Особенности вероучения иудаизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Центральным событием иудаизма считается тот момент, когда Бог даровал Закон, то есть обозначил религиозную связь народа и Бога. Верность Богу, которая при этом подразумевается, состоит в ежедневных усилиях по соблюдению Закона и исполнению справедливости. Иудаизм в большей степени ориентирован на то, чтобы предложить духовный пример для подражания, чем на то, чтобы обращать кого-то в свою веру специально, что и показывали евреи в ходе своей трагической истории. Иудаизм – одна из немногих национальных религий Древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама – двух крупнейших современных мировых религий.

Содержание

Введение…………………………………………………………3


Становление и развитие иудаизма……………………………..5


Культ и доктрина иудаизма …..………………………………..7


Исповедание иудаизма…………………………………………10


Литературные источники по иудаизму……………………….12


Заключение……………………………………………………..14


Список использованной литературы……………………….…15

Вложенные файлы: 1 файл

Религиоведение.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

ОСОБЕННОСТИ ВЕРОУЧЕНИЯ ИУДАИЗМА.

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АСТРАХАНЬ 2009

 

Содержание.

 

 

  1. Введение…………………………………………………………3

 

 

  1. Становление и развитие иудаизма……………………………..5

 

 

  1. Культ и доктрина иудаизма …..………………………………..7

 

 

  1. Исповедание иудаизма…………………………………………10

 

 

  1. Литературные источники по иудаизму……………………….12

 

 

  1. Заключение……………………………………………………..14

 

 

  1. Список использованной литературы……………………….…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Библейская религиозная традиция дала миру три великих религии, называемых религиями откровения: иудаизм, христианство и ислам. Все они возникли в  разное время, но в одном и том  же месте – на Ближнем Востоке, в течение примерно 2-2,7 тыс. лет.

Самая древняя из этих религий – иудаизм. Иудаизм является национальной религией евреев, на его основе впоследствии было основано христианство. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, которое в конце XI века до н.э. стало господствующим среди еврейских племен.

В узком смысле под  иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II-I вв. до н.э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм – это комплекс правовых, морально-этических, религиозные представлений, определяющих уклад жизни евреев.

Истоки иудаизма восходят к XIX веку до н.э.,  когда «праотец верующих» Авраам, вождь семитского племени, кочевавшего между современными Ираком и Египтом, заключил договор с Богом о взаимных обязательствах. Авраамово племя обязывалось чтить одного Бога, Бог должен был помогать и охранять племя от разных напастей.

Однако народ Авраамов постоянно нарушал божественный договор, за что неоднократно наказывался  и, в конце концов, оказался в египетском плену, на Бог при помощи пророка  Моисея вывел свой народ из плена, довел евреев до Ханаана, где когда-то жили их предки. Много раз еще евреи нарушали договор с богом Яхве, много раз Яхве гневался на них и насылал всякие бедствия, чтобы показать, что быть богоизбранным народом – тяжелая ноша и большая ответственность. Такова мифологическая канва еврейской религии.

Светская наука смотрит  на развитие иудаизма несколько иначе. Строгий монотеизм евреев стал результатом  долгого исторического развития, в котором важную роль играли военные, затем политические союзы племен, все более культурная, в том числе религиозная консолидация семитских племен.

После египетского плена  племенной Бог Яхве становится единым Богом всех евреев и приобретает  имя Иегова – «Тот, кто есть». Строго говоря, это не имя бога, в  иудаизме имя Бога непроизносимо – Бог по своей природе недоступен и непознаваем. У еврейского бога есть еще несколько псевдонимов-имен. Бог, как всемогущий господь, способный наказать за ослушание, или, наоборот, защитить народ от притеснения и угнетения – Адонаи (Господин). Бог как Бог воинств имеет эпитет Саваоф.

Центральным событием иудаизма считается тот момент, когда Бог  даровал Закон, то есть обозначил  религиозную связь народа и Бога. Верность Богу, которая при этом подразумевается, состоит в ежедневных усилиях по соблюдению Закона и исполнению справедливости. Иудаизм в большей степени ориентирован на то, чтобы предложить духовный пример для подражания, чем на то, чтобы обращать кого-то в свою веру специально, что и показывали евреи в ходе своей трагической истории.

Иудаизм – одна из немногих национальных религий Древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм  сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама – двух крупнейших современных мировых религий.

Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым  законом (англичане говорят даже «мозаизм») - по имени легендарного законодателя евреев.

Естественен большой  интерес к этой религии. Огромно количество посвященных ей сочинений. Но с этой же особой ролью иудаизма связана и большая трудность в изучении его истории. В странах Европы еврейская религиозная традиция, принятая в состав христианской традиции, долгое время считалась богооткровенной истиной, не подлежащей никакой критике. Многие свободомыслящие ученые поплатились жизнью за попытку усомниться в этой истине. Даже и сейчас для верующих евреев и христиан, особенно для католического и православного духовенства, основная священная книга евреев – Библия остается отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению святого духа. Вплоть до наших дней для церковников и реакционной буржуазии защита Библии от критики является составной частью их борьбы против всяких прогрессивных идей. Это и понятно. Ведь Библия до сих пор остается важнейшим идейным защитником классового эксплуататорского строя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление и  развитие иудаизма.

 

На становление и  развитие иудаизма оказали большое влияние религиозные традиции древних цивилизаций Ближнего Востока – Месопотамии, Египта и Ханаана (Палестины), которые впитали в себя верования и обряды кочевых семитских племен Аравии, и земледельческие культы населения Палестины, завоеванной древними евреями в XIII веке до н.э. Завоевав Палестину, древние евреи осели в этой стране, перейдя к земледельческому образу жизни, создали свое государство, которое после правления царя Соломона распалось на две части – Израиль на севере и Иудею на юге. Характерной особенностью обоих государств была слабая царская власть. В этих государствах большим уважением и властью пользовались жрецы и «божьи люди», назареи («святые люди») и пророки. В период государственной независимости происходит возвеличивание жрецов Иерусалимского храма, который был построен в честь Бога Яхве. После реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н.э. Иерусалимский храм стал практически единственным местом, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Бога Яхве (указ отменял культы всех богов, кроме культа Яхве). Остальные святилище и храмы в честь других богов постепенно отмирали.

Самостоятельность древнееврейских  государств просуществовала до завоевания Иудеи вавилонским царем Навуходоносором  в 586 г. до н.э. В результате завоевания был разрушен Иерусалимский храм, а множество евреев во главе со жрецами и пророками были уведены в плен в Вавилон.

После завоевания Вавилонии  персидским царем Киром в 538 г. до н.э. евреям разрешили возвратиться в Иерусалим, где вновь был отстроен храм в честь Яхве. В период второго храма жрецы практически сосредоточили всю полноту власти в своих руках. Начало иудейской общины вокруг храма в Иерусалиме было положено в 538 г. до н.э. распоряжением персидского царя Кира, разрешившим выселенным еще вавилонянами евреям возвратиться в Палестину. Окончательно эта община сложилась к середине IV в. до н.э. Храм в Иерусалиме становился центром консолидации иудейского населения Палестины. Во главе гражданско-храмовой общины стояли первосвященники.

Другим важным событием, повлиявшим на формирование иудаизма, явилось завоевание Палестины в 322 г. до н.э. Александром Македонским, что привело ко второму значительному  расселению евреев в страны Восточного Средиземноморья. Иудейская война (66-73гг. н.э.), которая закончилась поражением, а также подавление антиримского восстания под руководством Бар-Кохбы (135 г. н.э.) привели к массовой депортации евреев и их расселению по всему свету.

Завоевание Иудеи Римской  империей сопровождалось разрушением  многих городов, в том числе и второго Иерусалимского храма (70 г. н.э.).

В период римского владычества  изгнанные и переселившиеся евреи  в странах проживания живут достаточно сплоченно в общинах, в которых  постепенно начинает складываться религиозная  жизнь, центром которой становится синагога во главе с раввинатом. Расселившиеся евреи в диаспоре не знали иврита – языка Торы, что побудило служителей культа иудейской религии сделать перевод писания на греческий язык. Процесс канонизации Танаха в Иудеи и в диаспоре был завершен около 100 г. н.э.

После разрушения второго  Иерусалимского храма жреческое  сословие утрачивает свое влияние и  господствующее положение. Важным общественно-политическим, религиозным, а также экономическим  фактором в жизни диаспоры становится синагога и руководство синагогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы – раввинам.

В процессе исторического  бытия еврейской диаспоры в рамках иудаизма происходит его приспособление к изменяющимся историческим условиям.

Так, в X-XIII вв. под влиянием исламской и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи рационалистического толкования иудаизма, а также развивались мистические направления Каббала и ашкеназийский хасидизм. В тоже время Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма в XVIII-XIX вв., который в это время становится доминирующим течением еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе.

Таким образом, в развитии иудаизма можно выделить три периода. Первый, который принято называть библейским – период, когда формировалось Писание иудаизма, точнее Ветхий завет или Танах.

Второй период развития – талмудический. В нем в религиозной  форме нашли отражения условия  жизни евреев при рабовладельческом  строе в диаспоре.

И третий период – реформированный, стремящийся к модернизации вероучения и культа в новых исторических условиях. Средневековое каббалистическое учение и восточноевропейский хасидизм XVIII-XIX вв. дали новые мистические интерпретации традиционному иудаизму, не выходя за его пределы. Однако в XIX-XX столетиях возникла проблема адаптации евреев к европейской и американской культуре. Будучи обусловленной гражданской эмансипацией еврейского народа, прежде изолированного от чуждых влияний стенами гетто, эта проблема, в свою очередь, стимулировала расхождение между ортодоксальным (основанным на абсолютном духовном авторитете Торы) и реформированным иудаизмом. Консервативный иудаизм представляет собой нечто среднее, поскольку отличается либерализмом в теологии и традиционностью на практике.

В иудейской религии  выделяют следующие направления:

          1) ортодоксальное, или традиционное, занимающее первое место по  количеству приверженцев;

2)  реформированное;

3)  консервативное;

    1. реконструкционистское.

          Первое направление сложилось  в раввино-талмудический период эволюции иудаизма (II в.-нач. XIX в.).

Реформированный иудаизм возник в  начале XIX века и был связан с приспособлением евреев к новым условиям жизни с их буржуазно-правовой эмансипацией, разрушением средневековой замкнутости в странах Западной Европы и потребностью интегрироваться в капиталистическую систему хозяйства.

Консервативное направление  сложилось во втором десятилетии XX века как реакция на омертвелость иудейской ортодоксии и ассимиляторской тенденции.

Возникновение реконструкционизма связывают с работой социолога М. Каплана «Иудаизм как цивилизация» (1934), в которой автор призывает реконструировать религиозные представления и переосмыслить их индивидуально так, чтобы они превратились для верующего в действенную силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культ и доктрина иудаизма.

 

Культ в иудаизме состоит из большого количества обрядов, молитв, постов, запретов (насчитывают 365) и повелений, которые полностью регламентируют все дела, поступки и мысли правоверного иудея.

Иудей обязан соблюдать посты, обряд обрезания, производимый на восьмой день после рождения, обряд омовения накануне религиозных праздников, обряд совершеннолетия, похорон и др.

Из совокупности всех праздников особо почитается суббота (шабат). В этот день нельзя ничего делать, даже лечить больных, готовить пищу, зажигать огонь. Правоверный иудей в субботу обязан только молиться Богу. Самым важным праздником иудеи считают пасху (песах). Возникла она у евреев-кочевников в честь появления первого приплода от скота. С переходом евреев к оседлому земледелию пасха у них слилась с праздником, посвященном началу жатвы. Примерно в VII в. до н.э. жрецы связали празднование пасхи с исторически необходимой легендой об «исходе» евреев из Египта. Отмечают иудеи судный день, новый год, симхат-торы (радость Торы) – праздник по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге и другие праздники.

Иудаизм в Израиле  не имеет статуса государственной  религии, однако его институты финансируются  из государственного бюджета. Верховный  раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области.

Информация о работе Особенности вероучения иудаизма