Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:35, реферат
Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье.
Славянские языческие и православные праздники 2
1. Зима 3
1.1. Коляда 4
1.2. Новый год 6
1.3. Сочельник 9
1.4. Рождество
1.5. Рождество пресвятой Богородицы 13
1.6. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 15
1.7. Святки 18
1.8. Крещение 21
2. Весна 23
2.1. Масленица 23
2.2. Пасха 27
3. Лето 30
3.1. Троица 30
3.2. Русальная неделя 34
3.3. Иван Купала 36
3.4. Петров День 40
3.5. Спас 43
3.6. Медовый спас 43
3.7. Яблочный и ореховый спас 46
4. Осень 47
4.1. Покров 47
Использованная литература 50
Приложение
2.2. Пасха.
Название «Пасха» является прямым перенесением названия иудейского праздника, который отмечался ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца ниссана. Само название «Пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова pesah, которое толковалось как «прохождение». В свою очередь оно было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних на летние пастбища.
Праздник Пасхи у
христиан всего мира означает
воскресение Иисуса Христа. Это
один из самых важных
Нужно сказать, что пасхальное воскресенье не постоянно. Каждый год дата проведения Пасхи различная.
Главные обрядовые блюда.
Пасхальный стол обилен. На нем помимо традиционных куличей, пасхи и крашеных яиц почти в обязательном порядке бывают пироги, студень, буженина, гусь или утка с яблоками и т.д.
Одним из главных
символов Пасхи является
Пасхальные торжества.
На Руси Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим и т.д.
Празднование Воскресения
Христа совпадает с
К празднованию Пасхи церковь начинает готовиться заранее. Так, предпасхальная неделя расписывается буквально по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни. Последнее воскресенье перед Пасхой называлось Вербным. В этот день в церкви освящали ветки распущенной ивы, которой били друг друга, приговаривая: «Ива бьет, не я бью, через неделю — Пасха. Будь здоров, не умирай, Пасху подожди, уже недалеко красное яичко. Будь здоров, как вода! Будь богат, как земля!»
Освещенным веткам ивы, как и громничным свечкам, на весь год придавалось магическое значение.
Одним из важных дней, которые предшествуют Пасхе, является чистый четверг. В этот день старательно прибирали в доме, мыли пол, окна, белили или оклеивали обоями дом, мылись в бане. А в субботу спозаранку вешали на окна новые занавески, а на иконы — набожники, замешивали тесто на пироги и после обеда разжигали печи. В этот день каждая хозяйка готовила праздничные блюда: жарила мясо, колбасу, варила луковую шелуху и красила в ее отваре пасхальные яйца.
Во многих местностях
России день Воскресения
Празднование Пасхи
начинается с вечера и ночи
Великой субботы. Оно
В некоторых деревнях существовало поверье, что если на приветствие «Христос воскрес!» не ответить, а задумать желание, то оно обязательно сбудется.
Остатки праздничной
трапезы никогда не
Считалось, что в
первые дни после своей смерти,
от Пасхи и до Вознесения, Иисус
Христос ходит по земле среди
людей и чаще всего в виде
нищего. А потому в это время
к нищим, калекам, старцам
Традиция одаривать друг друга на Пасху праздничными яйцами берет свое начало в язычестве. С принятием христианства эту традицию переосмыслили под новую религию.
Для празднования Пасхи было принято собираться всем родственникам в одном месте, и все приносили с собой крашеные яйца.
Вначале идет своеобразный торг, который может быть довольно длинным. И вот развязка — один бьет первым. И тот, чье яйцо треснуло, отдает «битку» победителю. Конечно, случались и подделки из воска и олова, но, когда обман раскрывался, автора ждала очень суровая кара.
Исключительно пасхальным
развлечением было катание яиц,
В некоторых местностях дети обходили дворы своих крестных и близких родственников, чтобы получить пасхальные подарки.
Такие обходы дворов взрослыми или детьми в своей или соседних деревнях на Пасху имеют очень древнее происхождение. Тех, кто совершал обходы в различных регионах, называли поразному: волочебниками, галыкальниками, воловниками, лалынщиками, кукольниками, волховниками, скоморохами. В народе говорили, что волочебники — люди Божьи. Считалось, что такими обходами они приносят удачи хозяевам, плодовитость животным, урожайность на полях, ставят защиту дворов от различных природных стихий.
Завершив обходы дворов в своей деревне, волочебники по предварительной договоренности собирались в одном из домов или в последнем доме, к какому они приходили с ритуальным распеванием, и устраивали там застолье с веселыми играми, танцами, песнями, шутками.
3. Лето.
3.1. Троица.
Через 50 дней после Пасхи Православная церковь отмечает праздник Пятидесятницы.
У этого дня есть
еще одно название — Троица.
Пятидесятница считается днем
рождения Церкви Христовой.
Праздник Троицы (Пятидесятницы)
и следующий за ней Духов
день венчают цепочку весенних
праздников (Масленицу, Благовещение,
Пасху) и знаменуют
Еще к особенностям праздника Пятидесятницы относится то, что в этот день храмы и дома верующих украшаются деревьями, травами, цветами. Именно так праздновала Пятидесятницу ветхозаветная церковь, отмечая таким образом память о даровании Богом Моисею Закона — десяти заповедей — на Синайской горе. А еще, согласно легенде, так была украшена Сионская горница, в которой апостолы в день Пятидесятницы принимали Святого Духа.
В праздновании Святой Троицы сам храм напоминает прихожанам место явления Бога в образе трех ангелов праотцу Аврааму у Мамврийского дуба. А потому, согласно традиции, храмы украшались ветками и цветами, как бы напоминая Мамврийскую дубраву и Авраамову кущу. И эти ветви и цветы в праздник Троицы служат символом Церкви Христовой, которая, по церковному песнопению, процвела, «яко крин» (лилия). В то же время цветущие растения в руках прихожан указывают на обновление верующих силою нисходящего Святого Духа. В этот день церковь призывает нас славить Трисветлое Существо своими молитвами, славословиями и священнодействиями, тем самым предуготовляет всех верующих к восприятию благодати Святого Духа, так необходимой для их духовной жизни.
Начиная с понедельника, который наступает сразу после Пятидесятницы, идет неделя, которая посвящена Святому Духу. И первый понедельник этой недели носит название Духов день. В этот период разрешено есть так называемую скоромную пищу, не делая исключения на среды и пятницы. Подобно Пасхальной, посвященной Сыну Божиему, эта неделя посвящена Святому Духу.
Среди различных ритуалов праздника одним из главных является обычай поминать умерших накануне дня Троицы — в Родительскую субботу. Так же как и в Радуницу, люди идут на кладбище «глазыньки родителям прочищать» — обметать могилки букетами и березовыми ветками. Здесь было принято совершать поминальную трапезу.
На ней ели и выпивали, оставляли на могилах 2-3 наполовину очищенных яйца и блины. Кроме того, готовили поминальную кутью, блины, пироги, кисель, всевозможные пирожные к чаю.
В троицкие праздники было принято к еде подавать блюда из яиц, особенно приветствовалась яичница.
Обряды, гулянья, заговоры.
Троицына неделя отмечалась на седьмую неделю после Пасхи. Называлась она также «русальной» , «зеленой», что связано с многочисленными языческими обрядами приуроченными к этим дням.
«Зеленец — весне
конец» — так
Одним из важных
обрядов, связанных с
Поев, брали ложки и скорлупу яиц и подбрасывали их вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется».
После этого начинали
кувыркаться по земле,
Главная роль в троицкой обрядности отводится березке, без которой этот праздник все равно что Рождество без елки. Береза распускается самой первой из деревьев, ее сок очень полезен, а березовые почки обладают лечебным эффектом, березовые дрова дают много тепла, из коры березы (бересты) изготавливали разные хозяйственные предметы и даже обувь. Все эти качества наделяли березу особым магическим смыслом. Именно поэтому березовыми метлами было принято обметать могилы.
Девушки на Троицу
«завивали» (связывали ветви) березу
и проходили под ней с песнями
и поцелуями. Этот обычай
Троица всегда и
везде была зеленым праздником.
В эти дни дворы, дома и
церкви снаружи и внутри
Троицу отмечали на
природе. Люди шли в леса, рощи,
горожане выезжали на