Александрийский патриархат.
В отличии от прочих латинских
патриархатом, созданных в противовес
православным, создание Александрийского
не было обусловлено какими-то реальными
причинами (территория не была завоевана
латинянами, живущих на территории патриархата
католиков также практически не было).
Поэтому патриархат был создан позже всего
(1310) и всегда был исключительно титулярным,
и даровался в качестве награды. В 1964 году
патриархат был упразднен. (4, с. 202)
Антиохийский патриархат.
Патриархат был учрежден первым католическим
владыкой Боэмундом в 1100 году (после
того, как в ходе первого Крестового
похода город был взят крестоносцами).
Православный патриарх бежал в Константинополь
и латинский патриарх занял его место.
Патриарх назначался в Антиохию до захвата
города мамлюками в 1268 году, после этого
патриархат стал титулярным, знаком отличия,
и чаще всего патриарх Антиохии пребывал
в Риме. В 1964 году патриархат, для улучшения
отношений с православием, был упразднен.
Лиссабонский патриархат.
22 октября 1716 года папа Климент XI (в
благодарность в поддержку в
войне с турками) издал буллу "In
Supremo Apostolatus Solio", в которой давал настоятелю
церкви Королевского дворца митрополичий
ранг (чья епархия охватывала западный
Лиссабон, а также четыре подчиненных
епархии ) и титулом "Патриарх" (старый
Архиепископ Лиссабона оставался владыкой
восточной части города). Это странное
положение, когда в одном городе имеются
две митрополии было закончено 13 декабря
1740 года, когда Архиепископство Лиссабон
было присоединено к Патриархату (хотя
две кафедральные церкви существовали
до 1843). Патриархи Лиссабона носят трехкоронную
тиару (правда без ключей, как у папы римского),
что выделяет их из числа других латинских
патриархов.
Патриархат Восточной
Индии. В 1838 году папой была выпущена
булла, выводящая три епархии
в Индии из под власти архиепископа
Гоа (ограничивая его власть только реальными
владениями португальцев в Индии), что
вызывало негодование португальцев, которые
отказались подчиняться этим решениям,
как не каноническим. Это непослушание
было названо Святым престолом и противниками
португальцев "Схизмой Гоа" или "Португальско-Индийской
Схизмой", однако сама гоанская группа
никогда не считала себя схизматиками
и не отказывалась признавать власть папы,
но лишь настаивали на выполнении их канонических
прав. В 1857 году был заключен примирительный
конкордат, однако окончательно конфликт
был урегулирован конкордатом 1886 года,
который восстановил территорию митрополии
Гоа (в значительной части охватывая британские
владения) и давая Архиепископу Гоа титул
Патриарха Восточной Индии ("ad honorem").
Патриархат Западной
Индии. После открытия Америки испанская
миссия в этой части мира приобрела
особое значение. В 1524 году папа Лев X создал
для испанских священнослужителей
титул "Патриарха Западной Индии".
В 1572 году этот титул был соединен
с должностью Верховного каплана испанской
армии и оставался исключительно знаком
уважения. В 1644 году патриарху была предоставлена
определенная (очень ограниченная) юрисдикция
в Америке. В 1891 патриарший титул был передан
архиепископу Толедо (примасу Испании),
но в 1920 году вернулся к генеральному викарию
армии (чья резиденция находится в Мадриде).
Заключение
Католическая
церковь - жестко централизованная организация
во главе с папой. Отсюда средневековый
принцип: «Рим сказал свое слово, дело
окончено». Этим объясняется большое значение
иерархии и дисциплины в Церкви, разграничение
членов Церкви на духовенство (учащая,
активная Церковь) и мирян (слушающая,
пассивная Церковь). Особое место и особая
роль духовенства в Церкви подчеркивается
рядом установлений, отсутствующих в православии:
в целибате - обязательном безбрачии духовенства
(введено в XI в.), и причащении духовенства
под двумя видами (введено в XIII в.), а мирян
под одним.
Список
использованной литературы
- Гараджа В.И.
Религиеведение. - М., 1995.
- История религии:
В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - Т.2. - М.,
2004.
- Кислюк К.В.,
Кучер О.Н. Религиоведение - Ростов-на-Дону,
2003.
- Лозинский
С.Г. История папства. - М., 1986.
- Основы религиоведения
/Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2004.
- Радугин А.А.
Введение в религиоведение: теория, история
и современность. - М., 1997.