Организация римско-католической церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:17, контрольная работа

Краткое описание

Католичество, или католицизм (лат. Eccleesia Catholica), - одно из основных христианских вероисповеданий. Латинское прилагательное catholicus (от греч. «всеобъемлющий», «всецелый», «вселенский», «всеобщий») до разделения церквей было эквивалентом слова «православный» и означало истинную Церковь.
Католичество окончательно оформилось как вероучение и церковная организация в результате завершения в XI—XII вв. процесса разделения единой христианской Церкви на Западную (Римско-католическую) и Восточную (Греко-православную).
От других христианских вероисповеданий католичество отличается четкой организационной структурой и всеобщим послушанием в религиозных и моральных вопросах римскому епископу — папе римскому. С 19 апреля 2005 г. Католическую церковь возглавляет 265-й папа римский Бенедикт XVI.

Содержание

Введение 3
Организация римско-католической церкви 5
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

религиоведение.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 

 

Введение 

     Католичество, или католицизм (лат. Eccleesia Catholica), - одно из основных христианских вероисповеданий. Латинское прилагательное catholicus (от греч. «всеобъемлющий», «всецелый», «вселенский», «всеобщий») до разделения церквей было эквивалентом слова «православный» и означало истинную Церковь.

     Католичество  окончательно оформилось как вероучение и церковная организация в результате завершения в XI—XII вв. процесса разделения единой христианской Церкви на Западную (Римско-католическую) и Восточную (Греко-православную).

     От  других христианских вероисповеданий  католичество отличается четкой организационной  структурой и всеобщим послушанием в религиозных и моральных вопросах римскому епископу — папе римскому. С 19 апреля 2005 г. Католическую церковь возглавляет 265-й папа римский Бенедикт XVI.

     Еще одной отличительной особенностью католицизма долгое время было использование в богослужении латинского языка. На нем же составлялись официальные документы, писались богословские трактаты. После Второго Ватиканского собора (1962—1965) богослужение во всех католических странах ведется на национальных языках.

     Католическая  церковь исповедует все христианские догматы, сформулированные на первых семи Вселенских соборах. Позднее на церковных соборах Западной церкви и лично папами были приняты дополнительные вероучительные догматы. Первым около 1013 г. был утвержден догмат «о филиокве», то есть об исхождении Святого Духа не только от Отца, но «и от Сына» (лат. — Filioque), затем — о чистилище (1439). Согласно католическому вероучению чистилище — это место, где души умерших грешников очищаются от не искупленных ими при жизни грехов. В 1854 г. принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии (имеется в виду, что уже с момента зачатия она была предохранена от пагубных последствий первородного греха), а в   1950 г. - догмат о Ее телесном вознесении. В 1870 г. сформулирован догмат о папской непогрешимости (безошибочности) в вопросах веры.

     В Католической церкви существует семь главных таинств: крещение, миропомазание (конфирмация), евхаристия, покаяние, брак, священство, елеосвящение. Между православными  и католиками имеются важные отличия  в их совершении. Например, к XI в. в Католической церкви было установлено использование для евхаристии пресного хлеба и причащение мирян под одним видом, то есть только пресуществлённым хлебом. У католиков миропомазание совершается не одновременно с крещением, а позднее епископом (или уполномоченным им священником) над детьми не моложе 8 лет. Есть и другие расхождения.

      С особенностями вероучения и культа тесно связана организация управления Римской католической церковью. В  отличие от православия, католицизм объединен в единую централизованную организацию. Он имеет международный центр управления — Ватикан и главу Католической церкви — Папу Римского. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организация римско-католической церкви 

     Католическая церковь представляет собой единый международный организм, объединяющий граждан различных государств. Она состоит из отдельных церквей, представляющих собой епархии во главе с епископами. В большинстве государств католический епископат образует конференцию епископов, которая наделена правом решать многие вопросы, касающиеся Церкви данной страны.

     Католической  церковью управляют папа и епископы. Папе в административном управлении помогает Римская курия, состоящая  из Государственного секретариата и  своеобразных министерств - возглавляемых  кардиналами конгрегации. Епископская кафедра папы вместе с Римской курией носит название Апостольского престола, или Святого престола, который является субъектом международного права. Государство Ватикан - это вспомогательная суверенная территория Святого престола. Святой престол имеет своих дипломатических представителей в 174 странах мира, состоит в 15 международных организациях, заключает международные соглашения и договоры. Особую активность он проявляет в сфере защиты мира и прав человека, окружающей среды и семьи.

      Ватикан — это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре столицы Италии — городе Рим. Занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства, Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Широко представлен Ватикан и в различных международных организациях. Он имеет постоянного наблюдателя в Организации Объединенных наций. На различных уровнях представлен в ЮНЕСКО — организации ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, организациях ООН по вопросам промышленного развития, продовольствия, сельского хозяйства, в МАГАТЭ — международном агентстве по атомной энергии, в Европейском совете и т. д. (6, с. 118)

      Глава Ватикана — Папа Римский. Он является светским и духовным руководителем этого государства. Светская власть Папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором в 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. Официальный полный титул папы звучит так: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, помощник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан. За всю историю Римской католической церкви было 262 папы. Папа избирается конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства. С 1523 года по 1978 год папский престол занимали только итальянцы (Два случая, когда во главе Римской католической церкви были французы, не признаются законными). В 1978 году на папский престол был избран поляк — Кароль Войтыла — архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (род. 1920 г.)

      Согласно  конституции Ватикана, Римскому Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Правящий орган Ватикана носит название Святой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. В соответствии с реформой, которая была проведена папой Иоанном Павлом II в 1988 году, римская курия включает государственный секретариат, 9 конгрегации, 12 советов. 3 трибунала и 3 канцелярии, курирующие различные направления и формы деятельности церкви. (6, с. 146)

      Государственный секретариат организует и регулирует деятельность Ватикана с точки зрения внутренней и внешней политики. Священные конгрегации, трибуналы и секретариаты занимаются церковными делами. Важнейшая роль принадлежит Священной конгрегации по делам вероучения. Эта конгрегация является наследницей средневековой инквизиции, в том смысле, что в ее задачу входит контроль за деятельностью теологов, духовенства с точки зрения соответствия их взглядов, высказываний, поведения ортодоксальному католическому вероучению.

      Инквизиция, как известно, по отношению к вероотступникам  действовала очень жестоко. В качестве наказания она применяла порки, тюремное заключение, публичное раскаяние — аутодафе, смертную казнь. Времена изменились и нынешняя Священная конгрегация по вопросам вероучения может действовать только путем предупреждений и отлучения от церкви через церковное проклятие. О том, что подобная практика имеет место свидетельствуют вызвавшие широкий резонанс у мировой общественности «дело Кюнга», «дело Боффа» — крупнейших католических теологов, опубликовавших ряд сочинений, в которых они подвергли ревизии некоторые положения традиционной католической догматики. (2, с. 245)

      Новые веяния коснулись и системы управления церковью. Происходит некоторая демократизация управления, решение многих конкретных вопросов отдается в ведение национальных церквей. По решению II Ватиканского собора при Папе действует с совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных католических церквей, руководители национальных епископских конференций, монашеских орденов, лиц, персонально назначенных Папой. На синодах рассматриваются узловые проблемы религиозной жизни католиков, принимаются обязательные для исполнения решения.

      На  региональном уровне действуют епископские  конференции, которые также периодически собираются на свои заседания. А в промежутке между заседаниями на постоянной основе действует избранный конференцией руководящий орган. Так существуют епископские конференции стран Европы, стран Латинской Америки, стран Азии и Африки. Несмотря на систему централизованного управления, национальные церкви пользуются значительной свободой. Эта свобода, прежде всего, распространяется на экономическую деятельность национальной церкви. Национальные церкви делают некоторые отчисления в бюджет Ватикана (так называемый» грош Петра»), в соответствии со своими доходами. Остальные средства остаются в полном распоряжении национальных церквей.

      Наиболее  богатой считается католическая церковь Соединенных Штатов Америки. В настоящее время имущество католических организаций США оценивается почти в 100 млрд. долларов, а их ежегодный доход составляет около 15 млрд. долларов, недвижимое имущество католической церкви США оценивается приблизительно в 50 млрд. долларов. Капиталы различных организаций церкви вложены в крупнейшие корпорации и банки страны. (3, с. 154)

      Каждая национальная церковь управляется назначаемым Папой высшим иерархом — кардиналом, патриархом, митрополитом, архиепископом или епископом. Вся территория национальных церквей разбита на епархии, во главе которых стоит иерарх, в зависимости от значимости этой епархии он может иметь звание от епископа до кардинала. Первичной структурной единицей католической церкви, так же как и православной, является приход, во главе которого стоит священнослужитель.

     При папе римском в качестве совещательного органа существует Коллегия кардиналов, на заседании которой - консистории под председательством папы обсуждаются важнейшие церковные проблемы. В случае смерти папы на собрании кардиналов - конклаве происходят выборы нового главы Католической церкви. Численность конклава определена папой Павлом VI в 120 кардиналов с правом голоса. Другим совещательным органом при папе является созываемый раз в три года Римский синод епископов. Для обсуждения важнейших церковных проблем папа созывает церковный Собор. Последний церковный Собор (Второй Ватиканский собор) собирался в 1962 -1965 гг.

     Рассматривая проблему организации католической церкви, необходимо более детально рассмотреть тему аномалий католической церкви западного  обряда. Таких как существование и история 9 латинских патриархатов.

     Аквилейский патриархат. Епископы Аквилеи, центра Северной Италии и Иллирии, считающие что их епархия  была основана св.Марком, в пятом  веке начали именовать себя патриархами. Аквилея, будучи границей между латинским и константинопольским обрядом, имела в своем подчинении приходы обоих обрядов. А в 553 году ряд североитальянских епископов, во главе с патриархом Македонием, объявили о своей автокефалии. Уже следующий патриарх (из-за разорения Аквилеи) в 568 году перенес свою резиденцию в соседний городок Градо. Внутри патриархата шла фракционная борьба между латинской и восточной фракциями, что приводило иногда к избранию двух противоборствующих патриархов (в данном списке патриархи восточной фракции названы анти-патриархами). В 607 году произошло воссоединение патриарха с Римской церковью, однако часть лангобардских епископов воспротивилась этому решению и избрала нового патриарха, чьей резиденцией вновь стала Аквилея. Конец расколу положил собор в 700 году и Аквилея присоединилась к католической церкви. Однако обе линии продолжали использовать титул патриарха - Аквилеи и Аквилеи-Градо. После того, как в 1348 году землетрясение разрушило город Аквилея патриарший престол был вновь перенесен, на этот раз в город Удино. С 11-го века и до 1420 года патриархи Аквилеи были также и светскими властителями города и окружностей, и при них город процветал. В 1420 году вся его территория была завоевана Венецией (и патриарший престол был вновь перенесен в Аквилею). Патриархат полностью попал под влияние Венецианской республики и его глава выбирался только из числа граждан Республики.. Наконец в 1752 году патриархат Аквилеи был уничтожен, разделен на две обычных епархии. (4, с. 186)

     Венецианский патриархат. Патриархат Аквилеи-Градо был создан в 606 году, после воссоединения патриарха Аквилеи с католической церковью (что было признано не всеми). С 700 году (после присоединения остальной части мятежного патриархата) титул был изменен на патриарха Градо. В 1027 и 1044 годах патриархи Аквилеи нападали на Градо и разоряли его. В 1451 году папа Николай V перенес резиденцию патриарха из Градо в Венецию, где Венецианский патриарх стал одним из влиятельнейших людей Республики.

     Иерусалимский патриархат. Патриархат был создан в 1099 году, когда  в ходе Первого крестового похода Иерусалим был взят крестоносцами  и создано Иерусалимское королевство. Патриарх иерусалима возглавил католическую иерархию в Святой земле. После падения Иерусалима (1191) новый патриарх был избран а Аккре, а в 1291 году, после падения Аккры и исчезновения Иерусалимского королевства, патриарх бежал на Кипр (где пребывал до 1374). С этого момента латинский патриарх Иерусалима оставался титулярным титулом, дающимся за заслуги. В 1374 патриарьшя резиденция была перенесена в Рим, где патриарх базировался в Базилике Св.Лаврения за Стеной (San Lorenzo fuori le Mura). В 1847 году было решено восстановить территориальный патриархат с резиденцией в Иерусалиме, которому бы подчинялись католики латинского обряда Святой земли. В 1889 году патриархат был признан Османской империей. Все это время патриархат находился под власть итальянцев, и лишь в 1987 году патриарх был избран из католиков-арабов. Под властью патриарха находятся верующие Палестины и Израиля (примерно 80 тысяч), разделенные на 65 приходов.

     Константинопольский патриархат. Латинский патриархат Константинополя  был создан в 1204 году, когда крестоносцы захватили столицу Византии и образовали Латинскую империю. Вместе с новой политической властью, была установлена и новая власть церковная, латинство насильно распространялось в захваченных территориях (кроме того, появились иконно католические жители). С падением Латинской империи в 1261 году Константинопольский патриарх переехал в Кандию (о. Крит), а затем в Негропонт (о. Эвбея). После Ферраро-Флорентийского Собора латинский патриархат возможно был упразнен. Константинопольскими патриархами считались униаты, пребывавшие в Константинополе. Так что с 1440 по 1450 годах (в 1450/1451 Григорий Мамма бежал в Рим) католические патриархи являлись не по названию, а реальными. С 1772 года Константинопольский патриархат становится титулярным (т.е. латиняне, проживающие на территории патриархата были подчинены апостольскому викариату в Константинополе). В 1964 году патриархат, для улучшения отношений с православием, был упразднен.

Информация о работе Организация римско-католической церкви