Роль христианства в международных отношениях в эпоху средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является раскрыть роль христианства в международных отношениях в эпоху средних веков.
При этом необходимо решить следующие задачи:
 сделать обзор международным отношениям и дипломатии в рассматриваемую эпоху;
 рассмотреть процесс возникновения христианства и его влияние на международные отношения;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эпоха средневековья: зарождение и развитие системы международных отношений 5
1.1. Международные отношения и дипломатия 5
1.2. Возникновение христианства и его влияние на международные отношения 8
Глава 2. Христианство и международный мир 13
2.1. Христианство и средневековые представления о миропорядке 13
2.2. Значение крестовых походов 17
2.3. Конфессиональный принцип международных отношений 20
Заключение 23
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Христ.-кур..docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

Средневековая христианская церковь в своей структуре  воспроизводила феодальную иерархию. Так, на Западе главой церкви стал римский папа. Ниже папы стояли крупные духовные феодалы — архиепископы, епископы и аббаты (настоятели монастырей). Ещё ниже находились священники и монахи. Небесный мир средневекового христианства являлся точным воспроизведением мира земного. На самом верху небесной иерархии, по учению церкви, находился всемогущий «бог-отец» – копия земных владык, – окружённый ангелами и «святыми». Феодальная организация небесного мира и самой церкви должна была освятить в глазах верующих феодальные порядки на земле11.

Огромную роль в средневековой  христианской церкви играло монашество, получившее широкое распространение и на Востоке, и на Западе. Монашество возникло в период раннего христианства как форма отшельничества или бегства из общества тех людей, которые потеряли веру в возможность избавиться от социального гнёта. Однако уже к VI в. созданные монахами общежития (монастыри) превратились в богатейшие организации. Труд перестал быть обязательным для монахов, а об аскетизме монашества периода его зарождения давно было забыто. На Востоке монашество стало крупной политической силой, пытавшейся влиять на дела государства. На Западе же, начиная с Бенедикта Нурсийского12 (480 – 543), основавшего Монте-Кассинский монастырь в Италии и положившего тем самым начало бенедиктинскому ордену, монашество сделалось верной опорой римских пап и в свою очередь принимало активное участие в политических делах западноевропейских государств.

 

 

 

 

 

Глава 2. Христианство и международный мир

2.1.  Христианство и  средневековые представления о  миропорядке

 

Христианство принесло в  античную эпоху представление о  единстве вселенной и человеческого  рода, равенстве всех рас и национальностей  и призывало к добру и справедливости во Христе, "где нет ни Елинна, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все  и во всем Христос".13

 В книгах Нового  Завета содержались и упоминания  о "богоизбранности народа  Израиля", но дух христианского  учения утверждал идею универсальной  общности и братства людей,  следующих божьим путем. Христианское  учение в религиозной форме  развивало космополитические идеи  философов-стоиков.

 Распространение христианской  веры во всеобщее единство  людей на Земле, созданных по  образу и подобию божьему, совершило  моральную революцию. Античные  представления о мировом правопорядке, замкнутом в рамках города-государства,  разрушались, границы мира раздвигались. Но первоначальное христианство  в соответствии с христовой  заповедью "богу-богово, а кесарю-кесарево" отделяло христианство от политического  миропорядка. Становление же христианской  религии как главенствующей, а  затем официальной церкви и  идеологической основы Римской  империи после Миланского эдикта  императора Константина (313) привело  к более чем тысячелетней эпохе  притязаний и борьбы "наместников  христовых" на Земле за высшую  власть в христианском мире. Святой Амбруаз, архиепископ Миланский, в 390 г. публично осудил императора Феодосия за совершенные по его указу убийства в Фессалониках. Тем самым впервые в истории римской церкви ее глава открыто признал призрачность евангелической границы, отделявшей духовную сферу от светской власти.

 Аврелий Августин, епископ  Гипонский, (354-430) в трактате "О  граде божьем" (413-426) изложил на  основе библейских положений  христианскую концепцию истории  человечества, разделенного на "два  града": град земной (живущих во  плоти), где все социальные, государственные  и правовые учреждения представлялись  средством греховности человека, и град небесный, божий, град  духовной общности, основанный на  любви к богу. Поскольку лишь  божий град истинный и вечный, то духовная власть представлялась  превыше светской.

 Аврелий Августин не  изложил политический доктрины  римско-католической церкви, но он  заложил ее теократические основания:  всякая истинная власть идет  от Бога и, таким образом,  держатели светской власти должны  получать ее от "наместников  божьих" - римских понтификов.

 В "Граде божьем" содержатся также рассуждения  о новом мироустройстве, где вместо  мировой римской державы возникли  бы малые по масштабам "правления  народов", живущих в мирном  соседстве. Во взглядах Аврелия  Августина видится прообраз международного  порядка европейского средневековья.

 Многие века христианские  теологи и отцы римско-католической  церкви совершенствовали доказательства  ее приоритета и суверенитета  в отношении светской власти  в Европе, не пренебрегая изготовлением  фальшивых документов. Например, сфабрикованного  в 755-756 гг. папой Стефаном III или  кем-то из его приближенных "Константинова  дара", представлявшего собой  грамоту, якобы данную императором  Константином Сильвестру I о предоставлении  высшей власти над Римом, Италией  и всей западной частью Римской  империи.

Образование папского государства  со столицей в Риме и возросшие  политические претензии и политическое влияние пап укрепились коронацией папой Стефаном III франкского короля Пипина Короткого (714-768), незаконно захватившего власть и вознаградившего папу завоеванными франками землями в обмен на освящение его трона "божественной основой". Век спустя архиепископ Реймсский Гинкмар (806-882) уже сформулировал ясную политическую доктрину: короли возглавляют светскую власть, но над ними возвышается Король королей, т.е. папа. Гинкмар ввел в 869 г. в церемонию коронаций клятву короля, нарушение которой каралось отлучением от церкви. Символом победы папского престола в соперничестве со светскими властями стало преклонение императора Священной Римской империи Генриха IV перед папой Григорием VII, совершенное в замке Канноса графини Матильды Тосканской, куда в январе 1077г. отлученный от церкви и низложенный император явился вымаливать прощение у "наместника божия".

 Торжество папского  суверенитета получило выражение  в 1075 г. в 27 статьях "Диктата  папы", документа, приписываемого  папе Григорию VII, но, вероятнее всего,  подготовленного в его окружении  и провозглашавшего единоличное  право папы назначать и смещать  епископов, налагать на императора  и его подданных церковные  наказания, освобождать их от  присяги "неправедному" императору  и т.д.14 Папа объявлялся неподсудным, а князья были обязаны только ему, а не императору целовать ноги в знак такого повиновения. В XII веке папская власть достигла вершины своего могущества в христианском мире.

 Французский теолог  Бернар Клервосский (1090-1153), вдохновитель  второго крестового похода, в  теории "двух мечей" ясно  выразил политическую идеологию  католицизма, развивавшуюся на  основе воззрений Аврелия Августинa. Согласно его теории, апостол  Петр владел двумя мечами, символизировавшими  власть духовную и власть светскую. Меч светской власти, писал Бернар  Клервосский, отдан государю папой  - преемником Петра, но "продолжает  принадлежать церкви".

 Однако в реальности  папству так и не удалось  добиться абсолютного верховенства  над земными владыками. В 1080г.  император Генрих IV объявил о  низложении Григория VII, в 1083 г.  он занял Рим, а в начале XIV века французский король Филипп IV Красивый установил господство  над папством. Его столица с  1308г. по 1378г. была перенесена  во Францию в город Авиньон.  Созревание национальных государств  подтачивало моральные, духовные  основы единства христианского  мира.

 Фома Аквинский (1225-1274), крупнейший богослов средневековья,  предвосхитил наступление эпохи  Возрождения, обогащая схоластику  обращением к античному наследию, прежде всего к учению Аристотеля  о политике. Исследователи высказывают  мнение, что Ф. Аквинский осознал  утрату перспективы "всемирной  и однородной политической системы", основанной на идее "божественного  сообщества", поскольку она не  соответствовала реально происходившим  изменениям в отношениях между  христианскими странами. Ф. Аквинский  синтезировал в своих политических  представлениях теологические догмы  и античную мысль, например, римское  естественное право. Подтверждая  божественный характер государственной  власти, он считал ее первичным  источником политическую общность  людей, народ, за что Ф. Аквинского  причисляют иногда к предшественникам  теории народного суверенитета.15

 Так или иначе, его воззрения отражали признание прав государств и политических сообществ на автономное существование на основе естественного права божественного происхождения.

 

 

2.2.  Значение крестовых  походов

 

Целью первых крестовых походов  было освобождение Палестины в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее  крестовые походы велись и ради обращения  в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и так далее) или решения политических задач пап. Крестовые походы были вызваны к жизни сложным сочетанием факторов - конфессиональных, внешнеполитических, хозяйственных, демографических, и  их воздействие на международные  отношения средневековья также  оказались многоплановыми, но как  военно-колонизационное движение макрорегионального уровня они, несомненно, выражали формирующееся  осознание общности католического  мира в его противостоянии как  с "неверными" - мусульманами, так и схизматиками-православными. Не будет преувеличением сказать, что начавшись под знаком идеи защиты христианской церкви от неверных, крестовые походы увенчались непримиримым расхождением западного и восточного христианства, разделенного захватом рыцарями-крестоносцами столицы православного мира, Константинополя.

Большую часть крестоносного  войска составляло рыцарство Северной и Южной Франции, Германии, Англии, Италии, Фландрии, возглавляли его  государи крупнейших европейских стран. Так, во время второго крестового похода (1147-1149) крест принял германский император Конрад II и король Франции  Людовик VII, в третьем походе (1189-1192) крестоносцами предводительствовали император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август и король Англии Генрих II, место которого занял  затем его сын Ричард I Львиное  Сердце. Самый весомый политический выигрыш от крестовых походов  пришелся на долю католической церкви, в экономическом отношении большая  часть добычи, захваченной на Востоке, осталась у крупных сеньоров, разделивших  завоеванные у турок-сельджуков земли, хотя и материальные интересы папства не были обойдены, в том числе благодаря активности напрямую подчиненных римским понтификам военно-монашеских орденов. Свою, и немалую часть прибыли от начинаний крестоносцев получили города Северной Италии, практически добившиеся в государствах крестоносцев монополии на внешнюю торговлю. Смысл последующей истории крестоносного движения состоял в защите и восстановлении приобретенных рыцарями западноевропейских стран в ходе первого крестового похода владений, расположенных в Сирии и Палестине - районе, стратегически важном для всего Средиземноморья. С точки зрения воздействия крестовых походов на международные отношения средневековья, следует, прежде всего, отметить осуществленное ими резкое расширение многообразных контактов Запада и Востока – как конфронтационного характера, так и обменов в сфере торговли и культуры. По окончании раннего средневековья Запад, разрывая региональную замкнутость, начал возвращаться в Средиземноморье, объединенное некогда Древним Римом. Это возвращение усилило накал борьбы с мусульманским миром, открытой еще Реконкистой, и упрочило барьер между западным и восточным христианством. Крестовые походы на первом этапе способствовали усилению позиций католической церкви и исповедуемой ею доктрины теократического универсализма, но они же помогали европейским государствам, особенно Франции и Англии. Ускорить ход политической централизации, приходившей, в конечном счете, в противоречие с универсалистскими идеалами средневековья.

В конце XI в. началась экспансия  западноевропейского рыцарства  на Восток. Результатом стало возникновение  государств крестоносцев в Палестине  и Сирии, правда просуществовавших  недолго. Крестоносцы в конце  концов потерпели там поражение. В начале XIII в. крайнего напряжения достигли отношения между Западом  и Византией. В 1204 г. крестоносцы  захватили Константинополь и  образовали на территории Византии Латинскую  империю.

 Изменилась международная  ситуация в Средиземноморье, где  набирали силу итальянские республики  Венеция и Генуя. Разные государства  и политические силы стремились  взять под контроль Средиземноморье  и морские торговые пути.

 На сложнейшие хитросплетения  международной политики накладывались  теократические устремления папства,  к ним прибавилось и желание  некоторых крупных феодальных  монархов возглавить процесс  создания христианской европейской  политической общности. И со стороны папства, и со стороны монархов делались попытки выработать правовые основы международных отношений, росло понимание их общеевропейского характера.

 На исходе Средневековья  появились более или менее  устойчивые формы дипломатического  общения, например посольства  с продолжительным пребыванием  в чужой стране; были определены  формы дипломатической переписки  и делопроизводства. Международные  отношения все больше приобретали  межгосударственный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Конфессиональный принцип  международных отношений

 

Большую роль в международных  отношениях Нового времени играла христианская церковь. Еще во время античной Римской  империи добилась для себя статуса  государственной, господствующей. Варвары, завоевавшие Западную Римскую империю  в V в., приняли религию побежденного народа. Восточная Римская империя  просуществовала до середины XV в., когда  пала под ударами турок-османов (символической  датой ее падения считается взятие турками Константинополя в 1453 г.). Византия в течение многих веков  служила оплотом христианства на востоке Европы. Именно под ее влиянием приняли христианство многие народы юго-восточной и восточной Европы.

Однако раскол христианства в XI в. на две большие ветви –  католицизм и православие – создал серьезные препятствия не только для политического объединения  Европы. Религиозная рознь между  католиками и православными долгое время мешала вообще развитию культурных, экономических и политических отношений  между народами Западной и Bocтoчной Европы. Тем не менее, сознание духовной близости никогда их не покидало, особенно перед лицом агрессии языческих  и мусульманских народов Азии, которой как Западная, так и  Восточная Европа подвергалась в  Средние века. Вспомним хотя бы об арабских завоеваниях VII-VIII вв., монголо-татарском  нашествии XIII в., вторжениях турок-османов, начиная с XIV века.

Информация о работе Роль христианства в международных отношениях в эпоху средних веков