Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:35, доклад
Целью данной работы является исследование особенностей одной из частей мусульманского вероучения, а именно учения о предопределении в Исламе и возможности в контексте этого учения свободы воли.
I. Введение.
II. Основная часть. Свобода воли и предопределение в Исламе.
1. Принципы веры в предопределение
2. Как Аллах творит и предопределяет зло?
III. Заключение.
Библиографический список использованной литературы
План.
Библиографический список использованной литературы
Вероучение Ислама, как и его история при изучении являет исследователю много интересных сторон этой религии, но главным образом даёт понять всю особенность менталитета носителей этой веры и культуры. В частности один из исследователей пишет: что ислам в связи с безволием правоверных вызывает агрессивность, которая тогда выразилась в форме газавата.1 Современные оценки природы арабо-исламской цивилизации, сделанные в свете последних событий, проявляют еще более негативный подход к мусульманскому вероучению. Например, Арье Барац прямо указывает, что тому, кто родился арабом, необходимо просто отказаться от религии и даже от своей национальной принадлежности.2
В нашей стране,
которая является страной многонациональной
и многоконфессиональной
Целью данной работы является исследование особенностей одной из частей мусульманского вероучения, а именно учения о предопределении в Исламе и возможности в контексте этого учения свободы воли.
Если обратиться к списку 99 имён Аллаха (Asma' al-Husna), которые по мнению мусульман, описывают его основные атрибуты, можно увидеть, что часть имён совпадает с христианским представлением о Боге, такими как: “Всевышний” (al-Mutakabbir), “Всеведущий” (al-'Alim), “Всевидящий” (al-Basir), “Святой” (al-Quddus), “Творец” (al-Khaliq), “Судия” (al-Hakam), “Истина” (al-Hakk), “Милостивый” (ar-Rahman).3 Но при этом есть и такие имена, как: “Унижающий” (al-Khafid), “Убивающий” (al-Mumit), “Причиняющий вред” (ad-Daаrr).
Вера в унижающего, убивающего и причиняющего вред бога с одной стороны может вызвать недоумение, но это не случайные имена, они связаны с такой особенностью мусульманского учения, как представление, что Аллах предопределяет всё и он же есть источник добра и зла: “И добро и зло от Аллаха” . “Всевышний Аллах сотворил как добро, так и зло и предустановил выпадение их на долю раба в определённый срок” . Согласно одному из хадисов, для искупления греха суеверия человеку нужно произносить: “О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра и нет зла, кроме Твоего зла...” (Ахмад, 2/220)4
В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что “он есть приносящий пользу и вред”, что иногда он “хочет добра Своему рабу, а иногда желает зла для Своего раба” ; что “Он – приносящий зло, Он - дарующий блага”. Согласно Корану, Аллах издевается над теми, кто не уверовал, и усиливает их заблуждение (2.14). Он “сбивает с пути, кого захочет, и ведет, кого хочет” (35.9). Он “замышляет хитрость” (86.16), ибо “Аллах – лучший из всех хитрецов” (47.54). “Он обманывает” (4.141).5
Это проистекает, во-первых, из упомянутого мусульманского учения о том, что Аллах есть творец не только всего существующего, но и всех действий людей, животных и духов: “мы принимаем, что слуга Божий вместе со своими деяниями, верой и знанием сотворён. Но если сам деятель сотворён, то тем более деяния его сотворены”, а во-вторых, из догмата о предопределении, о чём говорится и в Коране: “поистине, Мы каждую вещь сотворили по предопределению” (54.49), “Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах” (9.51).6
Собственно
эти возрения выражаются в учении
о предопределении Аллаха (кадар) и является
одним из шести столпов вероучения ислама.
Слово кадар («предопределение»
Причём по мнению мусульман воля Аллаха неотвратима и его безграничное могущество объединяются во всем, что произошло и чему суждено произойти, но расходятся, когда речь идет о том, чего не случилось и не случится.
Иными словами если бог желает чего-либо, то это неизбежно происходит благодаря его могуществу. Но если он не желает, чтобы что-либо случилось, то этого не происходит, так как ему не хотелось, но не потому, что он не может это. Так мусульмане приводят такую цитату: «Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» (Аль-Бакара, 253)10
При этом вера в предопределение является определяющей в системе ценностей вероучения мусульман, одной из основ веры как таковой, и человек не считается мусульманином, пока не уверует в него. В «Сахихе» Муслима приводится хадис ‘Умара бин аль-Хаттаба о том, как Джибрил спросил Мухаммеда о вере, и тот сказал: «[Ты должен] верить в Аллаха, Его ангелов, Его писания и судный день и верить в предопределение с его добром и злом». Тогда Джибрил сказал: «Ты сказал правду»11
В одном из хадисов сказано: “Аллах записал судьбы всего сотворённого за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю” (Муслим, 33.6416). Осуществилось это так: “первым, что создал Аллах, было перо. Затем Он повелел ему: Пиши! Записывай меру всего вплоть до наступления Часа… то есть, всё сущее до дня воскресения” .12
Из всех этих текстов видно, что мусульманская вера в предопределение не однозначна. В истории вера в предопределение принимала в разных течениях Ислама различные формы. Так по мнению джабритов (джабр — принуждение), Аллах принуждает все свои творения к тому результату, который был заранее им же определен.13
Другое течение кадариты считают свободу выбора очевидной. Кадариты исходили из положения, что Аллаха можно определить только справедливым. Нельзя представить, что Аллах, «предопределив людей и к злым поступкам, требовал бы от них ответственности за эти поступки. Бог, обладая качеством свободы воли, должен был и людей создать с тем же качеством».14
По сути, единобожие мусульманства и свобода выбора приводят как следствие к противоречию в явной ответственности человека за свои поступки и представления об исключительной прерогативе бога в сотворении всего сущего. Разрешение этого противоречия в мусульманских спорах растянулось на века, в ходе которых «оформилось несколько важнейших концепций. Так зародился калам — спекулятивное богословие, рационалистическая мусульманская философия».15
В начале IX века в исламе
появляется богословская школа мутазилитов.
Одним из пяти основных положений
доктрины этой школы было учение о
божественной справедливости — проблеме
предопределения и свободы
Так богословская полемика о свободной воле и божественном могуществе переросла в теорию присвоения. В дальнейшем все разработки шли в рамках этой теории. Известны три теории присвоения — Дирара, Наджжара и Шаххама, уже отошедших от мутазилитизма.18
Наиболее яркой фигурой ортодоксальной схоластики считается теолог Абу аль-Хасан аль-Ашари (ум. в 941 г). Аль-Ашари, вводя термин «присвоение» как нечто уже известное, он говорил, что «не может быть под властью бога никакого присвоения людьми того, чего бог не повелел19. Для объяснения этого Аль-Ашари редуцирует и классифицирует любые действия, любые движения. Есть воление к действию, действие внутри человека, действие человека. Если человек интуитивно чувствует совпадение своей воли с волей бога, тогда он что-то может делать. Аверроэс, упоминая ашариатскую концепцию присвоения, представляет ее следующим образом: «Человек не имеет такого присвоения и не имеет такого действия, которое влияло бы на существующие вещи»20. В силу чего он полагает, что и действие присвоения, и присвоенный объект созданы Богом. Аверроэс приводит довод против ашариатской концепции присвоения: «Эта точка зрения бессмысленна, поскольку, если и присвоение и то, что присваивается, созданы Богом, тогда человек принужден к такому своему присвоению».21
Последователи Ашари — Бакыллани и Матуриди — пересмотрели его теорию присвоения. «В каждом человеческом действии следует различать универсальное действие и его специфическую форму. Универсальное действие, движение как таковое, в действительности создано Богом, а способ выполнения этого движения, как, например, садиться, вставать, простираться ниц в молитве, не создан Богом; это присвоено могуществом человека».22 Таким образом, Бакыллани ввел в человеческое действие элемент свободы.
Объяснение, которое предлагает Бакыллани: «Бог непосредственно творит в человеке движение, но человек своим собственным могуществом определяет, какую именно форму движения следует принять».23
Определённый интерес вызывает рассмотрение темы предопределения в суфизме. Суфии безоговорочно уповали на Аллаха без какого бы то ни было участия личной воли. Они считали, что «всякому человеку уготована его земная доля задолго до того, как он появился на свет», что «бежать от этого равносильно бегству от смерти: это его неизбежно настигает», «что если кто-либо утром заботится о вечере, ему это вменится в грех»24. В суфизме формулируется понятие «безмятежной радости», «радости благоволения Аллаху». «Несчастье радует человека так же, как и счастье», «доволен был бы тот, кого Аллах водворил бы даже в ад»25.
Итак, уделив внимание истории вероучения ислама, важно отметить, что официальная позиция Ислама учит, что термин «предопределение» означает «знание и запись о том, что произойдет во веки вечные: Могучий и Великий Аллах изначально предопределил судьбу творений и все, что произойдет, Ему было известно о том, когда и как это случится, и все действительно происходит так, как это было предначертано Им».26
Ибн Хаджар дал следующее определение: «Под предопределением подразумевается, что Всевышний Аллах знал о судьбах и сроках всего сущего до сотворения этого, а потом Он создал то, что изначально знал, и все происходящее является следствием Его знания, могущества и желания».27
Ас-Сафарини писал, что «предопределение —это сотворение Всевышним Аллахом всего сущего в определенной мере, сотворение их качеств и состояний в соответствии с Его изначальным знанием и т ем, что было записано письменной тростью».28
Все перечисленные определения схожи, и из них вытекает, что предопределение включает в себя две составляющие:
1. Извечное знание Аллаха о том, что Он желает создать, и о том, какими качествами будут наделены Его творения, и все это записано в хранимой скрижали. Размеры земли и неба, способ их сотворения, и то, что между ними, и то, что находится в них, — все это в точности и со всеми подробностями записано в хранимой скрижали Его словами.29
В «Сунане» ат-Тирмизи приводится следующий рассказ Абдуллаха бин Амрабин аль-Аса: о том что Муххамед вышел к нам, и в руках у него были две книги. Он спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: «Нет, о Посланник Аллаха, если только ты не расскажешь нам!» Он показал на ту, что была в его правой руке, и сказал: «Это книга от Господа миров, и в ней имена обитателей Рая, имена их отцов и названия их племен. Под именем последнего из них подведен итог, и никого другого не впишут туда, и никого не вычеркнут оттуда». Потом он показал на книгу, которая была в его левой руке, и сказал: «Это книга от Господа миров, и в ней имена обитателей Огня, имена их отцов и названия их племен. Под именем последнего из них подведен итог, и никого другого не впишут туда, и никого не вычеркнут оттуда». Сподвижники спросили: «К чему же тогда деяния, о Посланник Аллаха, если все уже предрешено?» Он сказал: «Поступайте правильно и приближайтесь, ибо тот, кто попадет в Рай, завершит жизнь поступком, который совершают обитатели Рая, чтобы он ни совершал прежде. Тот же, кто попадет в Огонь, завершит жизнь поступком, который совершают обитатели Огня, что бы он ни совершал прежде». Потом Посланник Аллаха r развел руками, словно хотел выбросить [эти книги], и сказал: «Ваш Господь разобрался с рабами: одни попадут в Рай, а другие—в Пламень».30