелии от Марка (гл. 13) Христос говорит следующее: "Но в те дни… звезды спадут с неба… Небо и Земля прейдут, но слова мои не прейдут". А вот что говорит св. апостол Павел в своем Послании к Галатам: "Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественными началами мира; но когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего… чтобы искупить подзаконных…" (гл. 4, ст. 4-5). Как Митрас, сдвинув небесную сферу, нарушил порядок Вселенной, так и приход Христа, как виделось верующим в него людям, нарушил целостность космоса.
Не только раннее христианство
и митраизм, но и многие другие религиозные
и философские течения того времени
выражали общее стремление найти
силу, которая могла бы нарушить
границы космоса и открыть
доступ в царство, находящееся за
пределами обычного опыта. Такое
стремление усиливалось потрясениями
того времени: по мере подрыва местных
оснований культуры происходило
расширение индивидуальных горизонтов.
В то же время ученая мысль поднялась
до грандиозного видения небесных сфер.
Между нынешним миром с его
развивающейся общемировой
Список использованной литературы