Протестантизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:29, реферат

Краткое описание

Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед Богом. Было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, прелатов, римской курии, т. е. всей дорогостоящей иерархии. Был отвергнут и авторитет папских декретов и посланий, решений соборов, единственным авторитетом в вопросах веры было признано "священное писание". Переведенная Лютером на немецкий язык Библия стала настольной книгой приверженцев реформированного христианства. Учение Лютера рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу. Не в бегстве от мира, а в земной жизни человек должен был искать спасение. Из учения Лютера следовало, что мирская жизнь человека и общественный порядок, который должен обеспечивать человеку возможность отдаваться вере, составляют важный момент христианской религии.

Содержание

Введение
1. Возникновение протестантизма
2. Распространение протестантизма
3. Религиозное содержание протестантизма
4. Основные направления современного протестантизма
4.1. Лютеранство
4.2. Кальвинизм
4.3. Англиканство
4.4. Старокатолики
4.5. Меннониты
4.6. Баптизм
4.7. Методизм
5. Позднее образование протестантизма — пятидесятничество
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Протестантизм реферат.docx

— 33.78 Кб (Скачать файл)

 

 

4. Основные направления  современного протестантизма

 

Организационная и вероисповедно-доктринальная картина протестантского лагеря христианства осталась в ХХ в. примерно такой же, какой она была и в предыдущем столетии: шли те же бесконечные процессы дробления и слияния, разделения и соединения, те же папки единственно истинного вероучения.

Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны — от церкви как государственного учреждения (в Швеции, например) и  до почти полного отсутствия какой  бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших  конфессиональных (например, Всемирный  союз баптистов) и даже межконфессиональных  объединений (экуменическое движение) до мелких изолированных сект. 

 

4.1. Лютеранство

Наиболее распространенным ответвлением протестантизма является лютеранство.

Лютеранские евангелистические церкви существуют во многих странах — Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, сильнее чувствуется их влияние в таких странах, как Эфиопия, Судан, Камерун и другие.

Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.) — видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние  на все сферы духовной жизни Германии ХVI – XVII вв. Лютеранский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального немецкого языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. "Спасение" человека, утверждал он, зависит не от выполнения "добрых дел", таинств, обрядов, а от искренности его веры.

Источником религиозной  истины является не "священное предание" (решения церковных соборов, суждения пап и т. п.), а само Евангелие. В  этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Великой крестьянской войне (1525 г.) Мартин Лютер стал на сторону господствующего класса. "...Лютер, — писал К. Маркс, — победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению".

Основными вероучительными документами лютеранства являются "Аугсбургское вероисповедание" и "Апология", написанные Лютером и другим проповедником протестантизма — Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношения церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй — мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум. Лютеранство отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком. Спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и их мощам. Культ в лютеранской церкви соответствует буржуазному требованию "дешевой церкви".

После Первой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является "диалектическая теория", представителями которой являются К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман. Основная идея "диалектической теологии" сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума. Она возникает из "внутренней непосредственной встречи" с Богом. Истинная религия — религия Откровения. Сторонники "диалектической теологии" апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры. Расплывчатость и неопределенность протестантской идеологии с ее субъективным истолкованием и восприятием евангелия делают возможным широкое размежевание политических позиций внутри протестантизма и в частности внутри лютеранско-евангелического направления. Сейчас в мире около 75 млн. лютеран, 192 млн. лютеранских церкви. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирный лютеранский союз. Главный упор в проповеднической деятельности сейчас на истолковании вопросов общественной жизни и особенно на морально — этические проблемы. Лютеранские церкви принимают участие в экуменическом движении. Лютеранство распространенно в Эстонии, Латвии, Казахстане, Киргизии и др. 

 

4.2. Кальвинизм

На втором месте по численности  приверженцев после лютеранства  остается, как это было и раньше, кальвинизм. Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) — один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г. поселился в Женеве, где  стал фактическим диктатором города (1541 г.), добился подчинения светской власти церкви. Основанная Кальвином  система протестантизма — кальвинизм — выражала требования "самой  смелой части тогдашней буржуазии" (Ф. Энгельс). Основы кальвинизма —  учение о божественном предопределении  одних людей к "спасению" и  других — к "осуждению". Но это  предопределение не исключало активной деятельности, поскольку, согласно Ж. Кальвину, верующий, хотя и не знает своей  судьбы, своими успехами в личной жизни  может доказать, что он "божий  избранник". Каливинизм оправдал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления. Это нашло свое отражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Для Кальвина была характерна религиозная нетерпимость к инакомыслящим. По его приказу сожгли ученого Сервета (1553 г.). Основное произведение Ж. Кальвина — "Наставление в христианской вере" (1536 г.).

Кальвин учил, что всеведущий бог, еще до сотворения мира, одних  людей предназначил "к спасению", т. е. к рабскому блаженству, а других — к "погибели", мукам ада. Он разъяснял: если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскрываются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду.

Таким образом, выходило, что  человек достигает богатства  не посредством эксплуатации других людей, не с помощью обмана, насилия, а в силу оказанной ему богом  помощи. Это означало, что ни один верующий не может и не должен ни осуждать богача, ни жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно спору с самим  богом.  

 

4.3. Англиканство

Англиканская епископальная  церковь является в настоящее  время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т. д., всего в 16 странах. С 1867 г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, объединяются Англиканским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую. Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств — Кентерберийского и Йоркского — стоят архиепископы. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.

В США англиканство представлено Протестантской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов, в руководящий орган входят представители клира и прихожан. Епископальная церковь США ведет большую миссионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки. 

 

4.4. Старокатолики

К протестантам относят и  старокатоликов — сторонников отколовшихся от римско-католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась  на основе оппозиции решению Ватиканского собора, провозгласившего в 1840 г. догмат о папской непогрешимости. Она включила в себя созданную ранее в Голландии Утрехтскую церковь. В настоящее время старокатолицизм представлен несколькими самостоятельными церквями. Основные его центры — ФРГ, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Старокатолические церкви объединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный Совет церквей. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. С одной стороны, старокатолики сохраняют целый ряд моментов из католического культа, с другой, не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т. п. Во всем этом старокатолики особенно близки к англиканцам, с которыми они поддерживают постоянные контакты.  

 

4.5. Меннониты

К числу сложившихся еще  во времена Реформации разновидностей протестантизма принадлежит секта  меннонитов. Она возникла в Северной Германии. Ее основателем был голландец  Менно Симоне. Источником вероучения меннонитов является написанный им "Фундамент истинной христианской веры". Догматика и обрядность меннонитов во многом заимствованы у анабаптистов. Меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед "Священным писанием". Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления. К основополагающим канонам меннонистического учения относятся принципы: покаяния в грехах, крещение по вере, омовение ног, церковные отлучения, отказ от воинской службы и ряд других догматов, ставящих меннонитов в ситуацию самоизоляции от общества, в особенности от государства.

В настоящее время секта  меннонитов представлена во многих странах, преимущественно в Северной Америке  и Европе; имеются меннониты и  в ряде районов нашей страны. Сейчас в мире насчитывается около полумиллиона меннонитов. Меннониты в зарубежных странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров. Миссионерской  деятельностью секта занимается давно и придает ей большое  значение, меннонистские миссии можно встретить почти во всех странах мира.  

 

4.6. Баптизм

Большое место в системе  протестантистских церквей занимает баптизм. По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестантистскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип "оправдания верой". Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности. В их вероучение отчетливо выделяются элементы архинианства, признающего свободу воли человека. Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены у них молитвенными собраниями; крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви. Источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый Завет).

Баптисты не признают святых, монашество, сосредотачивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми, который своей жертвой спас грешников. Главный принцип "Жить в мире, но быть не от мира сего", т. е. подчиняться  земным законам, но сердце целиком отдавать "небесному жениху " Христу. Особое значение баптисты придают проповеди  своей веры, которую вести обязан каждый (принцип всеобщего священства), особенно среди детей и молодежи. За последние десятилетия численность  баптистов в нашей стране в  целом медленно, но постоянно увеличивается.  

 

4.7. Методизм

Одно из крупнейших церковных  образований в рамках протестантизма — методизм, сложившийся в ХVIII в. на почве англиканства и связанный с ним по происхождению. Кроме традиционных центров — Англии и США, методистские церкви существуют сейчас также в Австралии, Новой Зеландии, на Фиджи, в ЮАР и ряде других стран. Самой крупной является методистская церковь США, одна из крупнейших религиозных организаций в стране. По вероучению и культу методизм близок к англиканству. Для этого течения характерно принятие арминианской доктрины. Культ методистов предельно упрощен. Из обрядов сохраняются крещение и причащение. Рассматривая причащение как таинство, методисты отрицают присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Полностью отвергается католическое учение о чистилище, отрицается необходимость исповеди. Отличительная черта — строгий централизм. Во Всемирный методистский Совет входит большинство методистских организаций многих стран. 

 

 

5. Позднее образование  протестантизма — пятидесятничество

 

Пятидесятничество — одно из самых поздних образований протестантизма, получившее распространение в США на рубеже XIX – XX вв. Активная деятельность миссионеров способствовала широкому распространению этого религиозного направления в странах Западной Европы и Африки. В 20-х годах пятидесятничество организационно оформляется в нашей стране. С самого начала в нем образовалось много течений, называемых в основном именами их основателей (воронаевцы, шмидтовцы, мурашковцы и др.). Существуют и другие, более мелкие подразделения: пятидесятники-сионисты, субботствующие пятидесятники, евангельские христиане в духе апостолов (смородинцы). Воронаевцы и их сторонники именуются христианами евангельской веры (ХЕВ), шмидтовцы — христианами веры евангельской (ХВЕ). Однако существенных различий в их вероучении и культе нет. На территории Украины пятидесятничество проникло благодаря усилиям многочисленных американских и европейских религиозных миссионерских центров. Наиболее интенсивная экспансия пятидесятничества наблюдалась в начале 20-х годов на юге нашей республики. Этот так называемый южный путь (через Одессу) был "открыт" в 1921 г. И. Воронаевым и В. Колтовичем — эмиссарами наиболее крупной в то время американской пятидесятнической организации "Ассамблеи бога". В результате здесь распространились общества ХЕВ.

В начале 20-х годов на территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Литвы и Латвии появляются общины шмидтовцев. Деятельность шмидтовцев до 1939 г. направлялась филиалом русско-восточноевропейской миссии "Ассамблеи бога", который был создан в 1924 г. в Данцейе (Гданьске). Во главе филиала стоял суперинтендант Г. Шмидт. В середине 20-х годов в северных областях Украины появляются малочисленные объединения евангельских христиан в духе апостолов, мигрировавшие из Ленинграда, Пскова, Москвы. Эти объединения порвали со своим руководителем И. Смородиным, с именем которого связано зарождение данного пятидесятнического течения — самого раннего из всех существующих сегодня в нашей стране. Основная часть смородинцев вместе со своим руководителем перебазировалось тогда же на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, которые по Рижскому договору 1921 г. отошли к буржуазно-помещичьей Польше.

Несмотря на значительное число конкурирующих пятидесятнических течений и групп, Союзу собраний ХВЕ к середине 30-годов удалось почти полностью подчинить их своему влиянию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных  церквей и деноминаций, связанных  своим происхождением с реформацией - широким антикатолическим движением XVI в. в Европе. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и т.д. Вместе с тем, протестантизм выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Информация о работе Протестантизм