Особенности вероучения иудаизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Центральным событием иудаизма считается тот момент, когда Бог даровал Закон, то есть обозначил религиозную связь народа и Бога. Верность Богу, которая при этом подразумевается, состоит в ежедневных усилиях по соблюдению Закона и исполнению справедливости. Иудаизм в большей степени ориентирован на то, чтобы предложить духовный пример для подражания, чем на то, чтобы обращать кого-то в свою веру специально, что и показывали евреи в ходе своей трагической истории. Иудаизм – одна из немногих национальных религий Древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама – двух крупнейших современных мировых религий.

Содержание

Введение…………………………………………………………3


Становление и развитие иудаизма……………………………..5


Культ и доктрина иудаизма …..………………………………..7


Исповедание иудаизма…………………………………………10


Литературные источники по иудаизму……………………….12


Заключение……………………………………………………..14


Список использованной литературы……………………….…15

Вложенные файлы: 1 файл

Религиоведение.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных  советов (моацот дадиот), более четырехсот раввинов, находящихся на государственной  службе, ведают оформлением актов  гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения, приготовления и употребления пищи), ведут соответствующую работу в армии. В стране действуют раввинатские суды. Координируют и направляют деятельность раввинов Верховный Раввинатский Совет. Особо сильное влияние иудаизм оказывает на систему образования в государстве, до четверти учебной нагрузки отводится на изучение религиозных дисциплин. Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в основном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также на факультете иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.

Основу вероучения иудаизма составляет вера:

    • в единого Бога Яхве,
    • в «богоизбранность» еврейского народа,
    • в приход Мессии,
    • в бессмертие души,
    • в существование загробного царства,
    • в святость Танаха  и Талмуда.

Иудеи считают, что только Яхве (Иегова) является истинным Богом и только ему необходимо поклоняться. Бог  Яхве первоначально был божеством  южных племен, но постепенно с ростом силы и могущества своего племени становится главным в древнеиудейском пантеоне, а затем и единственным богом еврейского народа, которому после завоевания Ханаана (Палестины) был воздвигнут Иерусалимский храм. Яхве стал почитаться и как царь, управляющий с небесного трона судьбой земного царства – Израиля, а земные цари – выразители воли небесного царя, хранители его законов. Иудаизм поставил своей целью признание Бога Яхве всем человечеством, но при этом он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев (в 444 г. до н.э. иудаистское духовенство настояло на принятии закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов, а ортодоксальные раввины до сих пор не признают законность брака евреев с неевреями). Измена Яхве – тяжелейший грех.

Согласно догмату о «богоизбранности» еврейского народа, Бог возвысил еврейский народ, который имеет особые отношения с Богом. Характерным моментом иудаизма является понимание отношения между богом и его «избранным народом» Израиля как отношения «союза», в котором народ Израиля пользуется особым покровительством всемогущего бога, при условии, что народ останется верным богу, будет следовать его заповедям и выполнять Его Закон, изложенный во Второзаконии и Исходе.

Для иудаизма характерен мессианизм. Вначале под мессией  разумели реального царя-освободителя, а позже – мистического посланника бога, который должен обновить мир, собрать всех евреев в Палестине («вокруг Сиона») и покарать их врагов. Приход мессии связывается с праведным судом над врагами правоверных и торжеством равенства и справедливости. Мессия возвысит еврейский народ.

Доктрина иудаизма. Бог един, всемогущ и вечен. Он создал мир. Человек не способен познать Бога, кроме как в той мере, в какой Бог являет Себя. Или, точнее, воля Божья проявляется либо когда Он непосредственно обращается к определенным людям, либо когда Он вдохновляет других людей, которые говорят от Его имени и являются Его пророками. Таким образом, Бог руководит бесконечными движением человечества, однако Он оставляет каждому человеку свобод воли. Божий Закон не насаждается силой, однако тот, кто его не соблюдает, понесет наказание за это.

Целью является царство  мира и справедливости, которое установится  под водительством человека –  Мессии, избранного Богом и являющегося  потомком царя Давида. Человечество будет жить в изобилии, и еврейский народ дождется конца своего изгнания: он вернется на Святую Землю и покаянием избавится от своих прегрешений. Весь мир признает Бога и примет Его власть. Согласно еврейской традиции, человечество станет вегетарианским, как это было до потопа. Эта мессианская эра будет временем примирения между всеми народами, и Иерусалим станет духовным центром человечества.

Никто не может знать, когда наступит этот благословенный период. Некоторые раввины, однако, верят, что человечество просуществует 6000 лет и что VII тысячелетие станет его апофеозом, так же как суббота – день еврейского праздника – завершает неделю в радости. Это означало бы, что мы находимся на пороге мессианской эры, наступление которой может быть ускорено, если люди будут этого заслуживать.

Уверенность в своей  судьбе, которая движет еврейским  народом, является следствием обетования (обещания), данного Богом Аврааму примерно 4000 лет назад. Бог неотступно верен Своему обещанию, но люди умножают свои прегрешения и отступничество. Еврейский народ не является по своей природе лучшим, чем другие, однако на него возложена ответственность за сохранение и соблюдение Божьего Завета, который был дан ему Богом для человечества в целом.

Это взаимодействие Бога с человеческой историей изложено в  Библии (в Ветхом Завете) – книге, написанной людьми самых различных  эпох, но вдохновленной Самим Богом. Первая ее часть, составляющая ядро, есть собственно Завет. Она включает пять книг (откуда и название – Пятикнижие) и была непосредственно продиктована Богом Моисею. Тора – это контракт между Богом и еврейским народом, определяющим их взаимные обязательства.

Наиболее известным и наиболее важным текстом из Ветхого Завета являются «Десять заповедей». Они даны в главе 20 книги Исхода – второй книги Пятикнижия. Они выглядят следующим образом1:

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира… Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, наказывающий… ненавидящих Меня и творящий милость… любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а седьмой – суббота- Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…
    1. Не убивай.
    1. Не прелюбодействуй.
    2. Не кради.
    3. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  1. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

 

 

Исповедание иудаизма.

 

В иудаизме нет организованной церкви: нет ни высшей религиозной власти, ни духовенства в собственном  значении этого слова. Раввины являются духовными лидерами, которых уважают за их знание священных текстов, но в принципе это такие же евреи, как и остальные, и их репутация основана на их мудрости и эрудиции.

Иудаизм – это прежде всего гуманизм и определенный образ  жизни, который заключается в  соблюдении строгих правил. Для набожного еврея соблюдение Закона находится в центре исповедания религии. Скрупулезное соблюдение предписаний основывается на углубленном изучении текстов, что иногда сопровождается некоторым формализмом.

Так, всякое изображение  Бога в виде картины или статуи строжайше запрещено, так как это вело бы к поклонению идолу. Даже само имя непроизносимо: поскольку Он по своей природе является недоступным и непознаваемым, мы не можем знать Его имени. Единственным знаком является эквивалент на иврите четырех букв ИХВХ, которые обозначают Бога в скрижалях Завета, полученных Моисеем. Эти буквы можно интерпретировать как «Тот, кто есть», однако их произношение неизвестно; из них были произвольно образованы Яхве или Иегова, однако евреи чаще говорят Вечный, или Адонаи, что означает «Господин».

Этот Бог, недоступный  человеку, тем не менее присутствует повсюду. Он является создателем всякой вещи, Он направляет свойственными  Ему тайными путями судьбу каждого  человека, человечества и всей Вселенной. Он также есть Верховный Судия, перед которым мы должны держать ответ и который прощает или наказывает нас по делам нашим. Поэтому нет ни случайности, ни фатальности; Богу принадлежит все, и набожный еврей не в состоянии провести какой-либо границы между своей духовной и повседневной жизнью.

Именно поэтому такой  еврей стремится изучать Тору и Талмуд, чтобы узнать, как он должен вести себя в любой ситуации. Таким образом, человек ставит свою свободу на службу Богу, для которого он является в некотором смысле партнером.

Хотя правила Торы сформулированы Богом и, следовательно, неизменны, формы исповедания иудаизма не оставались одинаковыми в течение столетий. Так, принесение животных в жертву – важная часть культа – должно было обязательно производится в Иерусалимском храме. После разрушения его римлянами в 70 г. н.э. эти жертвоприношения прекратились, а сам еврейский народ вынужден был рассеяться. Это трагическое событие имело и другие последствия:

         -  священники («коген» на иврите), служившие  в Храме, после разрушения его потеряли свое влияние. Напротив, значительно выросла роль раввинов, миссия которых не связана с жертвоприношениями, а посвящена изучению и распространению Торы;

         - еврейские общины в изгнании  были вынуждены приспосабливаться  к своему новому культурному окружению. Это лежит в основе двух больших течений в иудаизме, основанных на разных обрядах. Ашкенази, говорящие на идише («еврейско-немецком» в буквальном переводе) – это евреи Центральной Европы, в то время как сефарды (это слово означает «испанцы») расселились в средиземноморских странах и в качестве языка своей общины приняли ладино – язык, производный от средневекового испанского;

  • помимо различий в языке, ашкенази и сефарды отличаются множеством других элементов своей культуры. Так, в первые вынесли из своего пребывания в холодных странах обычай носить длинные черные мантии, удивительно не приспособленные к климату Израиля. В религиозном плане эти две общины по-разному произносят молитвы, и у каждой в Иерусалиме есть свой главный раввин;
  • эти культурные различия неизбежно приводят к соперничеству. Ашкенази, происходящие из более развитых стран, обычно имели более высокую техническую подготовку; их массовое прибытие в Израиль до и после войны 1939-1945 гг. позволило им занять наиболее важные экономические и политические позиции в молодом государстве. Сефарды, имеющие более высокую рождаемость, в свою очередь, получили существенные дополнительные подкрепления в результате репатриации еврейских общин Ближнего Востока и особенно Северной Африки в 60-х годах. Сегодняшняя ситуация приближается к равновесию, однако до достижения полного единства еще далеко.

Каким бы ни было значение исторических событий, суть религиозных  обрядов осталась неизменной в ходе долгой жизни иудаизма. Их наиболее характерными особенностями являются большое значение, придаваемое семье, и строгое формальное соблюдение Божьего Закона.

Значение семьи объясняется  необходимостью сохранения еврейской  культуры в условиях диаспоры, подверженной чужеродным влияниям.

Формализм является следствием использования неизменяемого текста – Торы. То же характерно и для Ислама, который основывается на Коране. Однако изучение Торы и Талмуда развивает умственные способности; оно может даже приводить к излишней склонности к игре ума и избытку интеллектуализма, часто смягчаемого хорошей дозой юмора.

Таким образом, правоверный  еврей стремится соблюдать 613 «мицво» (заповедей), которые касаются всех сторон повседневной жизни, в особенности  ритуалов приема пищи.

Характер соблюдения обрядов, предписаний и соответствующих костюмов сегодня в значительной мере зависят от той формы иудаизма, к которой принадлежит верующий.

 

 

 

 

 

 

 

Литературные  источники по иудаизму. 

 

Еврейская Библия содержит, помимо Пятикнижия, восемь книг пророков и одиннадцать книг Писания, т.е. всего 24 книги. Католический Ветхий Завет, переведенный на латынь, несколько другим образом подразделяется на 46 книг. 24 книги еврейской Библии включают:

           - пять книг Пятикнижия (Тора), т.е.:

Бытие: здесь описываются Сотворение мира, Потоп, история Авраама, Исаака и Иакова до смерти последнего в Египте;

Исход: рассказывает, как еврейский народ освободился из египетского рабства под водительством Моисея;

Левит: содержит изложение Закона и ритуальных предписаний, данных Богом Моисею;

Числа: излагает историю двенадцати племен Израилевых в пустыне, перед приходом в Святую Землю;

Второзаконие: содержит повторение Закона и призыв к его соблюдению;

          - восемь книг пророков (Невиим): книга Иешуа (Иисуса Навина), книга Судей, книги Самуила, книги Царств, книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и двенадцати «малых» пророков. В них неразрывно переплетены история и мораль;

          - одиннадцать книг Писаний (Ктувим), или агиографий: Псалмы, книга Иова, Притчи, книга Руфь, Песнь Песней, Экклезиаст, Плач Иеремии, книга Эсфири, книга Даниила, книга Ездры (и Неемии) и, наконец, Паралипоменон (Хроники).

Некоторые из этих книг носят чисто  исторический характер, как, например, книга Эсфири, откуда Расин заимствовал  сюжет одной из своих трагедий; а другие посвящены вопросам морального плана, как, например, книги Иова или Экклезиаст. Псалмы (по-русски Псалтирь) содержат свод мистических молитв и литургических песнопений еврейского народа, в то время как Песнь Песней представляет собой поэму, с большим чувством описывающую взаимную Любовь между Богом и Израилем.

Информация о работе Особенности вероучения иудаизма