Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 19:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: рассмотрение истоков стилистики, начиная от античности и заканчивая настоящим временем.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1.анализ развития античной риторики и
2.исследование особенностей развития стилистики в России.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1Становление теории языка и стиля в античности…………………....5
1.1 Происхождение стилистики……………………….…………….….5
1.2 Античная риторика……………………………………………….....6
1.3 Риторика Софистов………………..………………………….. ..…..8
1.4 Учения Аристотеля……………………………………………..…...9
1.5 Сравнение риторики древней Греции и древнего Рима……...…..12
1.6 Итоги античной риторики……………………………………...…..14
Глава 2 Влияние античной теории языка и стиля. Становление стилистики в России……………………………………………………………………...…….15
2.1 История становления стилистики в России………………...……..15
2.2 Учения Ломоносова о «Трех штилях»……………………..……...17
2.3 Виноградов и его вклад в развитие стилистики………….………19
2.4 Вклад В.О Винокура……………………………………..…………21
Заключение……………………………………………………………..………23
Первая часть книги рассказывает об общих понятиях и принципах риторики. В ней Аристотель совмещает риторику и диалектику. В этом он понимает учение о возможных логических выводах, которые похожи на правду, а не на абсолютную истину. Риторика – наука о законах мнения, в то время как логика – наука о законах знания. Принципы его риторики определяет говорящего как совокупность доводов позволяющих обнаружить доказательство при отсутствии нехватке истинности. Из этого следует, что задача его риторики состоит в поиске способа убеждения в определенном моменте, а не в убеждении. По учениям Аристотеля выделяется два приема для убеждения: технический и не технический. К нетехническому относятся: свидетели документы показания и т.д. Техническими же являются чисто риторическими способами. В связи с этим он установил 3 фактора, от которых зависит способ убеждения: характер оратора, настроение слушателей и сама речь. Из этого создается классическая триада оратор – речь – аудитория. В данной триаде, по мнению Аристотеля, все элементы связаны разносторонними отношениями. Во второй части Аристотель подробно рассматривает внутренние принципы каждого рода речей. Предметом осуждения второй части является политика во всех ее проявлениях.
Во второй книге содержится подробная разработка ораторского искусства на основе описанного в первой книге. Все аргументы во второй книге подчинены идеи взаимосвязи слагаемых ораторского искусства и определение логических, психологических и эмоциональных оснований взаимодействия оратора и публики в процессе убеждения. К психологическим основаниям автор относит нравственный облик оратора, а также страсть и его нравы. Риторика Аристотеля это риторика убеждения, так как важнейшая цель каждого оратора – добиться решения вопроса в пользу себя. Аристотель показывает нам существование общих принципов достижения этой цели, которые не зависят от рода красноречия. Вторая часть «Риторики» Аристотеля посвящена обоснованию единства этоса логоса и пафоса в высказывании оратора. Таким образом, рассматривать как обоснование необходимости единства этоса, логоса и пафоса в ораторском высказывании, где этос-отражение специфики аудитории и условий произнесения речи, логос – единство мысли и ее выражения, пафос-замысел оратора, который определяет выбор им словесных средств и методы воздействия на аудиторию. Выше сказанное означает что при взаимодействии системы этос-логос-пафос , система оратор-речь-аудитория начинает приобретать психологическую этическую и идеоречевую конкретизацию. Сказанное означает, что в категориях пафоса–логоса–этоса система функционального взаимодействия оратор – речь – аудитория приобретает психологическую, этическую и идеоречевую конкретизацию.
В третьей книге рассматриваются вопросы стиля и построения речи. Интеллектуальный характер риторической теории Аристотеля определяет отношение теоретика к проблеме стиля.
Аристотель создает теорию классического стиля. В ней важнейшим достоинством ораторского искусства он считает ясность и уместность. Ясность речи определяется выбором слов, оратор обязан использовать общеупотребительные слова которые не были заимствованы из других языков, по сколько новые слова мешают восприятию мысли. Также оратор должен использовать правильные грамматические формы и согласования, а также четкие синтаксические конструкции. Хорошей речью, по мнению Аристотеля, является та речь, которая легко читается и легко воспринимается аудиторией. Основной регулятор стиля, по мнению Аристотеля, является чувство меры. Критерий меры у Аристотеля функционально обусловлен. Итак, Аристотель создает стройную теорию того, что на языке современных эстетических понятий именуется классическим стилем.
Одним из важнейших разделов теории Аристотеля является учение о ритме прозы в периодической речи. Подводя итог, можно сказать, что риторика Аристотеля – искусство убеждения. Риторическое учение Аристотеля – явление классической эстетики, подчиняющееся принципам меры, ясности, целесообразности. Вместе с тем Аристотель вошел в историю как парадигматическая фигура всей европейской цивилизации, поскольку в его философии, во-первых, концептуализирована взаимосвязь знания, политики, языка и общества, во-вторых, продемонстрирован тот тип рационалистической ментальности, которая и сегодня характеризует западный мир.
1.5 Сравнение риторики древней Греции и древнего Рима
Издавна родиной красноречия считается Древняя Греция хотя оно существовало также и в других крупных странах того времени таких как: Египет и Индия. Красноречие было необходимо Древней Греции, так как многие вопросы решались публично. Чтобы привлечь внимание аудитории, политическим деятелям было необходимо обладать искусством красноречия. Особенно популярными в Древней Греции были судебные речи. В связи с тем, что прокуроров не существовало в то время, то обвинителем мог выступить любой человек. И поэтому обвиняемому приходилось доказывать свою невиновность только с помощью своего красноречия. Стоит отметить, что древнегреческое красноречие являлось не только огромным достижением культурной жизни, но и первостепенным показателем ее общественной - политической зрелости. Вместе с достижениями в области культуры, в особенности философии, правовых воззрений и эстетики, древнегреческая риторика проникла в другие страны.
Культура, существовавшая в Древней Греции, была творчески принята в Древнем Риме. Развитию красноречия в Риме способствовали уникальные образцы ораторского искусства греков, которое со II в. до н. э. стало предметом тщательного изучения в специальных школах.
С яркими речами выступали политические деятели, такие как братья реформаторы Гракхи, особенно Гай Гракх, который был удивительным оратором . Увлекая народные массы своим красноречием, в своих выступлениях он использовал даже театральные приемы. Особенно среди римских ораторов был широко распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.
Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. В азианском стиле развивается стремление к максимальной действенности каждой части фразы и сильным ритмическим эффектам. Для аттицизма был свойственен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в следовали: Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат “Брут”. Но такой оратор как Цицерон разработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.
Расцвет красноречия в Древнем Риме приходится на 1 век н.э., именно в тот момент особенно возрастает роль Народного собрания и судов. В этот период Рим выдвигает большую группу ярких ораторов во главе с великим Марком Тулием Цицероном.
Именно он считал Демосфена лучшим ритором Греции и считал, что современникам стоит учиться у него искусству красноречия. Почитая Демосфена, он самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи, где он, по всеобщему признанию, превзошел "учителя". Цицерон известнейший оратор, политик, писатель Древнего Рима. Его имя стало даже нарицательным. По его мнению, подлинное красноречие – это то, что дается труднее, чем, кажется. Цицерон создал ораторскую теорию, на основе своего богатого опыта показал глубокую сущность ораторского искусства
Также римские теории красноречия
развивались так же Марком Фабием Квинтилианом.
Он был великим оратором и преподавателем
риторики. Он является автором сочинения
в двенадцати книгах "Риторические
наставления". Труд Квентилиана строго
продуман и имеет системность. В этих книгах
он учел весь опыт классической риторики
и обобщил опыт преподавателя риторики
и судебного адвоката. Это была вершина
исследования ораторского искусства.
Ни до, ни после не было работ, которые
с такой тщательностью давали бы теоретический
и практический анализ красноречия. Так
же он рассказывает о воспитании будущего
оратора, занятиях в риторической школе,
рассуждает об изучении грамматики, философии,
искусства, права, анализирует образцовых
ораторов, писателей, поэтов, говорит о
системе управлений, дает рекомендации
для чтения художественных произведений
и блестящих речей. По его мнению, риторика
- наука о способности хорошо говорить
и силе убеждать. Речь оратора должна быть
ясна. Но говорить исправно и ясно, по мнению
Квинтилиана, еще не значит быть оратором.
Оратора отличают изящество и красота
речи. К красоте речи он относит живое
изображение вещей и воссоздание живых
картин, страсти, ибо подробное описание
ощутительнее, нежели простое сообщение.
Вершина ораторского искусства, по мнению
Квинтилиана,- это способность говорить
импровизированно, а для этого необходимы
знания и разнообразные навыки.
1.6 Итоги античной
риторики
Из краткого обзора развития античной риторики можно сделать следующие заключения:
1. Возникновение риторики связано в первую очередь с общественной потребностью. Основными тенденциями развития риторики соответствуют политическим и мировоззренческим процессам.
2. Ярчайшие этапы развития риторики и ораторского искусства показывают нам мысль и выражение как единое целое.
3. Исторический анализ демонстрирует, что в развитии знания о риторики существовали две тенденции. С одной стороны - создать систему функционального взаимодействия в рамках триады оратор - речь - аудитория. С другой стороны – превратить риторику в служанку политики. Способность риторики соответствовать противоположным ожиданиям пользователя обеспечена, как представляется, и диалогической сущностью языка, и сложностью, многосторонностью механизмов человеческой коммуникации. Трагедия неразрешимости и в то же время великолепие прозрений античных теоретиков риторики заключается в том, что они пытались установить все доступные регуляторы, обеспечивающие эффективность речевого взаимодействия. Не их вина, что эти механизмы не всегда были востребованы и не всегда срабатывали в реальной ораторской практике.
2.1 История становления
стилистики в России
Стилистика и понятие стиля теснейшим
образом связаны с коммуникативной точкой
зрения языка, а также с проблемой его
употребления и функционирования.
История стилистики русского языка
берет свое начало с развитием русской
риторики. История русской риторики неразрывно
связана с русской общественно-политической
историей. Время создания основных риторических
трудов совпадает со временами переломных
моментов в обществе.
В древней Руси не существовало понятие риторика, зато было понятие красноречие, которое брало свое начало на площадях старинных русских городов. На главной городской площади решали вместе вопросы войны и мира, гражданского согласия и торговли.
В Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. Произведения дидактического, наставительного характера которые было принято называть поучением, словом либо беседой. Данные произведения писались в основном для молодежи и, чаще всего можно было их услышать на разговорном древнерусском языке, однако они также содержали в себе элементы церковно-славянского языка. К таким произведениям можно отнести “Поучение Владимира Мономаха”, “Житие Сергия Радонежского” и “Житие протопопа Аввакума”. В храмах звучал церковно-славянский язык, приобщая людей не только к религии, но и к высокому стилю речи.
Один из выдающихся древнерусских ораторов - Кирилл Туровский. Он оставил богатое наследие образцов ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращённых к прихожанам. Он был просвещённым, образованным знал тонкости ораторского искусства и психологию качества именно эти факторы повлияли на его вклад в историю русского красноречия Позднее в XI в. на Руси уже были известны имена многих знаменитых церковных ораторов, таких как Иоанн Златоуст. В старославянском переводе существовало более 200 его речей. На его примере учились многие древнерусские ораторы.
Не смотря на развитость красноречия, на Руси до XVII века отсутствовали
учебники по риторике. Риторические понятия
обозначались разными терминами : витийство,
благоязычие,доброречие,
· Первый русский учебник риторики был выпущен в1620 г. В русской истории — это конец смутного времени, становление на трон династии Романовых, установление новой государственности и стиля правления. Такое время требовало реорганизации в сфере образования, и они произошли не только в Московии, но и на Украине, откуда шла ученость в московские земли. Однако образование на Украине и в России немного отличалось. На Украине из-за бурного развития школ и создания Киевской Духовной академии воцаряется латинское образование. А в среднерусских и московских землях существовала четкая направленность на изучение гуманитарных дисциплин таких как: грамматика, риторика и диалектика. До 1620 г. было создано “Сказание о седми свободных мудростях”, чьи главы о грамматике, диалектике и риторике становились соответствующими предисловиями к трем сочинениям, которые регулярно переписывались и соседствовали в рукописных сборниках: “Грамматике” Мелетия Смотрицкого, “Диалектике Иоанна Домаскина” и “Риторике” 1620 г.
Настоящий перелом в риторике
произошел только благодаря петровским
преобразованиям. Создание основных рукописных
риторик, читавшихся и переписывавшихся
на протяжении всего XVIII в., пришлось на
период конца XVII в. и начало XVIII в. Старообрядческая
Риторика описана в 5-ти книгах. Каждая
из них имеет свои задачи и содержательно-стилистические
особенности. Так, сочинение Софрония
Лихуда “О риторической силе” вместе
с богословскими толкованиями происхождения
слова при необыкновенной стилевой выразительности
охватывает все ситуации политической
и семейной речи, ясно указывая, как надо
развивать те или иные темы. Риторика Михаила
Усачева тяжеловесна в толковании отдельных
разделов, но очень оригинальна в объяснении
вопросов обучения ритора: в науке человек
сначала удивляется, а принимает учение
в свой разум. Также имели известность
и риторики Андрея Белобоцкого — прежде
всего потому, что стремились к универсальной
полноте в охвате описываемых предметов.
В “Науке проповедей” Белобоцкого были
изложены все компоненты содержания различных
тем церковной речи, а в “Краткой риторике”
объяснены основные богословские понятия,
такие как Бог, Богородица, пророки, ангелы,
святые. “Риторическая рука” Стефана
Яворского оригинальна краткостью и выразительностью
примеров. Верхом риторической окрашенности
стала Риторика Козмы Афоноиверского,
грека, изучившего славяно-российский
язык настолько, что во множестве его примеров
воплотились современные и исторические
реалии русской жизни, были выведены ясные
определения риторической терминологии.
И наконец, обучение проповеднической
речи ставила целью Риторика в 5-ти беседах,
созданная в Выголексинском старообрядческом
общежительстве — старообрядцы не только
переработали терминологию современных
им риторик, но и добавили писание собственными
идеологическими примерами.
Информация о работе История стилистических учений: античные теории языка и стиля