История развития культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 01:20, реферат

Краткое описание

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития речи.docx

— 70.29 Кб (Скачать файл)

3. Элокуция (лат. elocutio), облекает «идеи» в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и подразделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению, украшенному слогу то есть преимущественно теории риторических фигур.

Оценивая состояние риторики в средние века, нужно сказать, что она страдает тем же главным пороком, что и античная. Ее рецепты не дают закономерного эффекта на практике. "Добросовестные ученики" по-прежнему спрашивают: почему успех достигается только очень талантливым или очень хитрым оратором (они могли бы обойтись и без риторики!), в то время как обыкновенные честные люди (даже с ее помощью) не могут увлечь за собой своих слушателей. Однако в эту эпоху авторитет риторики еще высок: жизнь не предъявляет к ней особенно больших требований, ибо на смену античному миру, знавшему по преимуществу конфронтационное, судебное и парламентское красноречие, не связанное с противостоянием коммуникативных установок, а носящее преимущественно коммуникативный или информационный характер, риторика все больше растворяется в искусстве произносить проповеди - гомилетике, и, естественно, ее авторитет поддерживается мощным авторитетом церкви.

 

Иоанн Златоуст (347-407 гг.)

Одним из крупнейших ранневизантийских писателей был Иоанн Златоуст, подобно многим своим современникам органически соединивший в себе античного ритора и христианского богослова.

Златоуст родился и вырос в сирийском городе Антиохия, крупном культурном центре Восточной Римской империи, где скрещивались традиции самых разных народов. Мать Златоуста Анфуса была просвещённейшей женщиной эпохи, она дала сыну прекрасное домашнее образование. Риторике Иоанн обучался в школе известного оратора Ливания (314 — около 393). Недолгое время Златоуст пробыл адвокатом, что позволило ему в подробностях изучить нравы и обычаи антиохийского света, в который он стал вхож по роду деятельности.

По возвращении в Антиохию Иоанн в 381 г. принимает сан диакона и начинает выступать с проповедями, собирая обширную аудиторию. В 398 г. Златоуста назначают архиепископом Константинополя.

Его обличительные проповеди и призыв к скромному образу жизни вызвали ненависть двора и состоятельных граждан. Резкость, нетерпимость, воинственность — важные черты характера Златоуста, прекрасно чувствующиеся в напряжённом языке его речей тоже сыграли свою роль. Иоанн высказывал отрицательное отношение и к широко тогда распространённому рабству, которое считал плодом насилия, войн и греха.

По пути в последнюю ссылку Иоанн умирает. Среди византийских ценителей красноречия Иоанн Златоуст прославился как мастер слова, а в Православной церкви необычайно велик его авторитет как святителя и толкователя Священного Писания. Через 100 лет после кончины этот церковный писатель получил прозвание Златоуст (по-гречески Хрисостом). В риторических школах оно присваивалось лишь тем, кто в совершенстве овладел всеми тонкостями построения и словесной отделки речей, равно как и искусством их произнесения.

 

Беда Достопочтенный (673-735 гг.)

Он родился поблизости от монастыря Уэармут, в семилетнем возрасте был отдан туда на воспитание, переведен в соседний монастырь Джэрроу вскоре после его основания в 691 г. и там принял монашество. Около 692 г. рукоположен в диаконы, в 703 г. — в священники. Известно, что он посещал монастырь в Линдисфарне и, возможно, путешествовал до самого Йорка. Однако, по его собственным словам, всю жизнь он провел в Джэерроу. Он писал: "Отдав все время своей жизни этому монастырю, я всецело предался изучению Священного писания и, соблюдая монашеское правило и ежедневные службы в храме, всегда находил отраду в том, чтобы учиться самому, учить других и писать".

Беда как писатель и историк имеет, пожалуй, немало прототипов и последователей, но не имеет аналога в западноевропейской культуре. Фигура Бэды и по сей день возвышается над многими его предшественниками и учениками, привлекая своим неповторимым своеобразием.

Беде принадлежит около сорока работ, которые в совокупности составляют нечто вроде энциклопедии. Двадцать пять из них содержат библейские комментарии, охватывающие большинство книг Ветхого и Нового заветов, а также апокрифы. Остальные включают жития святых и мучеников.

Бэда скончался накануне праздника Вознесения Господня, когда была отслужена вечерня. Есть свидетельства, что еще не так давно в Англии существовал его культ. Неподалеку от места его рождения в Манктоне находится почитавшийся чудотворным "колодец Бэды", куда вплоть до конца XVIII в. местные жители приносили на исцеление больных детей.

Последний титул, закрепившийся за Бэдой вскоре после его смерти, принято переводить как Достопочтенный (Baeda Venerabilis), но он может иметь и другой перевод, который, на наш взгляд, естественнее звучит по-русски, — Преподобный.

Фома Аквинский ( 1225-1274)

Родиной Фомы была Италия. Родился в конце 1225г. в замке Роколлека, близ Аквино, в королевстве Неаполитанском.

В 1244 г. Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев. Совершив пострижение в монахи он несколько месяцев пребывает в монастыре в Неаполе. Учился в Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию.

В 1252 г. он поехал в Парижский университет, чтобы читать лекции и получить звание профессора, которого добился в возрасте 30 лет. В 1259 г вернулся в Италию и преподавал в различных школах, а в 1269 г возвратился в Париж, но спустя четыре года оказался от преподавания вследствие ухудшения здоровья. Он умер в 1274 г. в Цистерцианском монастыре, не оправившись от сердечного приступа, случившегося в то время, когда он направлялся в Лион.

После смерти ему был присвоен титул "ангельский доктор". В 1323г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых, а в 1567г. признан пятым "учителем церкви".

Его труды легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В ней на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становится не убеждение, а внушение. Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», дискуссии по теологическим и философским проблемам «Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы», а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения. «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающееся комментариями.

Филипп Меланхтон ( 1497-1560 гг.)

Филипп Шварцэрдт (по-гречески Меланхтон) родился 16 февраля 1497 года в городе Бреттене (ныне земля Баден-Вюртемберг). Его отец был оружейником и кузнецом. Мать происходила из зажиточной купеческой семьи Ройтер. Филипп получил хорошее образование, очень рано проявилась его одаренность. Филипп посещал латинскую школу в Пфорцхейме, где изучал также греческий. С 15 марта 1509 года он получит от известного и влиятельного гуманиста Рейхлина имя Меланхтон (буквально - "черная земля", так переводится с немецкого фамилия Шварцэрдт).

Необычайно рано, с двенадцати с половиной лет Меланхтон посещает университет Гейдельберга. В 17 лет он сдает экзамен на звание магистра на философском факультете Тюбингена. Вслед за этим он преподает в университете и издает свои первые труды.

В 1518 году Меланхтон произнес в университете в Виттенберге свою вдохновенную речь "О преобразовании детского обучения".

В последующие годы он изучал под руководством Мартина Лютера богословие, а Лютер ходил на лекции Меланхтона по греческому языку. Лютер в восторге произнес: "Я благодарен моему дорогому Филиппу за то, что он учит нас греческому. Я открыто признаю, что он знает больше меня, и нисколько не стыжусь этого. Посему я высоко ценю этого молодого человека и прислушиваюсь к его словам".

19 апреля 1560 года Филипп  Меланхтон умер. На его могиле в замковой церкви Виттенберга написано на латинском языке: "Здесь покоится тело досточтимого Филиппа Меланхтона, который умер в этом городе в 1560 году 19 апреля, прожив 63 года 2 месяца и 2 дня". речие ораторский златоуст

Фосс Гергард-Иоганн (1577-1649 гг.)

Известный голландский филолог. Получил образование в Дордрехте и Лейдене.

В 1622 г. занял в Лейденском университете кафедру красноречия и истории. В 1631 г. назначен профессором истории в новоучрежденном атенее в Амстердаме. Труды Фосса по классической филологии открывают во многих областях этой науки новые пути и сохраняют свое значение и до настоящего времени.

Его трудами по риторике являются : «Риторический комментарий, или наставление ораторам» (Лейден), "Риторическое искусство" (1623).

Риторика в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения европейское общество переживает духовный кризис и стремится к обновлению. Подвергаются сомнению и переосмысливаются традиционные средневеково-церковные основы мировоззрения. Взгляд европейца снова с действием обращается к греко-римской античности. Наука, философия, политика пытаются освободиться от церковного влияния. Одним из ведущих направлений мысли становится гуманизм, который ставит в центр Вселенной уже не Бога, а человека. Культура начинает медленно подчинятся сугубо светским интересам.

Развитие законодательства, осознание личностью своих прав и необходимости их отстаивать, дало новую жизнь судебному красноречию. Традиционным было утверждение наизусть многочисленных текстов законов и комментариев, цитирования и комментирования их.

Все более значительную роль начинает играть политика, причем возникают новые концепции государственности. Идея града Божия и Церкви как его воплощения окончательно уступает в глазах многочисленной части общества идеи устройства Града Земного (недаром именно тогда складываются многочисленные утопии (Т. Мора, Т. Кампанеллы и тд.), которые рисуют идеальное бытие идеального государства. Юрист Ж. Боден (XVI в.) красноречиво обосновывает идею государства, стоящего над религиозными и классовыми противоречиями и гармонизирующего общество, обеспечивающего непрерывный прогресс. Как правило, вначале идею законности и порядка связывают с идеей монархии, королевской власти, которая стоит над духовенством, дворянством и простым народом. Укрепляется тип национального государства, который пришёл на смену огромной космополитической империи. Гоббс (конец XVI-XVII вв.) создает трактат "Левиафан", используя образ титанического существа, библейского чудовища для изображения монархического государства, в котором народ вроде вручает королю права владычества; в частности в такой стране, по протестантскому взгляду, светское право должно доминировать над Церковью, дновременно для светского правителя христианские добродетели начинают мыслиться уже будто и необязательными, а преступления - оправданными, если их делают в интересах государства, которое следует хранить любой ценой (трактат Н. Макиавелли "Князь"; XV-XVI вв.).

Постепенно не только князь, но и заурядная личность начинает презирать традиционные нормы морали; приобретает расцвет индивидуализм. Наивная вера в церковь как в институт святости выветривается, уступая все чаще лицемерию и аморализму под личиной святости, тогда же возникает тенденция к политической тоталитаризации жизни, при которой церковные нормы потеряют дух и содержание, все чаще превращаясь в орудие морального давления и охоты со стороны политиканов. Религия все чаще выступает как оболочка вполне материальных, экономических и политических интересов определенных социальных групп. Новое человеческое сообщество цементируют новые, капиталистические, меркантильные отношения, а не церковно-феодальная мораль

Эти процессы, конечно, динамизировали развитие западноевропейского общества, если не с точки зрения культуры, то с точки зрения цивилизации. Раскрепощение человеческого "я" и национальных общностей, развитие внутренних возможностей человека и общества послужили повышению научнотехнической мысли и духовного поиска. Человек Нового времени стремится полностью подчинить себе земной шар и собственную судьбу. Приобретают статус альтернативных европейскому опыту правовые системы, общественные модели и духовно-культурные жизни разных народов, в том числе и экзотическим обществ, открытых путешественниками эпохи Колумба и Магеллана. В частности до времен Просвещения философия будет идеализировать не обремененного цивилизацией "дикаря" - пока колониализм и его детище расизм не поставят на место диалога культур монолог белого колонизатора.

Но в целом западноевропейское общество, начинающие, со времен Ренессанса, - "говорливое», оно говорит и пишет очень много, а с изобретением книгопечатания Гутенбергом новые идеи все чаще приобретают характер публицистики, обсуждаются в дискуссиях и диспутах, которые до сих пор были достоянням узкой университетской аудитории.

Поэтому настоящий взлет переживает политическое красноречие, порожденное межгосударственными и внутригосударственными напряжениями и соревнованиями и стремлением личности обосновать свое право на свободную, независимую жизнь. Оно начинает дифференцироваться на многочисленные разновидности.

Интенсивно развивается дипломатическое красноречие, искусство "говорить между строк".

Возрастание роли армии в обществе, сосредоточение внимание на умении полководца повести за собой войско обусловили и большой всплеск военного красноречия, которое нередко прибегало к пышности античной традиции.

Высокого уровня неуклонно приобретает академическое красноречие, что было обусловлено ростом роли и развития науки, усилением внимания к научных дискуссий. Академическая наука определенно секуляризуеться (освобождается от влияния Церкви). Риторика приобретает особого положения в системе образования, в первую очередь высших слоев. Так, в немецких Рыцарских академиях, которые просуществовали с XVI по XVIII в., среди гуманитарных дисциплин обязательно изучали элоквенции.

Зато церковное красноречие переживает полосу лихорадочных пертурбаций. Эпоха западноевропейского Возрождения была связана с кризисом католической Церкви и гомилетики частности.

Еще ярче эта тенденция проявилась в стремлении перевести богослужения и проповедь на национальный язык (Ян Гус, Мартин Лютер и др..). В Германии задавал тон Реформации Г, Пфайфер, проповедовавший под открытым небом, подобно библейским пророкам и Христу с апостолами. Его проповеди собирали огромную аудиторию, что могло конкурировать разве что с полурелигиозной, полуполитической пропагандой Т. Мюнцера (предводителя восстания анабаптистов).

Информация о работе История развития культуры речи