Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 01:25, реферат
Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством. Но торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян, ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. Поначалу христианские церкви были маленькими очагами в море язычества. Лишь позднее, при поддержке государственной власти церковь стала укореняться в народной среде, городах и селах, не смотря на то, что основная часть населения Руси оказывала активное или пассивное сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в многовековой процесс
Важным нововведением
Динамика пронизала
Заключение
Крещение Руси князем Владимиром в 988 г.
– крупнейшее событие в истории Российского
государства, как по своим непосредственным
результатам, так и по последствиям, ближайшим
и отдалённым.
Это событие имело большое значение для
укрепления княжеской власти. Созрели
необходимые предпосылки: налаживались
торговые пути с востоком, протесты против
жертвоприношения, развитие государства
движется к феодализму. После тщательного
знакомства с крупнейшими монотеистическими
религиями Владимир решил остановить
свой выбор на православии.
Язычество не выделяло человека из природы.
Из его вечного круговращения, он был неразделим
с миром. С принятием христианства культура
осознает себя и своё место в мире.
Введение христианства по своему влиянию
на сознание человека того времени представляло
собой подлинную революцию, принесшую
с собой совершенно новые ценности, новые
формы жизни, разрушившую прочно укоренившиеся
древние стереотипы. Крещение, в корне
меняя всю сферу мыслительной деятельности,
вступало в конфликт с предшествующим
религиозным миропониманием. Язычество
оказывало сопротивление и продолжало
жить в народных низах. Так, в летописях
описываются «бесовские» языческие игрища,
народные восстания под предводительством
волхвов. Больших успехов христианская
церковь добилась тогда, когда стала использовать
старые праздники и обряды, наполняя их
новым содержанием. Происходил «какой-то
перенос древних поверий в новые формы,
т.е. известного рода тематическое творчество».17 Но
полной победы над язычеством христианство
на Руси так и не одержало. Первоначально
оно существовало параллельно с христианством,
-
затем стало заметно синтезироваться
с ним и в конце концов языческая обрядовая
сторона была почти полностью впитана
православием.18Постепенно сложилось
так называемое двоеверие – компромиссное
равновесие языческих и христианских
элементов.
При двоеверии поклонение языческим божествам
сочеталось со строительством христианских
храмов и утверждением нового религиозного
сознания. В виде различных народных обрядов
и игр остатки славянской мифологии сохранились
вплоть до 11 века, когда они были исследованы
и осмыслены этнографами. Следы сюжетов
древнеславянской мифологии сохраняют
также былины, волшебные сказки, загадки,
узоры на традиционных народных вышивках,
резьба по дереву и многие другие проявления
народного творчества. Конечно, проводимая
христианизация с уничтожением древних
языческих святилищ встречали подчас
яростное сопротивление народа и жречества.
Однако, в силу того, что первые русские
христианские священники проявляли лояльность
к ассимиляции языческих традиций к православным.
Всё это привело к созданию самобытной
православной традиции. И в результате,
христианство содействовало общему развитию
культуры, созданию памятников письменности,
искусства и архитектурного зодчества
Древней Руси.
Подобно всем мировым религиям, христианство
на национальной почве приобретало новые
черты, непосредственно связанные с особенностями
национального характера. Русское православие
способствовало формированию человека
нового типа. Этот человек стремился не
к преобразованию внешнего мира, а к его
одухотворению. Древнее понятие правды,
переосмысленное с позиций православия,
получило статус божественного идеала
духовного совершенства от -
социальной справедливости. Повседневная
жизнь, очень далёкая от идеала и противопоставляемая
ему, мало интересовала православную церковь.
Большое значение придавалось совести,
христианской морали. В самом выдающемся
литературном и философском произведении
Древней Руси «Слове о законе и благодати»
митрополита Иллариона благодать, обращённая
к душе человека, ставится выше закона,
обращённого только к внешней стороне
жизни человека, т.е. правовое сознание
не выделялось из морального сознания.
Православие стало духовной основой Руси.
Сложилось единство языка и власти, без
которого впоследствии было бы невозможно
становление единого государства.