Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:58, доклад
Вопрос о хронологии современного русского литературного языка приобрел
сейчас особенную остроту. Языковеды-русисты и преподаватели в средней школе
обычно опираются на понимание современности от эпохи Пушкина до наших дней.
Однако существенные изменения и в составе лексики, и в нормах
словоупотребления вызывают необходимость пересмотра такой хронологизации.
сложное и многоаспектное, отражающее и общественно-эстетические взгляды на
слово, и внутренние, независимые от вкуса и желания говорящих
закономерности языковой системы в ее непрерывном развитии и
совершенствовании.
Заслуживает
внимания принцип
основного критерия языковой нормы. Собственно говоря, такой подход к языку
далеко не нов и обозначился еще у философов-материалистов XVIII—XIX вв.
Например, Д.И. Писарев так понимал «красоту языка»: «По нашим теперешним
понятиям красота языка заключается единственно в его ясности и
выразительности, то есть исключительно в тех качествах, которые ускоряют и
облегчают переход мысли из головы писателя в голову читателя» («Реалисты»).
Принцип целесообразности выводит понятие «норма» из узкой сферы системных
соотношений внутри языка или исканий расплывчатых художественных идеалов в
области практической речевой деятельности и соотношения языка и мышления,
языка и действительности. Такой подход к норме представляется весьма
заманчивым, так как высшая цель совершенствования языка (и его норм) — это,
действительно, сделать язык наиболее удобным, наиболее эффективным
средством общения между людьми.
Таким образом, норма литературного языка — сложное, диалектически
противоречивое и динамическое явление. Оно слагается из многих существенных
признаков, ни один из которых не может быть признан решающим и
самодовлеющим при всех обстоятельствах. Норма — это не только социально
одобряемое правило, но и правило, объективированное реальной речевой
практикой, правило, отражающее закономерности языковой системы и
подтверждаемое словоупотреблениям авторитетных писателей.
Признание нормативности (правильности) языкового факта опирается
обычно на непременное наличие трех основных признаков: 1) регулярную
употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения;
2) соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного
языка (с учетом ее исторической перестройки); 3) общественное одобрение
регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом
случае обычно выпадает на долю писателей, ученых, образованной части
общества).
Информация о работе Изменения норм литературного языка от Пушкина до наших дней