Религия древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:33, реферат

Краткое описание

До принятия Русью христианства в 988 году, а некоторыми славянскими государствами немного раньше, главной религией славян была древняя религия языческих божеств. Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло славянское язычество как чуждую религию. Естественно, первобытная сущность тех культов была далека от отточенной идеи христианства о божественном происхождении всего сущего. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путём иносказания, кодирования, намёка, сущности и т.д.). В некоторые языческие приметы и обычаи мы верим и по сей день.

Содержание

Введение 2
1. Языческие божества 3
2. Языческие обряды и празднества 7
2.2. Языческие представления о смерти 11
Заключение 14
Используемая литература 15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная религии.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Во многих местах Старой Руси умирающего омывали заживо, что должно было способствовать легкому и безболезненному переходу в из жизни в смерть. Если сведения о допогребальном языческом возлиянии отрывочны и не до конца прояснены, то представления о посмертной жертве мертвому в форме погребального пира сохранились значительно полнее. Поминальный пир, который совершался после погребения был многоплановым по своей сути. Цель языческой тризны состояла в необходимости отогнать злые силы от живущих.

Существовали также  обряды «мнимых» похорон, которые часто выполняли матери у которых болело дитя. Обряд часто заключался во вхождении в контакт со смертью. Этот контакт осуществлялся в разных формах - это могло быть охраняющее действие, слово или песня. Оберег возник как следствие более раннего оберега от злого влияния, которое способно оказать существо, находящееся в стадии "перехода". Страх перед вредоносной силой новорожденного вызвал к жизни самые различные формы противодействия этой силе. Священный характер имела пляска смерти и ритуальные танцы вокруг нее. Танцуя у колыбели умирающего ребенка, мать вступает в контакт со смертью, отгоняет и убивает ее. У белорусов в момент приступа родимца "мать покрывает дитя белым покровом и, держа над ним зажженную свечу, курит ладаном. Устраивается обстановка, при которой кажется, что кто-то скончался.

 

Заключение

 

Древняя  религия  наших  предков до сегодняшнего дня  продолжает жить в наших  повседневных  обычаях. Доказательств этому сколько  угодно.  Например,  почему  нельзя  здороваться через  порог за  руку?  Почему  на  свадьбе  разбивают  тарелку?  А  почему, вселяясь в новый дом, первым  в  него  впускают  кота? 

Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт  древнего славянина и многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, именно там христианство приживалось дольше и труднее. Христианство, пришедшее на Русь с мечом князя Владимира и растоптавшее языческие капища и святыни, не могло противостоять этике народа, его эстетическим пристрастиям, не могло не учитывать сложившийся регламент жизни.

Таким образом, не только христиа+нство влияло на язычество, но и наоборот. Через тысячелетие христианства благополучно прошёл языческий праздник - масленица. Это проводы зимы и встреча весны. Язычники испекали блин - символ жаркого весеннего солнца – и съедали его горячим, наполняя таким образом, себя солнечной энергией жизни, солнечной силой и здоровьем, которых должно было хватить на весь сельскохозяйственный годовой цикл. Часть печива давали животным, на забывая помянуть души умерших. Зимние и летние святки – игры в честь бога Световида в период поворота солнца на лето или на зиму также не совсем забыты. Летние святки отчасти слились с христианской Троицей, а зимние - с рождественнскими праздниками. Примеры слияния праздников и отдельных богов можно приводить ещё и еще.

Таким образом, изучение религии древних славян необходимо нынешнему поколению, чтобы осмыслить, обсудить исторические, культурные и  нравственные аспекты жизни наших  предков, что поможет нам, ныне живущим, узнать своё далёкое-далёкое прошлое, прошлое светлое и достойное прошлое, у которого нет пределов древности.

 

Используемая  литература

 

 

  1. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1994
  2. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1992
  3. Кукшин В.С. Этнопедагогика. М.-Воронеж, 2002
  4. Вакаев В.А. Этнопедагогика русской нации: социально-философский анализ. Барнаул, 2001

 

 

 

 


Информация о работе Религия древних славян