Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:41, контрольная работа
Целью работы является раскрыть роль христианства в международных отношениях в эпоху средних веков.
При этом необходимо решить следующие задачи:
сделать обзор международным отношениям и дипломатии в рассматриваемую эпоху;
рассмотреть процесс возникновения христианства и его влияние на международные отношения;
Введение 3
Глава 1. Эпоха средневековья: зарождение и развитие системы международных отношений 5
1.1. Международные отношения и дипломатия 5
1.2. Возникновение христианства и его влияние на международные отношения 8
Глава 2. Христианство и международный мир 13
2.1. Христианство и средневековые представления о миропорядке 13
2.2. Значение крестовых походов 17
2.3. Конфессиональный принцип международных отношений 20
Заключение 23
Список литературы 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КЫРГЫЗСКО – РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Роль христианства в международных отношениях в эпоху средних веков».
Выполнил: Адаев Бексултан
студент группы МО – 1 – 12
Научный руководитель: проф. Кочкарова Т.Ч.
Бишкек – 2013г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Эпоха
средневековья: зарождение и развитие
системы международных
1.1. Международные отношения и дипломатия 5
1.2. Возникновение христианства и его влияние на международные отношения 8
Глава 2. Христианство и международный мир 13
2.1. Христианство и средневековые представления о миропорядке 13
2.2. Значение крестовых походов 17
2.3. Конфессиональный
принцип международных
Заключение 23
Список литературы 26
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что христианство1 одна из трех наряду с буддизмом и исламом мировых религий.
Христианство распространено главным образом в странах Европы и Америки, в меньшей степени в Африке, Азии и в других регионах.
Современная система международных отношений, где субъектом является государство, инструмент – договора и соглашения – эта система возникла в новое время. В Средние века в европейских международных отношениях большую роль играло христианство и папский престол. Католическая церковь пыталась подчинить себе все государства. В конец ХІ века – папа Григорий VІІ отмечал, что большая часть Европы должна быть под властью Рима. Законна власть та, которая от главы церкви. Рим в праве назначать королей, князей. Папство пыталось стать наднациональной властью. В Средние века Римская империя направляла свою деятельность в трех направлениях. Во-первых, за обладание всей политической светской властью в Европе. Монарх – наместник Рима, каждый его шаг должен быть согласован с Римом. Во-вторых, огнём и мечом расширить свою власть в новых странах и регионах: в мусульманских странах и, в большей степени, в Восточной Европе (Россия). И, в–третьих, организация крестовых походов. В ХІІІ – ХV вв. папское влияние ослабевает в Европе из-за укрепления монархий. Крепнут города, которые поддерживают сильную государственную власть.
Огромную роль в укреплении
господства феодалов и в подавлении
борьбы народных масс против феодальной
эксплуатации играла христианская церковь
в Европе. Пользуясь религиозными
средствами идеологического воздействия
на людей, церковь выступала в
качестве защитницы интересов
Целью работы является раскрыть роль христианства в международных отношениях в эпоху средних веков.
При этом необходимо решить следующие задачи:
Рассматриваемая тема исследовалась в многочисленных источниках различных авторов: С.Д. Сказкин2, В.В. Болотов3, В.Э. Грабарь4, А. В. Карташев5, Б.Я. Рамм6 и др.
В раннем Средневековье отношения
между варварскими
Вместе с тем Византии
приходилось лавировать между враждующими
сторонами, вести хитроумные дипломатические
маневры, сталкивая их друг с другом.
Узловым моментом международных
отношений раннего
Элементом средневековой
дипломатии были встречи
В период раннего Средневековья папы активно использовали церковные миссии, направленные на распространение христианства и включение в систему отношений европейских народов недавних язычников. Союз империи Каролингов7 с папством ознаменовал новый этап в международных отношениях. Папство санкционировало империю и тем самым объединительные процессы в Европе.
Особое место в средневековых
международных отношениях
Точка отсчета начинается с падения римской империи и свержения Ромула Августа. Три периода: 1) 476г. - середина 11в. вплоть до создания Священной Римской империи. 2) середина 11в. - конец 15в. – Зрелое средневековье, расцвет всех социальных институтов, определивших содержание и форму экономической, политической, духовной жизни средневекового общества. 3) 16-17вв. – осень средневековья. Происходит натурализация хозяйства, производство только внутри государства, что затормаживает развитие МО на данных этапах, общество откатывалось назад к поздней античности и требовались столетия, чтобы наверстать упущенное. Так же была культурная замкнутость, возможность что либо узнать была только у купцов, воинов, миссионеров, паломников, доносивших до своих соотечественников полумифические рассказы о дальних землях субсистемы международных отношений, сложившиеся в данный период продолжали развиваться обособленно друг от друга. В силу такой относительной изолированности политическая, социально-экономическая жизни шли в регионах асинхронно (одни даже и не знали что происходило у других, например свершение династий, кочевники, падение империй, все вести приходили годами позже) в сфере международных отношений по-прежнему продолжали действовать не только государственные образования, но и народы, пребывавшие на стадии потестарности8. Возникают новые формы государственности (империи – слабоорганизование, отсутствие границ, городские коммуны – вольные города, сословно-представительские монархии, великое переселение народов вплоть до 15 в). Общим вектором эволюции государственно-политических образований европейского средневековья было движение к политической и административной централизации, к формированию особой разновидности государственной организации - национальных государств, воспринимаемых в новое время в качестве идеального типа государственности как таковой. Отсутствие территориальной целостности и суверенитета. История межгосударственных отношений средних веков заполнена нескончаемой чередой территориальных переделов, войн, заканчивающихся очередной перекройкой границ, династических браков, заключаемых во имя приобретения новых владений, договоров о военно-политических союзах, о создании конфедеративных объединений. К последнего рода образованиям принадлежала, например, Швейцарская конфедерация, первоначально сформированная тремя горными кантонами как военно-политический союз для отпора австрийским Габсбургам. Актуальность этнического компонента во внешней политики по-прежнему оставалась крайне незначительной, но зато мобилизующая сила конфессионального фактора неизмеримо возросла, что составляет одно из основных различий международных отношений древнего мира и средневековья. Особенности: разнокачественные участники МО, отсутствие полноценного суверенитета государств, церковь становится участником МО. Зачастую главами самостоятельных владений являлись люди связанные кровью, с формированием к концу средневековья концепции государственного суверенитета вполне закономерно утвердился принцип равенства глав государств как носителей высшей светской власти, держащих свои владения не по пожалованию церкви, а по воле Бога. Постепенно дела внутренней политики стали выходить за рамки государства и выносились на уровень МО как внешнеполитические. Основные методы достижения целей во внешней политике – война, посольства и переговоры, брачная дипломатия, личные встречи правителей.
Христианство стояло у колыбели феодального общества как христианской церкви сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией. Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти. Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых. Она освящала феодальную эксплуатацию, проповедуя, что социальное неравенство «установлено богом». Тем самым церковь тормозила общественное развитие. В. И. Ленин писал: «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, – идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу»9.
Христианство, ставшее в IV в. государственной религией в Римской империи, со временем распространилось и среди «варварских» народов, завоевавших эту империю, так как их старые религии не соответствовали условиям складывавшегося феодального общества. Новым условиям более соответствовало христианство, освящавшее классовое неравенство и эксплуатацию.
Низкий уровень развития
производительных сил в средние
века (следствием чего являлась огромная
зависимость основного
Христианство, как и всякая сложившаяся религиозная идеология, представляет собой определённую систему взглядов и соответствующих им учреждений. Феодальный строй держался не одними только средствами насилия. Церковь потому и играла в средние века крупную социальную роль, что в её распоряжении были тонкие и универсальные средства принуждения – специфические религиозные способы идеологического воздействия.
Церковь внушала массам,
что лишение человека «благодати»
равносильно лишению его
В результате превращения христианства в господствующую религию и в Восточной, и в Западной Римской империи сложилась сильная и централизованная церковная организация во главе с епископами, управлявшими отдельными церковными округами (епархиями). К середине V в. образовалось пять центров христианской церкви, или пять патриархий, епископы которых получили титулы патриархов, – в Константинополе, Риме, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Дальнейшая история христианской церкви в Византии и на Западе развивалась по-разному, в соответствии с особенностями развития в них феодализма.
В основу своей организации восточнохристианская церковь положила административное деление Восточной Римской империи. При этом из четырёх патриархий, находившихся в составе восточнохристианской церкви (константинопольской, александрийской, антиохийской и иерусалимской), на церковном соборе 381 г. столичная константинопольская патриархия получила первенствующее положение. Сильная императорская власть, сохранившаяся в Византии, стремилась к тому, чтобы церковь была послушным орудием государства и находилась от него в полной зависимости. Византийские императоры уже на соборах середины V в. были признаны лицами, имеющими верховные права в церкви с титулом «императора-архиерея». Хотя высшим органом восточнохристианской церкви считались церковные соборы, право созыва этих соборов принадлежало императору, который определял состав их участников и утверждал их постановления.
Иным было положение церкви в странах Западной Европы, где произошли весьма существенные перемены после падения Западной Римской империи и исчезновения императорской власти. Принятие христианства «варварскими» королями и знатью способствовало тому, что церковь, внедрившаяся в «варварское» общество, которое переживало процесс феодализации и закрепощения крестьян, смогла занять в этом обществе особое положение.
Пользуясь слабостью раннефеодальных «варварских» государств и их взаимной борьбой, епископы «вечного» города Рима, с IV в. именовавшиеся папами, очень рано присвоили себе административные и политические функции и стали выступать с претензиями на высший авторитет в делах христианской церкви в целом. Реальной основой политической власти римских епископов – пап являлись богатейшие земельные владения, сосредоточенные в их собственных руках и в подчинённых им монастырях. Во второй половине VI в. номинально зависимые от Византии, власть которой в Италии к этому времени сильно уменьшилась, римские папы стали фактически совершенно самостоятельными. Для оправдания своих притязаний римские папы распространили легенду о том, что римская епископская кафедра будто бы была основана апостолом Петром (считавшимся учеником мифического основателя христианской религии Иисуса Христа)10. Поэтому свои огромные земельные владения папы называли «вотчиной св. Петра». Эта легенда должна была создать ореол «святости» вокруг римских пап. Папа Лев I (440—461) для подтверждения прав римского епископа на первенство среди других епископов прибег к подлогу. В латинский перевод постановлений первого «вселенского» собора он вставил фразу: «Римская церковь всегда имела первенство». Эти же идеи развивали и последующие папы, несмотря на то, что притязания римских епископов – пап на господствующую роль во всей христианской церкви вызывали самое решительное противодействие со стороны других епископов, в особенности восточных.
Информация о работе Роль христианства в международных отношениях в эпоху средних веков