Агитационная публичная речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Искусство выступления - искусство совершенно особого рода. Для современного человека это не более чем средство для достижения жизненного успеха, некий набор приемов, овладев которыми можно добиваться от людей желаемых действий. Совершенно иначе смотрели на него древние греки, в чьих полисах впервые появились великие риторы.

Содержание

Введение 3
1. Ораторская речь 3
2. Доводы агитационной речи 4
2.1 Логические доводы 4
- Способы доказывания 5
- Ошибки в суждениях 12
- Заключительные замечания 15
2.2 Психологические доводы 15
- Разновидности желаний 16
- Правила применения психологических доводов 18
3. План агитационной речи 19
Заключение 21
Литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

Ораторское искусство, контрольная2.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

в) Предвосхищение основания:

Предвосхищение основания заключается в неправильном допущении, что положение, еще подлежащее доказыванию, уже вне спора. Такое допущение состоит из предвзятых утверждений.

Риторические вопросы, уже заключающие в себе ответ,— тоже форма предвосхищения основания. Они могут выражаться в дилеммах, дающих неравный выбор:

Например: Мы стоим перед вопросом: «Должны ли мы держаться за полный опасностей индустриальный строй или вернуться к здоровому и прочному сельскохозяйственному обществу?»

г) Двусмысленные и неопределенные термины:

Особенно легко сделать ошибку, заключающуюся в применении двусмысленных и неопределенных терминов, так как многие понятия меняют свое значение в зависимости от контекста, например американизм, правосудие, счастье, свобода и религиозность. Кто любит спорить о религии, может на протяжении одного обсуждения придать этому слову разные значения, применяя его то к посещению церкви, то к вере в бога, то к «правильному поведению» (само по себе не простое понятие, уводящее еще дальше от вопроса).

Серьезный случай применения двусмысленных и неопределенных терминов в дедуктивном рассуждении — отход от общепринятого понимания термина к особому или наоборот. Единственный надежный способ избежать двусмысленных и неопределенных терминов состоит в точном определении, которое имеет в виду установить объем понятия: круг лиц, к которым оно имеет отношение, элементы времени (то есть нужно что-нибудь сделать сейчас или позже, сразу или постепенно?) и исключения, если таковые имеются. Затем в свете этих определений и оценок проверяется и самый довод4.

д) Неправильное наделение качествами:

Ошибка здесь в том, что целому приписывают качество одной из его частей. Это опасность для всех видов суждений, поскольку всякое логическое суждение и заключается в установлении отношения частных явлений к роду, элементами которого они являются.

Всякое поспешное обобщение ведет к неправильному наделению всего рода явлений качествами, которые отмечены в одном и более частных случаях.

Убедительность примеров, приводимых в речи, часто вызывает опасную склонность пользоваться скороспелыми обобщениями. При любой возможности примеры следует сопровождать наиболее исчерпывающими доказательствами общего порядка. Статистика — целесообразное дополнение к примерам. Неправильные выводы от части к целому возможны при неправильной конверсии, то есть при обращении субъекта в предикат и предиката в субъект. Эта ошибка совершается, если сначала представляется, что форма городского управления с участием приглашенного со стороны администратора целесообразна, а затем происходит переход к утверждению, что целесообразная форма городского управления заключается именно в приглашении администрации со стороны. Ведь не показано, что все другие формы нецелесообразны. Подобная неправильная дедукция имеет место при неправильной обверсии, то есть при алогическом изменении положения из утвердительного в отрицательное.

е) Иррациональные доводы:

Наиболее распространенные виды иррациональных доводов:

а) обращение к предрассудкам;

б) призыв к жалости и симпатиям;

в) обращение к традициям, авторитетам, к чувству почтения;

г) обращение к лицам, а не к существу вопроса.

Чистосердечный рассказ о человеческих страданиях, если о них именно идет речь в дискуссии, не будет уловкой только потому, что он вызывает у слушателя чувство сострадания. Но попытки адвоката вызвать у присяжных чувство жалости к жене человека, обвиняемого в убийстве, будет иррациональным доводом, поскольку ее страдания не имеют никакого отношения к вопросу о виновности подсудимого.

Но ошибки любого вида не обязательно ведут к неправильным заключениям. В действительности одно из наиболее распространенных заблуждений состоит именно в предположении, что если пути, ведущие к заключению, неправильны, то порочно и само заключение.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Логику нельзя рассматривать как предмет, имеющий академическое значение и не связанный с остальными элементами построения речи. Люди рассуждают не в пустом пространстве. Таким образом, необходимо применять эти методы на каждой стадии подготовки к речи. Подбирая материал, оратор должен применять логические методы проверки своих суждений при решении вопроса, чем воспользоваться и что отвергнуть. При составлении конспекта необходимо проверять, соответствуют ли тезисы и подтезисы нормам логического мышления, опирающегося на надлежащие фактические данные. Развивая речь и пользуясь вспомогательным материалом (определениями, примерами, статистическими данными и т. д.), оратор обязан прибегать к приемам логической проверки, насколько он имеет отношение к существу речи и достаточен ли он. Нужно помнить, что логические доводы вместе с вспомогательными данными составляют доказательственную основу речи, и поэтому все, что  вы говорите в агитационной речи, должно пройти логическую проверку'. В конце концов, знание возможных ошибок в логических доводах поможет вскрывать и опровергать их в аргументах, направленных против ваших предложений.

2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДОВОДЫ

Естественно, что слушатели приходят уже с собственными установками. С того момента, как перед ними появляется оратор, все, что он делает и говорит, взвешивается именно на этих весах. Оратор должен строить и развивать свою речь так, чтобы она пробуждала интересы, идущие навстречу поставленной им цели. Он должен также или оставить в состоянии покоя, или преодолеть те желания, которые стали бы препятствием к формированию убеждения или к готовности действовать.

 

 

РАЗНОВИДНОСТИ  ЖЕЛАНИЙ

Психологи распределяют основные желания и влечения по нескольким главным группам, объединяющим стремления к самосохранению, к продолжению рода, к утверждению своей личности и различные чувства. Фактически в той или иной ситуации мотивом убеждений и действий может оказаться одно или несколько из желаний, испытываемых людьми в повседневной жизни. Мотив может иметь своим источником два или более основных стремления, например стремление к утверждению своей личности, к продолжению рода и какое-либо чувство. Тем не менее перечень мотивов, составленный для применения в агитационных речах, окажется небесполезным. Каждый из этих мотивов имеет, разумеется, свою противоположность. Желание поступать честно, например, можно возбудить, вызвав отвращение к бесчестному поведению. Стремление к физическому благополучию возникает в результате изображения страданий, обусловленных слабым здоровьем.

а) Физическое благополучие:

Некоторые целевые установки речи направлены непосредственно к инстинкту самосохранения. Всякий раз, когда возникает угроза для жизни или безопасности, это самая сильная мотивировка. Вызвать ощущение опасности — значит, используя отрицательную форму, пробудить стремление к благополучию. Прием вполне целесообразный, так как человек начинает ценить вещь, когда рискует ее потерять. Но почти всегда следует негативный призыв подкрепить позитивным.

Стремление к физическому благополучию включает желание не только безопасности, но также свободы и деятельности. С ними связаны мотивы  физического порядка—стремление к удобству, комфорту и ко всему, что соответствует привычкам. Недоступное становится  экзотическим.  Когда  мы обнаруживаем,  что  данный  товар  является  дефицитным или может быть недоступен, один из наших первых выводов — он должен  быть  желанным,  соблазнительным.  Иначе  почему  он  так  редко  встречается?  Мы  склонны  пользоваться  простым  правилом,  или  эвристикой:  если  нечто  редко  или недоступно,  то  оно  должно быть ценным5.

б) Экономические интересы:

Цель многих речей — вызвать желание вернуть затраченные средства с прибылью, стремление накопить и увеличить собственность и другие материальные блага или укрепить профессиональные гарантии. Защита предложения, связанного с денежными затратами, должна, если это соответствует действительности, включать один-другой довод, свидетельствующий о том, что издержки себя оправдают и даже с лихвой, в денежном или ином возмещении. Если предложение имеет только экономическое значение, возмещение издержек должно выразиться в материальных благах.

в) Общественные интересы:

Общественные интересы включают стремления, возникающие благодаря общению человека с другими людьми, например стремления к благополучию своей семьи (не вполне общественный интерес), к хорошей репутации, к престижу, к завоеванию авторитета или власти в той или другой социальной группе. Почти в каждой агитационной речи встречается в той или другой форме обращение к общественным интересам. Причина отчасти в том, что публика, слушающая доклад, уже находится в общественно-обязывающей ситуации. Люди особенно восприимчивы к реакции окружающих и подпадают под влияние «массовой психологии». Удалось оратору заручиться благосклонным вниманием некоторых из слушателей — начнет оказывать    свое   распространяющееся    влияние психическая заразительность. В массе человек склонен скорее поддержать предложение, ведь как цинично заметил один из великих пропагандистов своего времени И.Геббельс: «толпа всегда намного более глупа и внушаема, чем средний индивид, из которых состоит эта толпа…», а также «худший враг любой пропаганды - интеллектуализм »6.

г) Развлечение:

Это, пожалуй, не только инстинкт игры. Тяга к развлечению — сложное сочетание чувства соревнования, ощущения конфликта, стремления к свободе, потребности в отдыхе, игры воображения, шутливого настроения. Лучший, способ приохотить к чтению книг, заставить принять участие в общественной жизни школы и общины, убедить пойти в армию или даже склонить людей баллотироваться в законодательный орган заключается в обращении именно к вышеописанным чертам человеческой психики.

д) Чувство собственного достоинства:

Слова «ни один уважающий себя человек не...» или «никто не захочет стать виновником того...» еще не дадут желанного отклика. Им нужно еще проделать долгий путь к поставленной цели. Публика не любит открытой лести. Ей больше по душе, когда только подразумеваются ее сметливость, здравый смысл (который она считает недюжинным), практический подход, проницательность. Люди постараются ответить на вызов готовностью показать из чувства соревнования, что они не хуже других. Равным образом какой-нибудь намек словом или делом,   что публика    бестолкова,    безусловно отвратит ее раз и навсегда не только от произнесшего эти слова, но и от того, чего добивались от нее. Если ожидается разумная реакция, то необходимо продемонстрировать убежденность в том, что слушатель способен на такую реакцию.

е) Истина и право:

«Ни один человек, совершая любой поступок, не думает в тот момент, что творит неправое дело». Как бы слаб или зол человек ни был, он старается оправдать свои действия в собственных глазах. Если он может оправдать приятный для себя образ действий, он возьмет его за основу поведения, если нет — он примет более строгий образ действий. Задача оратора там, где истина и право представляются неприятными, — затруднить порочное оправдание зла.

Когда нет других противоположных интересов, слушатели с большой охотой поддержат то, что было предложено им как истина и справедливость. Но даже если бы на пути были противоположные интересы, стремление к правде и справедливости может оказаться сильнее. Великодушие, сострадание к слабым, чувство долга и другие благородные побуждения, вызванные к жизни во всей их мощи, обладают способностью так же неодолимо влиять на людей, как и личный интерес. Стоит только по-настоящему пробудить чувство справедливости каким-нибудь примером физического или нравственного насилия или примером гонения невинных людей, жестокого обращения с животными, как слушатели будут настаивать на действиях, направленных к подавлению зла. Многие славные имена — напоминание нам, что люди даже отдают жизнь за то, что они считают правым делом.

Обыкновенно жертвы, которые требуются от слушателей, невелики: отдать голос, уделить немного времени и усилий, оказать «моральную поддержку». Всякий раз, когда граница между добром и злом резко очерчена, знающий свое дело оратор прямолинейным и искренним призывом к лучшим душевным порывам слушателей добьется горячей поддержки.

 

ПРАВИЛА  ПРИМЕНЕНИЯ   ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ДОВОДОВ

а) Сочетать мотивацию с другими элементами речи.

Психологические доводы, как их представляет себе оратор, не существуют в изолированном виде. Они обычно находятся в связи с логическими рассуждениями, доказательствами и неразрыно вплетаются в основную структуру речи.

б) Мотивировка должна соответствовать аудитории и обстановке.

Мотивировка должна быть рассчитана на живых людей, а люди — существа далеко не совершенные. Люди не настолько дисциплинированны, чтобы реагировать только на отвлеченные доводы.

в) Развивать мотивировку при помощи конкретных примеров и повторений

г) Остерегаться пошлых или явно бьющих на чувство призывов

С мыслью об эмоциональном призыве обычно связывается представление о таких затасканных фразах:

Наш священный долг, как граждан... Ответим же на властный зов чувства долга... Мы должны следовать заветам  тех,   кто   отдает свою жизнь за.7..

 

3.ПЛАН АГИТАЦИОННОЙ РЕЧИ

А. Введение.

Существует три способа, которые часто совместимы в начале речи:

1) вызвать у  слушателей благожелательное внимание  к ее содержанию,

2) создать примирительное  настроение, если они против вашего  предложения,

3) пробудить в  них стремление идти навстречу  желаниям докладчика (или страх  и отвращение к тому, против  чего он возражает).

Информация о работе Агитационная публичная речь