Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:21, реферат
В последнее время среди молодежи все более модным становиться этнический стиль: это не только одежда, внешний вид, но и музыка, образ жизни. Многие ходят заниматься в исторические клубы, где занимаются реконструкцией быта прошлых времен. Наибольший интерес вызывают времена древних славян и соответственно скандинавов, то время, когда славяне «призвали к себе варягов».
1. Введение 3
2. Общая информация о викингах 3
3 Скандинавские саги о религии викингов 4
4. Пантеон религии викингов 6
5. Строение мира и его конец по религии скандинавов (викингов) 6
6. Отношения между людьми, проекция на реальную жизнь. Люди и боги. 8
7. Подземный мир 10
8. Символы (культ) скандинавской мифологии. 11
9. Заключение
Верховный
бог пантеона — Один, далее идут
двенадцать верховный богов, которые являються
ваннами и асами. Далее по величию:
гиганты, темные альвы (гномы) и другие
существа.
Строение мира и его конец по религии скандинавов (викингов).
Представление скандинавов о том, как начинался мир и каким будет его конец, в источниках выглядит следующим образом:
Из источников становится ясно, что после творения пространства, наступил черед сотворения времени. Время в архаических обществах измерялось по движению светил, и боги стали искать в окружающем их наполовину хаотическом мире материал для сотворения небесных тел. «Старшая» и «Младшая» Эдда по-разному трактуют происхождение светил.
По
данным «Прорицания Вёльвы»
Для мифологии смена дня и ночи — это не простое течение времени. Ночь — опасное и запретное время суток. Об этом свидетельствует и само происхождение ночи.
Земля и день также возникают из Хаоса, но этот Хаос — не мировая бездна, пустота, а Мировая Тьма, Ночь. Боги не создают дня и ночи, но упорядочивают их смену: Один дал Ночи и Дню двух коней и две колесницы и послал их на небо, чтобы они каждые сутки объезжали всю землю.
Для
мифологического сознания время
было конечно и одновременно циклично.
Поэтому неудивительно, что Один
хотел раскрыть тайну о грядущем
конце мира. К этим же тайнам подбирается
Гюльви. Он спрашивает о том, почему
дева Солнце так быстро мчится в своей
колеснице, будто спасается от самой смерти.
И действительно ее преследуют два чудовищных
волка; одного именуют Обман — и он перед
гибелью мира настигнет Солнце. Имя другого
— Ненавистник, и он в конце времен схватит
Месяц.
__________________________
Пантеон - совокупность всех божеств в какой-нибудь политеистической религии
Таким образом по мифологии можно сделать следующие выводы:
1)
Мир был сотворен благодаря
взаимодействию
2)
Имир не был просто убит
— он стал жертвой, которую,
расчленили по определенным
Смысл первой жертвы — Имира — заключался в том, что этот чудовищный великан был все же человекоподобным существом. Созданный из его тела мир был понятен людям.
3)
Первоначальный мир
А.Я.
Гуревич в «пространственную
модель» скандинавской
Основу вертикальной космической проекции составляет мировое дерево — ясень Иггдрасиль. Оно связывает землю, где живут люди (Мидгард), с небом, где (в Асгарде) находятся боги и где помещается своеобразный «рай» для павших воинов — Вальхалла, а главное — с подземным миром, где находится царство мертвых — Хель («низ» и «север» отождествляются) и разнообразные водные источники.
Вертикальная схема противопоставляет богов и людей, небесное царство мертвых для избранных (Вальхаллу) и подземные селения для простых смертных; соответственно — небесных валькирий и живущих у корней мирового древа норн — две категории богинь судьбы. В «Прорицании Вёльвы» провидица вспоминает «девять миров» (девять – условное постоянное число в скандинавской мифологии, так же как число три, которое лежит в его основе) и девять древесных основ или корней. Но одновременно перечисляются три корня, соответствующие людям, инистым великанам (хримтурсам) и Хель.
Кроме Иггдрасиля вертикальная проекция знает также радужный мост Биврёст, соединяющий землю и небо.
Итак,
пространственная модель мира в скандинавской
мифологии однотипна не только большинству
индоевропейских, но также сибирской и
другими мифологическим моделям мира,
которые структурно организованы образом
мирового дерева.
Отношения между людьми, проекция на реальную жизнь. Люди и боги.
Великаны обычно представляются в мифах как существа тупые и злобные. Но из других мифов (например, «Речи Вафтруднира»), напротив, следует, что они владеют мудростью недоступной богам; это и неудивительно: ведь они древнее богов. И самое главное: нигде в эддических текстах не сказано, чтобы великаны — обитатели Йотунхейма — причинили существенный урон богам. Если это и стихия, что укрощенная стихия, если великанский «восток» — окраина, то все же не самая отдаленная окраина.
И добавляет, что гибель богов и всего устроенного ими мира придет не от великанов, а от неких чудовищ — Фенрира — Волка, Мирового змея — Йормундганда, Сурта … — самые свирепые чудовища порождены Локки, т.е. тем, что был своим среди асов или, как сказано в «Младшей Эдде», к ним «причислялся».
Такое представление мифологической «картины мира» во многом проецируется на реальную жизнь людей того времени.
Не секрет, что земля в скандинавском обществе не являлась объектом неограниченных отчуждений и иных имущественных сделок. Семья неразрывно связана с земельным участком, который возделывала. Именно в усадьбе земледельца заключена модель вселенной. Мир людей Мидгард (Midgardr), окружен враждебным людям миром чудовищ и великанов — это Утгард (Utgardr) . Контраст Мидгарда и Утгарда охватывает основные правоотношения: индивидуальное и коллективное землевладение, но и коренные представления о космосе: мир человеческий — это усадьба, крестьянский двор, копирующий более возвышенный Асгард. Далее со всех сторон обступает неизведанный, темный мир страхов и опасностей .
Таким образом, это сравнение наводит на мысль, что великаны построили Асгард по образу и подобию усадьбы земных, простых смертных людей. («Речи Гримнира»).
Более того, жизнь богов в ней, во многом схожа с повседневной жизнью людей. Например, асы представлены в мифах как возглавляемая Одином патриархальная родовая община, в которой важные вопросы решаются на тинге — народном собрании у скандинавов. Очень часто боги проводят время на пирах с ритуальным распитием священного напитка. Как реальные люди совершают военные походы (легендарные походы Тора), а также занимаются ремеслом (например, кузнечным и др.) и земледелием.
Как и земные люди, боги тоже приносят жертвоприношения. Один любопытный и загадочный момент: убийство Бальдра, сына Одина, считается как ритуальное жертвоприношение, которое и приводит к распрям и последней битве богов — Рагнаррёк.
На ясене Иггдрасиль живут те же животные, которых они встречают в своих родных лесах: орел, ястреб, белка, олень, змеи. Боги, как и люди, плетут сети и ловят рыбу. Питаются тем же, чем и люди. Обмениваются дарами: Браги предлагает Локки в дар меч, коня и гривны, т.е. то, что обычно дарят мужчине-воину. Отмечается широкое гостеприимство богов.
Можно сделать вывод, что боги как и люди подвержены страстям, также любят и бахвалятся своими любовными похождениями, испытывают страх, , но не теряют свою честь и достоинство. Отмечается достойное поведение перед смертью.
Валькирии помимо военного дела занимались домашним хозяйством: пряли, ткали лен и т.д.
Интересно, что одна половина дружины принадлежала жене конунга, а вторая — самому конунгу.
Даже происхождение мира приравнивается к жизни.
Путешествуя с севера на юг, люди наблюдали изменения климата. Они не могли не заметить такие явления природы как роса, иней, а также почитали стихию огня, живительную силу воды. Думается, что не случайно корова Аудумла выкормила Имира, т.к. именно молоком женщины вскармливают детей.
Таким образом, связь людей и богов неоспорима. Не только боги могли воздействовать на жизнь людей, но и люди на жизнь богов. Например, считается, что перед смертью, обязательно надо остричь ногти, т.к. Нагльфар, сделан из ногтей мертвецов (он сыграет большую роль в решающей битве богов Рагнаррёк); еще люди, когда шьют себе обувь, обязаны бросать под ноги обрезки ткани, оставшиеся от выкройки носка или пятки, т.к. Видар в битве Рагнаррек «становится ногою Волку на нижнюю челюсть и разрывает ему пасть. На той ноге у него башмак, веки вечные собирался он по куску».
Снорри трактует богов как реальных людей, пришедших некогда в Скандинавию из Трои, — даже для Снорри связь богов с людьми очевидна. «Перебранка Локки» — также часть культа: что это, насмешка, пародия на языческих богов или доказательство, что боги тоже виновны в нарушении ими же установленных правил и что Рагнаррёк будет отнюдь не случайным событием. А то, что боги стоят превыше всех моральных ограничений, доказывает их силу и могущество.
О неразрывной связи людей и богов еще говорит то, что общий образ мира, каким он выступает в сознании скандинава языческой эпохи — это круг земной под куполом неба. Образ «круглящейся земли» встречается у Снорри и в «Младшей Эдде», и в сагах о норвежских королях, которые получили общее название по первым словам «Саги об Инглингах».
Люди в считаются венцами духовного творения, существующими в единении с богами через природу. Единение с природой и через нее — с богами считается способом стереть грань между реальным и сверхъестественным миром.
В изучаемой религии отсутствует идея первородного греха и спасения. Идея абсолютного греха также отрицается, приверженцы это вероучения считают, что добро и зло не являются неизменными и однообразными. Тем не менее, верования древних скандинавов уважительно относится к другим вероисповеданиям. Мировоззрение их не предполагает национальной и прочей вражды.
Женщины у викингов пользовались определённым статусом. В те времена это было совершенно не мыслимым в большинстве стран мира. Степень свободы, которой женщины пользовались в семейной жизни, была довольно большой. Право на развод принадлежало женщинам. Жена могла развестись, когда ей вздумается. Мало того: если брак кончался разводом, муж должен был вернуть жене полученное приданое. По закону, женщины могли владеть землёй и часто в одиночку обрабатывали её, в то время как мужья отправлялись выменивать свою продукцию на нужные товары, а иногда им самим приходилось отплывать за моря - торговать или даже воевать. Рунные камни повествуют если уж не о вечной любви женщин к своим мужьям, то, по крайней мере, об их практической сметке. «Во век не прибудет в Хассмюру лучшая хозяйка, способная держать в руках всю ферму» - сказал вдовец некоей Одиндисы из Вестманланда (Швеция), посвящая ей такую эпитафию.
Из
всего сказанного можно сделать вывод,
что человек видит во вселенной те же качества,
какими обладает он сам. Находя в мире
собственное продолжение, он вместе с
тем и в себе обнаруживает вселенную. Они
как бы взаимно вливаются друг в друга.
Неудивительно, что по представлениям
скандинавов мир произошел из тела убитого
великана, а устройство мира во многом
отражало окружающую среду и повседневную
действительность скандинавского общества.