Религии в Древней Месопотамии. История развития, основные направления и догматика протестантизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:46, реферат

Краткое описание

Религиозные представления жителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований и культов. Это было связано с наличием большого количества самостоятельных религиозных центров, каждый из которых был посвящен своему местному божеству или нескольким божествам.

Содержание

1. Религия Древней Месопотамии. Происхождение и развитие
2. Пантеон. . . . . . . . . . . .
3. Мифология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Представление о загробной жизни . . . . . . . . . . . . . . .
5. Культ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Праздники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Жречество. . . . . . . . . . . .
8. Возникновение протестантизма. Реформация . . . . . . . .
9. Особенности протестантского вероучения, организации и культа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10. Основные направления протестантизма . . . . . . . . . . .
11.
12.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Религия.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

 

Уральский технический институт связи и  информатики (филиал)

Сибирского  государственного университета

Телекоммуникаций  и информатики

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу

"Религии мира".

по теме

"Религии в Древней Месопотамии.

История развития, основные направления и догматика

протестантизма."

 

вариант №3

 

 

 

 

 

Выполнил:


группа 

 

Проверил:  _______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.


 Оглавление

 

1.

Религия Древней Месопотамии. Происхождение  и развитие

стр. 3

2.

Пантеон.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

стр. 3

3.

Мифология .  .  . .  .  . .  .  . .  .  . .  .  . .  .  . . .  .

стр. 4

4.

Представление о загробной жизни .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

стр. 5

5.

Культ  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

стр. 6

6.

Праздники  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

стр.7

7.

Жречество.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

стр.8

8.

Возникновение протестантизма. Реформация  .  . .  .  . . .  .

стр.8

9.

Особенности протестантского вероучения, организации и культа .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

 

 

стр.10

10.

Основные направления протестантизма  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

стр.13

 

11.

 

12.

 

Заключение  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

 

Список литературы.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 

 

стр.15

 

стр.15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Религия Древней Месопотамии. Происхождение и развитие

 

Религиозные представления жителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований  и культов. Это было связано с  наличием большого количества самостоятельных  религиозных центров, каждый из которых  был посвящен своему местному божеству или нескольким божествам.

Значительное  влияние на формирование и развитие религии накладывал сам принцип  политического устройства Месопотамии. В отличие от рано объединившегося  Египта, в Междуречье Тигра и Евфрата  долгое время существовало множество  самостоятельных городов-государств. Эти независимые политические центры одновременно являлись и центрами культа местных богов-покровителей. Вся  общественная жизнь такого города-государства  концентрировалась вокруг храма. Храм был хранилищем материальных благ, местом сохранения и передачи всех знаний, а также средоточием политической власти. Изначально правитель каждого  города-государства выполнял одновременно и функции верховного жреца местного культа.

С возникновением крупных государственных образований  сформировался единый пантеон богов, однако он недолго оставался стабильным. Во главе пантеона каждого царства  как правило стоял бог-покровитель  столицы – города, подчинившего себе окрестные города-государства. Однако с угасанием одного центра и возвышением другого главное  божество пантеона менялось. В запутанной генеалогии богов можно увидеть  следы борьбы за власть между политическими  центрами Междуречья.

 

2. Пантеон

 

Наиболее  ранним единым пантеоном богов следует  считать шумерский. Главными в нем  были бог неба Ану и богиня земли Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог воды Эа, создавший первых людей. Эти и многие другие боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых менялась с течением времени в зависимости от смены династий правителей.        Постепенно развитие религии на местном уровне многочисленных городов Междуречья привело к появлению огромного числа второстепенных богов, причем многие дублировали друг друга или были между собой тождественны. Большинство их имен известно только из специально составлявшихся списков богов.

Во II тысячелетии  до Р. Х. начался расцвет так называемого  Второго, или Главного Пантеона. Из множества мелких местных божеств  выделилось несколько главных, повсеместно  известных и почитаемых. Сложилась  и определенная иерархия – на место  верховного бога месопотамского пантеона выдвинулся бог-покровитель Вавилона Мардук.

Главными  божествами были также Шамаш (шумерский Уту) и Син (шумерский Нанна) – боги Солнца и Луны. Каждый имел в Месопотамии два основных центра: Шамаш – в Ларсе и Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Оба божества почитались в продолжение всей истории месопотамской цивилизации. Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только богом Солнца, но и верховным судьей – земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество.

Помимо главнейших богов, Второй Пантеон был представлен 12 другими главными богами и 30 второстепенными.

Самым почитаемым и любимым божеством народов  Месопотамии была Иштар, богиня любви, плодородия, вечерней звезды и смерти, дочь бога Ану или бога Сина. Шумеры называли ее Инанна. Одной из ее ипостасей, как "владычицы битвы", была война. Иштар отождествлялась с планетой Венера. Под разными именами: Иннин, Астрата, Аштар, Эстер – богиня Иштар была главным женским божеством у многочисленных древних народов, населявших Ближний Восток и Средиземноморье. Впервые культ богини Иштар возник у шумеров примерно в третьем тысячелетии до Р. Х. Некоторые ученые полагают, что именно к Иштар восходит образ греческой богини любви Афродиты.

Особая роль среди месопотамских божеств  принадлежит Ду"узу (Таммузу). Его имя означает "молодая ветвь, поросль". По одной версии, он получил это имя от названия четвертого вавилонского месяца весеннего равноденствия, по другой, наоборот, месяц был назван в честь божества. В древневавилонских надписях он обычно упоминается вместе с Шамашем. Один правитель, живший около 2300 г. до Р. Х., называет себя "царем справедливости, которого любят боги Шамаш и Таммуз". Это указывает на то, что Таммуз – солнечное божество. По мнению ряда исследователей, Таммуз был богом весеннего солнца, ежегодно теряющего свою силу от действия враждебных ему сил, и богом весенней растительности, которая, после полного развития своей нежной, свежей красоты в его месяце Таммузе, умирает от действия летнего зноя. В одной песне о Таммузе говорится, что он сошел в преисподнюю в том месяце, в котором срок его жизни еще не был завершен. С ним вместе умирает и цветущая весенняя растительность. Царство мертвых берет его себе, но оно не в силах его удержать. Он, подобно египетскому Осирису, становится царем мира мертвых, разрывающим узы смерти. Как бог подземного мира, он сам по себе есть бог растительности, и когда он, покинув царство мертвых, снова прорастает в виде растений, это символизирует возвращение на землю бога весны и явление весеннего солнца.

Со II тысячелетия  до Р. Х. в некоторых районах Месопотамии  объектом поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм. Их считали олицетворениями  божественных страстей и подвигов.

 

3. Мифология

 

Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану  создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими, поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому наследовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп. Мотив потопа очень схож с библейским преданием.

В непосредственной связи с культом Таммуза и  его оплакиванием находится вавилонская  заклинательная легенда о хождении Иштар в царство мертвых. Таммуз и Иштар постоянно соединены  вместе – богиня вечерней звезды и  плодородия и бог весенней растительности. Таммуз называется возлюбленным юности Иштар, а также ее супругом. Когда Издубар упрекает Иштар за ее гибельные любовные интриги, то он высказывает ей: "Ты причина того, что Таммуз, супруг твоей юности, ежегодно оплакивается". Месяц Таммуз носит также название "месяца странствий Иштар". По легенде она нисходит в подземный мир для того, чтобы воскресить любимого ею Таммуза.

В сказании о нисхождении Иштар в ад заключается  и заклинательная молитва. Судя по окончанию, впрочем, испорченному временем и трудно понимаемому, все оно в целом  составе представляет собою чин  богослужения, посвященного жертвоприношению за умерших, совершавшемуся в праздник Таммуза в связи с церемониями  его оплакивания. Жрец, приносивший  жертву, прочитывал историю Иштар, которая  ищет в подземном мире потерянного  супруга и освобождает его  оттуда. Богослужебные обряды заканчиваются  принесением в жертву Таммузу  напитка во благо теням умерших.

Содержание  самого хождения Иштар заключается  в следующем: дочь Сина Иштар нисходит в подземный мир для того, чтобы  получить там воду жизни, посредством  которой она могла бы воскресить умершего Таммуза. С угрозами требует  она, чтобы ее впустили. Она проходит через семь дверей, оставляя у каждой часть одежды, и наконец нагая  достигает царства богини Аллату, где, согласно первобытному закону этого царства, и она должна быть удержана безвозвратно. Аллату приходит в ужас от ее появления. Может быть, требование Иштар возбуждает ее гнев, а может быть, сама будучи богиней плодородия, Аллату ужасается того вреда, который может произойти от отсутствия Иштар на земле, где, пока о на остается в аду, прекращается всякое размножение и рост. В большом смущении от этого боги собираются на совет. Созданный богом Эа слуга богов, имя которого "Свет его светит", посылается к Аллату. Посредством хитрости добывает он воду жизни, и Аллату в слепой ярости свирепствует напрасно: она должна освободить обоих богов, Таммуза и Иштар. Из этого рассказа не видно, какова была причина смерти Таммуза, но в эпосе Издубара говорится, что причиной этой была дикая, чувственная страсть Иштар, соединенная с жестоким наслаждением, доставляемым ей умерщвлением любовников, которыми она пресытилась.

В месопотамской  религии не было изображений, повествующих о деяниях богов. В течении  всей истории Месопотамии мифы относились лишь к области литературы.

 

4. Представления о загробной жизни

 

Вера в  загробную жизнь не получила в  Междуречье такого распространения, как  в Египте. В вавилонской литературе мы неоднократно встречаемся с мифами, легендами и даже эпосом, в которых  основной идеей является идея поисков  бессмертия, вечной жизни (например, Эпос о Гильгамеше). В египетской литературе, напротив, нет ни одного произведения, посвященного этой теме, что объясняется  четкими представлениями египтян  о бессмертии души.

Подобно другим древним народам, шумеры, аккадцы  и ассирийцы шумно выражали свою скорбь по умершим. Как только человек  умирал, члены его семьи начинали раздирать на себе одежду царапать лицо и грудь, посыпать голову прахом. Покойников обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью.

Могилы строились из кирпича. Они  представляли собой обширные подземные  камеры, в которые были проложены  трубы. По ним заботливые потомки  возливали воду, поскольку считалось, что умершие постоянно мучаются жаждой.

 

5. Культ

 

Культовая практика месопотамской религии сводилась  главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы регулярно  приносили жертвы богу и воспевали  его в гимнах. В храме Урука  богов кормили два раза в день (утром и вечером). Подавали два  блюда: "основное" и "второе". Церемониал, характер и число блюд отражает обычаи вавилонского двора. Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю. Еда для жрецов шла отдельно. Прислуживающие богу питались с его  стола, но за одним столом с ним  никогда не сидели. Главным моментом в жертвенной трапезе был акт  поглощения пищи – идол питался, глядя  на нее. Бога, "поглощающего пищу", скрывали занавесями от людей, в том  числе и жрецов.

Изображения божества играли в культе и в частном  богослужении центральную роль, что  подтверждается широким распространением дешевых копий изображений. При  этом божество определялось не столько  по деталям лица, сколько по одежде и прочим атрибутам. Если изображение  выносили из святилища, с ним удалялся и бог, выражая свой гнев против города или страны. Изготовление идола было важнейшим моментом в его существовании. Изображения богов создавались  в специальных мастерских, после  этого они освящались. Безжизненная материя превращалась в "сосуд  божественного присутствия". Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают в космологических  пространствах.

Для месопотамской  религии характерно также наличие  предметов поклонения – символов, в которых распознавалось присутствие  конкретного бога. При определенных обстоятельствах они заменяли традиционное изображение бога или сопутствовали  ему. Так, например, священным знаком Шамаша являлось изображение солнечного диска, знаком Иштар – восьмиконечная звезда, а символом Мардука было копье. Особое положение в религиозной  атрибутике занимали мифические животные, такие как мушхушшу (лев-змея-орел) и кусар-икку (коза-рыба), которые сопровождали и охраняли богов.

Информация о работе Религии в Древней Месопотамии. История развития, основные направления и догматика протестантизма