Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:02, контрольная работа
Мы много и часто спорим: с родными дома, с коллегами на работе, с продавцами в магазине... По телевизору нам показывают споры в Государственной думе, дискуссии между представителями разных политических партий. Заказчики спорят с подрядчиками, истцы с ответчиками, адвокаты с прокурорами. Во многих ситуациях спор выявляет разнообразие точек зрения, дает новую конструктивную информацию, помогает в поисках альтернативного варианта. Спор дает возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями других и тем самым удовлетворить потребности в уважении и самоутверждении.
Введение 3 стр.
Глава 1. Спор 4 стр.
Глава 2. Логико-психологические основы спора 8 стр.
Глава 3. Общие требования к спору 11 стр.
Заключение 14 стр.
Список использованных источников и литературы 16 стр.
· Спор наедине, при котором присутствуете только вы и ваш оппонент. Такой спор имеет свои особенности: наедине можно сказать собеседнику такое, чего не скажешь при людях; наедине гораздо легче признать свою ошибку и правоту собеседника. И как трудно порой бывает сделать это при свидетелях! Наедине легче думать, можно сделать паузу, попросив оппонента подождать, можно изредка отвлечься от спора и поговорить о чем-то постороннем. Легко спорить, когда вас только двое!
· Публичный спор. Опытный полемист умеет использовать аудиторию для психологического давления на оппонента. Публичный спор чрезвычайно труден, к нему нужно быть готовым не только логически, но и психологически.
· Спор для слушателей. Когда симпатии аудитории для спорящих оказываются важнее, нежели убеждение оппонента, спор становится средством воздействия на слушателей: оппонент вас уже не интересует, вы стремитесь убедить аудиторию. Это весьма специфическая разновидность спора: спор ведется не ради победы над оппонентом, не ради выяснения истины или достижения согласия, а ради привлечения публики на свою сторону. По сути дела, спор здесь используется как средство пропаганды собственных воззрений и внушения их публике.
При ведении публичного спора
полезно иметь в виду следующее.
Во-первых, публика, как правило, не
очень внимательно слушает то,
что говорят. Обыкновенный человек
редко способен внимательно слушать
чьи-то рассуждения более 5--7 минут,
затем он утомляется, внимание его
рассеивается, и он выхватывает из
речей лишь отдельные фразы. Поэтому
длинные рассуждения в
Глава 2. Логико-психологические основы спора
Логический скелет любого
спора - доказательство и опровержение. Доказательство
тезиса, доводов (аргументов)
и способа доказывания (демонстрация). Доказывать озн
Тезис - мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Тезис всегда должен быть истинным, иначе никаким доказательствам не удастся его обосновать. При выдвижении тезиса руководствуются тремя правилами: 1) тезис должен быть четко сформулирован; 2) тезис должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства; 3) тезис не должен содержать в себе логического противоречия.
Доводы (аргументы) - это различные формы доказательности истинности тезиса. В качестве доводов различают факт и мнение.
Факт - это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как их оценивают и используют в своих целях.
Мнение - это суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что либо. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными, на них влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое.
Различают доводы слабые и сильные. Довод, против которого легко найти возражения, трудно опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод. Конечно, применение доводов во многом определяется теми целями, которые ставит перед собой спорящий.
Подбирая те или иные доводы,
участник спора должен позаботиться
о том, чтобы они воздействовали
не только на разум слушателей, но и
на их чувства. Психологи доказали,
что на процесс убеждения сильное
влияние оказывает
Чтобы аргументация была надежной и убедительной, необходимо в процессе доказательства следовать ряду правил: 1) аргументы должны быть истинными (ложными доводами нельзя доказать ни одного тезиса, даже если сам тезис и истинен); 2) они должны быть достаточными для данного тезиса; 3) их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.
Итак, спор выстраивается его участниками с обязательным взаимным учетом тезиса, аргументов и демонстрации. Различают два вида доказательств: прямое и косвенное.
1. При прямом доказательстве
тезис обосновывается
А) выявление источника информации;
Б) изобличение сомнительных авторитетов;
В) апелляция к фактам;
Г) контрастное сопоставление, ведущее к противопоставлению мнений;
Д) приведение контраргументов.
Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения - антитезиса. Из ложности антитезиса выводится заключение об истинности тезиса.
Такой способ косвенного доказательства
античные логики называли апогогическим,
что в переводе с древнегреческого
означает отход или отклонение от
непосредственного разбора
Разделительно-категорическое
доказательство основывается на разделительно-категорической
демонстрации аргументов. Такой вид
доказательства предполагает одновременное
использование прямого и
Специфической разновидностью доказательства является опровержение.
Опровержение - есть доказательство неистинности, ложности тезиса или аргумента. Иными словами, опровержение - это как бы доказательство с обратной целью. В структуре спора опровержение противостоит доказательству и связано с ним. Доказательство первого участника спора превращается в опровержение доказательства второго участника спора и наоборот. Поскольку опровержение - это разновидность доказательства, для него действительны все логические правила доказательства. Нарушение любого из них ставит под угрозу успех опровержения.
Различают три основных способа опровержения. Первый способ относится к опровержению аргументов, служащих основой рассуждения. Второй способ опровержения связан с анализом необходимой логической связи между аргументами и тезисом, которые служат соответственно посылками и заключением дедуктивного вывода. Третий способ относится к опровержению самого тезиса. В принципе такое опровержение может быть применено к любому утверждению.
Убедительность -- психологическое понятие, в основе которого вера в правдивость излагаемого, связанная с определенными эмоциями слушателя.
Убеждать - это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий.
Если представить механизм
убеждения в соответствии с современными
психофизиологическими
Одной из форм убеждения является такой вид воздействия на участников спора, как внушение. Стремясь внушить определенную мысль, участник спора апеллирует прежде всего к чувствам, эмоциям, традициям. Определенной силой внушения обладают яркие впечатляющие факты, цитаты, иллюстрации, а также авторитет оратора.
Практика полемических выступлений
показывает, что в споре возникают
самые разные ситуации. Участнику
спора нередко приходится переубеждать
своего оппонента, так как у того
обычно имеется достаточно твердое
мнение по обсуждаемому вопросу. Однако
сделать это удается далеко не
всегда. Спорящий логически правильно
доказывает выдвинутый тезис, но это
не убеждает оппонентов, так как
доказательство сложно для них и
ими практически не воспринимается.
Напротив, убеждают иногда рассуждения,
основанные не на доказательстве, а
на предрассудках, на неосведомленности
людей в различных вопросах, вере
в авторитеты и т.д. Большое влияние
оказывают красноречие
§ 1 Психологические уловки
Психологические уловки разнообразны по своей сущности, многие основаны на хорошем знании особенностей психологии людей, слабостей человеческой натуры. В них проявляется грубое, неуважительное отношение к оппоненту. В частности к ним относят:
1) выведение противника из равновесия. Полемист использует грубые выходки, оскорбления, явно несправедливые, издевательские обвинения и т. п. Если противник «вскипел» - дело выиграно, потому что он потерял шанс на успех в споре;
2) ставка на ложный стыд. Психологически люди часто хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, боятся «уронить себя» в глазах окружающих. Вот на этом-то желании выглядеть чуть лучше и играют некоторые опытные полемисты. Например, приводя недоказанный или даже ложный вывод, противник сопровождает его фразами: «Неужели вы до сих пор не знаете?»; «Общеизвестным является факт» и т. п. Так он делает ставку на ложный стыд. Если человек не признается, что это ему неизвестно, он «на крючке» у противника и вынужден соглашаться с его аргументами;
3) «подмазывание аргумента» - это тоже уловка, основанная на самолюбии. Слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом противнику. Например: «Вы как человек умный не станете отрицать»; «Всем хорошо известна ваша честность и принципиальность, поэтому вы…». Иногда противнику тонко дают понять, что к нему лично относятся с особым уважением, высоко ценят его ум, признают его достоинства;
4) внушение. Человек, говорящий с апломбом, внушительным голосом, психологически давит на присутствующих. В подобной ситуации требуется внутренняя собранность, выдержка, деловой тон, умение перевести разговор от общих фраз к рассмотрению существа дела;
5) кроме соответствующего
тона, есть много и других
6) нередко в спорах в
качестве аргументов
7) «двойная бухгалтерия» - это уловка, основанная на склонности людей к двойственности оценок.
Психологические правила ведения спора:
1) Не допускать, чтобы спор превращался в перебранку.
2) Максимально щадить самолюбие
оппонента, давая ему
3) При невозможности возразить логическим доводам оппонента не пытаться сбивать его с толку повторением фраз "не понимаю", "опять не понимаю".
4)Не использовать прием
"гипноз апломба" - демонстрировать
абсолютную психологическую и
интеллектуальную
5) Прятаться за ширму
"ссылка на авторитеты" без
полной уверенности в их
6) Не играть на чувстве
болезненной боязни оппонента
уронить себя в глазах
7) Не допускать тезисов в сопровождении слов "всякому умному человеку это известно…", "вы, как более-менее образованный человек, должны знать, что…".
8) Не бояться усомниться в правоте собственной точки зрения.
9) Для лучшего понимания оппонента хотя бы временно встать на его точку зрения, проанализировать проблему и способы ее решения с его стороны (принцип сочувствия).
10) Споря, избегать монолога и поучений, постоянно отвечая самому себе на вопросы "с кем я спорю?", "ради чего я спорю?".
11) Задавать вопросы своему
оппоненту таким образом,
12) Избегать слов "лично я убежден", "как считает большинство".
13) При необходимости разбить
обсуждаемую проблему на "подпроблемы",
ряд обязательно
14) Зачинщик спора всегда менее компетентен и образован.
15) Лучший способ борьбы с отчаянным спорщиком - дать ему выговориться.
16)Аргументированное
17)В процессе спора
§ 2 Логические уловки
Логические уловки иначе называют софизмами. Это намеренные ошибки в доказательстве. Следует помнить, что софизм и ошибка различаются только тем, что софизм - намерен, а ошибка - не намеренна. Поэтому сколько есть логических ошибок, столько и софизмов.
Увод разговора в сторону. Бывают ситуации, когда участники обсуждения спорной проблемы затрудняются подобрать необходимые аргументы. Чтобы уйти от поражения, сделать его не столь заметным, они всячески уводят разговор в сторону, отвлекают внимание оппонентов второстепенными вопросами, рассказами на отвлеченные темы. Перевод спора на противоречия между словом и делом. Уйти от предмета обсуждения, оставить в стороне выдвинутый тезис можно и с помощью такой уловки - перевести спор на противоречия между словом и делом, взглядами противника и его поступками, образом жизни. Показав несоответствие выдвинутого тезиса действиям оппонента, ставят противника в неловкое положение, сводят фактически спор на нет.