Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 01:25, реферат
Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством. Но торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян, ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. Поначалу христианские церкви были маленькими очагами в море язычества. Лишь позднее, при поддержке государственной власти церковь стала укореняться в народной среде, городах и селах, не смотря на то, что основная часть населения Руси оказывала активное или пассивное сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в многовековой процесс
Введение
Христианство в Древней Руси существовало
еще задолго до придания ему статуса официальной
религии, но оно было слабо распространенным
и, конечно, не могло конкурировать с язычеством.
Но торговые отношения с Грецией облегчали
для Руси знакомство с христианской верой.
Варяжские купцы и дружинники, раньше
и чаще славян, ходившие в Царьград, прежде
славян стали там обращаться в христианство
и приносили на Русь новое учение, передавая
его славянам. Поначалу христианские церкви
были маленькими очагами в море язычества.
Лишь позднее, при поддержке государственной
власти церковь стала укореняться в народной
среде, городах и селах, не смотря на то,
что основная часть населения Руси оказывала
активное или пассивное сопротивление
новой религии. Именно всеобщее неприятие
ее в условиях пусть даже ограниченного
народовластия сорвало планы киевской
знати и превратило введение христианства
в многовековой процесс. В большинстве
открыто восставших против христианства
городов выступила поместная светская
и прежняя духовная знать.
Язычество прошло сложный многовековой
путь от архаических, примитивных верований
древнего человека до государственной
княжеской религии Киевской Руси к IX веку.
К этому времени язычество обогатилось
сложными обрядами (можно выделить обряд
погребения, в котором сконцентрировались
многие представления язычников о мире),
чёткой иерархией божеств (создание пантеона)
и имело огромное влияние на культуру
и быт древних славян.
Христианская вера сформировала новую,
но не до конца освободившуюся от влияния
язычества, картину мира древнерусского
человека. В центре ее находились представления
об отношениях Бога и человека. В русскую
культуру органично вошло представление
о любви как о силе, доминирующей в жизни
людей и в их отношениях с Богом и -
между собою. Важнейшая для христианской
веры идея личного спасения ориентировала
человека на самосовершенствование и
способствовала развитию индивидуальной
творческой деятельности. Однако, содействуя
развитию культуры, грамотности, церковь
одновременно всеми силами подавляла
культуру, основанную на языческих традициях
и обрядах. Преследовались веселые праздники,
коляды и масленицы, как бесовские, карались
скоморошество, игра на народных инструментах.
Но язычество так до конца и не сдалось.
Русь стала страной где осуществилось
необычайное и довольно прочное сочетание
христианских догматов, правил, традиций
и старых языческих представлений. Возникло
так называемое двоеверие. Христиане молились
в церквях, клали поклоны перед домашними
иконами, но одновременно справляли старые
языческие праздники.
Народное сознание упорно вплетало старые
языческие поверья в свой быт, приспосабливая
христианскую обрядность к провеянным
веками явлениям природы, которые так
внимательно и точно определялись язычеством.
Двоеверие стало удивительной отличительной
чертой истории русского и других христианских
народов, населявших Россию.
Язычество
Язычество - это религиозная форма
освоения человеком мира. Религиозные
взгляды древних славян отражали
мировоззрение наших предков. Они
развивались, усложнялись, не отличаясь
значительно от аналогичного развития
религий других народов. Человек
жил в мифологической картине
мира. В центре ее находилась природа,
к которой приспосабливался коллектив.
1.1. Этапы развития языческой
религии
На первом этапе обожествлялись силы природы.
Вся она населялась множеством духов,
которых надо было умилостивить, что бы
они не вредили человеку, помогали в трудовой
деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле,
довольно развиты были водяные культы.
Почитались бог солнца - Даждьбог, бог
ветров и бурь - Стрибог. Кроме них, славяне
поклонялись также Велесу, богу скота
и богатства, Хорсу, связанному с солнечным
культом. Бог Ярило нес ответственность
за прорастание хлебных злаков, Купало
отвечал за созревание плодов, Суд ведал
человеческими судьбами, Чур охранял межи
между полями и всяческие границы. Помимо
персонажей высшей мифологии (богов и
богинь) славяне населяли также свой мир
и менее значительными существами: русалками
(духами природы, первоначально жившими
повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только
в воде), лешими, водяными, домовыми, овинниками,
банниками и другими мелкими божками и
духами.
На втором этапе в русско-славянском язычестве
развивается и держится дольше других
видов верований культ предков. По мнению
Б.А. Рыбакова, на первый план выдвинулся
бог Род. Славяне почитали Рода - творца
Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия,
и верили в -
потусторонний мир.1 Смерть воспринимали
не как исчезновение, а как переход в подземный
мир. Они сжигали трупы или предавали их
земле. В первом случае предполагалось,
что после смерти жить остается душа, в
другом допускалось, что они продолжают
жить, но в ином мире. Душа после сожжения
сохраняла связи с материальным миром,
принимая иной образ, вселяясь в новое
тело. Славяне считали, что предки продолжали
и после смерти жить с ними, постоянно
находясь рядом. «Свои» покойники всячески
помогали родичам, «чужие» вредили. «Отсюда
суеверный страх, овладевавший русским
человеком на перекрестках: здесь, на нейтральной
почве, родич чувствовал себя на чужбине,..,вне
сферы помощи своих охранительных гуров» 2
На третьем этапе развития языческой религии,
по мнению многих ученых, культ Рода распался
на множество более мелких культов, из
которых, в конце концов, самым важным
стал культ «Бога богов». Это уже существо
небесное, глава иерархии богов. В VI веке
повелителем Вселенной признавали бога
- громовержца Перуна, покровителя князя
и его дружины, бога войны и сражений, мечущего
молнии в своих противников3. Не
смотря на это, славяне все же почитали
и других богов, что подтверждает политеистичность
религии. Но стоит так же прислушаться
к мнению Б.А Рыбакова: на Руси «идея монотеизма
в его патриархальной мужской форме возникла
до христианства, совершенно независимо
от него и, по всей вероятности, задолго
до него». 4 В доказательство обычно
приводится текст Прокопия Кесарийского,
относящегося к 6 в.: «Они (анты и славины)
считают, что только один бог, творец молний,
является владыкой над всеми, и ему приносят
в жертву -
быков и совершают другие священные обряды».5 Остается
только вопрос о том, к какому богу относится
это высказывание — Роду или Перуну.
Особую роль здесь сыграло жреческое сословие
древней Руси. Общим названием жрецов
было "волхвы" или "волшебники".
В составе всего жреческого сословия было
много различных разрядов. Известны "волхвы-облакопрогонители",
те, которые должны были предсказывать
и своими магическими действиями создавать
необходимую людям погоду. Были волхвы-целители,
лечившие людей средствами народной медицины,
"волхвы-хранильники", руководившие
сложным делом изготовления разного рода
амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальных
символических композиций. Творчество
этой категории волхвов могут изучать
как археологи по многочисленным древним
украшениям, служившим одновременно и
оберегами, так и этнографы по пережиточным
сюжетам вышивки с богиней Макошью, богинями
весны, едущими на конях "с золотой сохой"
и многочисленными символическими узорами.
Интереснейший разряд волхвов составляли
"волхвы-кощунники", сказители "кощюн"
- мифов, хранители древних преданий и
эпических сказаний. Кроме волхвов-ведунов,
существовали и женщины-колдуньи, ведьмы
(от "ведать" — знать), чаровницы,
"потворы".
Князь Владимир, находясь на вершине процесса
создания единой русской государственности,
задумал придать языческой религии общественно
значимый государственный характер. С
этой целью в 980 году он установил единый
пантеон, обязательный для почитания всеми
его подданными. В этот пантеон вошли:
Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл
и Мокошь. «Из политических расчетов свой
собственный дружинно-рюриковский Перун
должен был быть обставлен богами -
подчиненных Игоревичами племен и новгородцев».6 Однако
реформа не удовлетворила князя, строившего
единое государство. Несколько лет спустя
он решился на принятие христианской религии,
активно распространяемой самым могущественным
государством того времени - Византийской
империей.
Влияние язычества на культуру
и быт Восточных славян
Культура Руси с самого начала находилась
под влиянием различных культурных
направлений, стилей, традиций. Русь не
просто слепо копировала чужие влияния
и безоглядно заимствовала их, а
применяла к своим культурным
традициям, к своему дошедшему из
глубины веков народному опыту,
пониманию окружающего мира.
Язычникам были известны многие виды искусств.
Они занимались живописью, скульптурой,
музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную
роль в изучении культуры и быта играют
археологические исследования.
Раскопки на территориях древних городов
показывают всё разнообразие быта в городской
жизни. Множество найденных кладов и вскрытые
могильники донесли до нас предметы домашней
утвари и ювелирные украшения. Обилие
женских украшений в найденных кладах,
сделало доступным изучение ремёсел. На
диадемах, серьгах древние ювелиры отразили
свои представления о мире, с помощью витиеватого
растительного орнамента они могли рассказать
о смене времён года, о жизни языческих
богов и других событиях. Неведомые звери,
русалки, грифоны занимали воображение
тогдашних художников.
Большое значение язычники придавали
одежде. Она несла не только функциональную
нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда
-
украшалась изображениями берегинь, рожаницами,
символами солнца, земли и отражала многояростность
мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось
с головным убором, земле соответствовала
обувь и т. д.
Многочисленные праздники, коляды, игрища,
святки скрашивали быт древнего славянина.
Нашим предкам казалось, что весна может
пройти мимо их селений, если ее не пригласить,
не зазвать, поэтому они отмечали комоедицы
- праздник пробуждения медведя, знаменовавший
пробуждение природы. Всю весну люди пели
песни в честь Лады, Лели, Ярилы. 7Имеются
описания и русских русалий. Так, в XIX в.
в Пензенской губернии парни после Троицы
рядились козлами, свиньями, лошадьми,
надевали маски и под музыку, звон сковородок,
печных заслонок плясали и скакали, переходя
из села в село. Иногда обряд встречи русалок
проходил на ржаном поле. Всю эту неделю
мужики «русальничали», т. е. пили и гуляли
на все лады.8
Таким образом, язычество формировалось
на протяжении нескольских веков для того,
чтобы помочь древнему человеку противостоять
неизвестной и враждебной стихии, делая
мир ближе и понятнее. Именно эта природность
русского язычества, то, что оно только
еще начало приобретать социальную окраску,
глубина проникновения в хозяйственную
и семейно-бытовую сферы жизни, гармоничное
соответствие психологии русского человека
обеспечили его удивительную прочность.
Ни о каком упадке язычества на Руси в
10 в. и речи быть не может. Очевидно, что
принятие христианства было продиктовано
какими-то чрезвычайно важными причинами,
но искать их надо не внутри язычества,
а вовне.
Принятие христианства
Для раннефеодального государства
язычество было непрогрессивной
формой религии, поэтому князь Владимир
принял ряд мер для установления
соответствия между религией и политическим
строем. Владимир провел две религиозные
реформы: реформирование язычества
и обращение к христианству. Первая
реформа, однако, оказалась недостаточной,
поскольку для раннефеодального
государства, каким было тогда Киевское,
требовалось уже утверждение
монотеистической религии, лучше всего
освящавшей власть великого князя. Таких
религий в Киеве знали три:
христианство, ислам, иудаизм. Так же
важно было решить вопрос, какое
христианство принять - западное или
восточное.
2.1. Причины принятия христианства
На сегодня современные историки называют
три основные причины этого события.
Первыми двумя причинами принятия христианства
в виде государственной религии были усиление
роли государства, возвышение его над
народом, что вступало в непримиримое
противоречие с общинными языческими
представлениями древних славян, и несовместимость
установившегося государственного единства
разнородных языческих культов отдельных
восточнославянских племен, а также неславянских
народов. Это противоречие необходимо
было преодолеть: единому государству
должен был соответствовать и единый религиозный
культ.
Следуя хронике Повести Временных Лет,
приблизительно к 80-м годам 10 в. на территории
Восточной Европы складывается огромный
«союз» племен под руководством Киева.
И «отвлечение от факта -
многоэтичности складывающегося государства
недопустимо».9 Вторая половина 9
и практически весь 10 в. буквально кипят
межплеменными конфликтами. Все более
усиливающиеся поляне стремились подчинить
соседние племена. Последние же всячески
старались сохранить свою независимость.
Надо отметить, что этому способствовала
и сама племенная структура, которая в
какой-то мере напоминала устройство греческих
городов-государств: во главе племени
стоял центральный город (Киев, Новгород,
Полоцк и т.д.) и соответственно городское
вече; рангом ниже, если можно так выразиться,
— вече более мелких городков; еще ниже
— вечевая организация территориальных
союзно-христианских общин.10 Но подобный
«союз» был довольно нестабилен. Племена
покорялись полянами (фактически это означает
— облагались данью), обретали независимость,
некоторое время сохраняли суверенитет
и вновь покорялись. Стремление к выходу
из «союза» под руководством Киева было
постоянным. «Киевская знать и поляне
в целом использовали эту новую политическую
организацию как средство для получения
даней, как источник рабов и военных отрядов,
необходимых Киеву для устройства завоевательных
походов, обогащавших полянскую общину.
Эксплуататорская сущность этой организации
вполне очевидна». 11
Однако к концу 10 в. процесс распада усилился
настолько, что жестокие карательные меры,
как, например, расправа Ольги над древлянами,
уже не приносили желаемых результатов.
Дело в том, что отдельные племена, являющиеся
соответственно частями союза, не были
статичны. Внутри них происходили важные
социальные сдвиги, -
характеризующие начавшиеся процессы
разложения родовых коллективов (основным
показателем служит здесь появление холопства
— рабства соплеменников).12 Таким
образом, князь Владимир Святославич оказался
в сложнейшем положении. Киевская верхушка
всеми силами стремилась сохранить свою
власть над «союзом». Действуя по-прежнему
мечом, Владимир, видимо, решился объединить
государство еще и идеологически.
Третей причиной было то, что языческая
Русь не могла входить, как полноценный
член ни в какие международные союзы и
была обречена на политическую изоляцию,
прежде всего в Европе, где не хотели заключать
династических браков, а также торговать
с язычниками. Здесь уже затрагивались
экономические вопросы жизни государства,
вопросы дальнейшего развития и сохранения
Руси как единого и могучего, способного
защитить себя государства.
Православие было известно на Руси давно,
что было обусловлено довольно тесными
русско-византийскими связями, политическими,
экономическими, в его руках был водный
путь "из варяг в греки", а к моменту
крещения еще и родственными (Владимир
женился на сестре византийского императора).
В христианизации молодой, но могучей
державы Руси была прямо заинтересована
Византийская империя, считавшая, что
каждый народ, принявший христианскую
веру из рук императора и константинопольского
патриарха, уже тем самым становился вассалом
православной империи. Большую роль
сыграло и то обстоятельство, что к 988 г.
Киевская Русь оказалась перед серьезной
внешнеполитической угрозой: набеги печенегов
становились все чаще и разрушительней.
Понятно, что в таких условиях дружеские
отношения с Византийской империей были
чрезвычайно желанны. С другой стороны,
сила и значимость российского государства
возросли настолько, что -
принятие православия уже не грозило поставить
Россию в положение вассала. Вассальная
зависимость распространилась только
на сферу деятельности церкви.
Поэтому обращение к православию имело
сложную политическую ситуацию на Руси
в 10 в. Новая религия должна была спаять
разваливающееся государство, придать
ему некоторую стабильность в отношениях
с другими странами.
Крещение Руси
В разгар войны с Вардой Фокой Владимир
напал на Корсунь и овладел им, угрожая
Царьграду. Императоры соглашаются отдать
Анну за князя при условии предварительного
крещения Владимира. Князь Владимир крестился,
и дружина также крестилась с ним в Корсуне.
Возвратившись в Киев в сопровождении
корсунских и греческих священников, Владимир,
прежде всего, предложил креститься своим
двенадцати сыновьям.Вслед за ними крестились
многие бояре. Между тем, Владимир приступил
к истреблению идолов, и главный из них
идол Перун был привязан к конскому хвосту,
с поруганием совлечен с горы и брошен
в Днепр. За низвержением идолов последовало
оглашение народа евангельской проповедью.
Христианские священники собирали народ
и наставляли его в святой вере. Наконец,
святой Владимир объявил в Киеве, чтобы
все жители, богатые и убогие, явились
в определенный день на реку для принятия
крещения.
В назначенный день 988 г. жители Киева собрались
на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир
с христианскими священниками. Все киевляне
вошли в реку, кто по шею, кто по грудь;
взрослые держали на руках младенцев;
священники на берегу читали молитвы,
а святой Владимир, объятый восторгом,
молился Богу и поручал Ему себя и свой
народ.
-
Принятие новой веры видимо было массовым
и добровольным. Полянская верхушка осознавала
необходимость этого шага, способствовала
спаянию шаткого государства и сохранению
их привилегированного положения в союзе
племен. Что же касается простого люда,
то и он имел свои выгоды от киево-полянского
правления. Хотя нельзя отрицать тот факт,
что многие, наблюдая ниспровержение Перуна
и «казнь» над ним, роптали и плакали.
В трудах многих отечественных историков
(Татищева, Соловьева и др.) содержится
мысль о насильственном крещении народа.
Основана она на свидетельствах ранних
богословских произведений. В источниках
сохранились упоминания о жестоком сопротивлении
многих городов крещению (Муром, Ростов,
Ярославль). Хрестоматийным является пример
Новгорода. Туда, как и во время проведения
языческой реформы, был отправлен Добрыня,
сопровождал его епископ Иоаким. Новгородцы
собрали вече и решили не пускать киевских
миссионеров в город, «не дати идолы опровергнути».
В итоге, крещение Новгорода вылилось
в массовое вооруженное столкновение.
Таким образом, не смотря на ненасильственные
методы, утверждение христианской религии
повлекло множество восстаний под руководством,
чаще всего, волхвов, не довольных своим
новым положением. Тем не менее, формальная
христианизация Руси продолжалась и лишь
к началу XX века почти все народности нашей
страны, придерживавшиеся дохристианских
языческих верований, были обращены в
русское православие. Конечно, неверно
было бы утверждать, что духовенство оставалось
пассивным. Оно боролось с язычеством,
но относилось к нему все-таки достаточно
терпимо.13
Христианство