Кавказская лексика в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

С давних пор Кавказ привлекал к себе внимание русских поэтов. М.В. Ломоносов и М.М. Херасков, Г.Р. Державин и В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.И. Полежаев и многие другие авторы в разное время стремились отдать поэтическую дань этому прекрасному и неизведанному краю.
Воспел Кавказ и А.С. Пушкин. И не успели еще утихнуть споры, вызванные его творением, как о Кавказе заговорил другой поэт:
Я видел горные хребты, причудливые,
как мечты.
Когда в час утренней зари курилися,
как алтари.
Их выси в небе голубом…

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Влияние кавказской темы на творчество М.Ю. Лермонтова
1.1. Кавказская тема в художественном творчестве М.Ю. Лермонтова………6
Глава 2. Кавказская тематика в творчестве А.С.Пушкина
2.1. Кавказ и Пушкин………………………………………………….….……..16
2.2. А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов - два типа мировоззрения…..……………27
Заключение………………………………………………………………………30
Библиографический список……………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

кавказская лексика в тв пушкина и леомонтова.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Туман здесь одевает неба своды! И степь раскинулась лиловой пеленой... Лермонтов, описывая природу, не ограничивается лишь чувствами восторга.

Окружающий мир существует сам по себе, оторванный от человека. Лирический герой поэта — составная часть великой Вселенной, гармоничной и прекрасной, но такой равнодушной к людским страданиям и переживаниям. Три ночи я провел без сна — в тоске, В молитве, на коленях — степь и небо Мне были храмом, алтарем курган... («Отрывок») Поэта одолевает не вселенская, отвлеченная тоска, а желание найти вокруг хотя бы одну родственную душу, чтобы поделиться своими мыслями и чаяниями, но не суждено этому осуществиться: Вверху одна Горит звезда; Мой взор она Манит всегда; Мои мечты Она влечет И с высоты Меня зовет! («Звезда») Оттого в его лирике много стихотворений, описывающих звездное небо, таинственность ночей, бескрайность русских просторов.

 

 

 

Заключение

Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, душевного спокойствия. Когда мы читаем лирику Лермонтова, рассказывающую русском обществе («Как часто, пестрою толпою окружен…» , «Смерть поэта…», «Прощай, немытая Россия»), то нас не покидает ощущение метаний души человеческой, возмущения, которое читатель переживает вместе с поэтом. Кавказ же дает ощущение свободы, незыблемости мироздания… Как будто отдельно взятый человек вдохнул полной грудью воздух свободы…Особенно хорошо понимаешь это, глядя на картины лермонтова. Юг у поэта – это воплощение движения. Даже природа у него живет своей жизнью, зачастую очень похожей на людскую жизнь…

 Больше всего удивило  то, что в основе многих “южных”  лермонтовских поэм лежат легенды  Кавказа, а не только фантазия  автора. Поражает воображение легенда  о горном духе Гуда, полюбившем  земную девушку. Женщины гор – это, по моему мнению, особая ниша сюжетов Лермонтова. В какой- то мере они противопоставляются лицемерным красавицам высшего света. Они не испорчены жеманством и неискренностью. Они естественны, всегда необыкновенно красивы, преданны, это заботливые матери («Казачья колыбельная», «Не плачь, не плачь мое дитя…»), преданные невесты («Демон»), но могут быть и гордыми, и своенравными («Тамара»). Поэт старается показать лучшие стороны южного края – преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время прекрасную природу – под стать людям. Продолжая рисовать перед нашим взором романтические картины поэт не изменяет достоверности – многие местности, описанные в “Герое нашего времени” существуют на самом деле, а кавказские легенды почти не претерпевают изменений от пера творца.

Значение Кавказа для творчества Пушкина было огромно. Об этом еще при жизни поэта писал Н.В. Гоголь: "…Исполинский, покрытый вечным сном Кавказ, среди знойных долин поразил его; он, можно сказать, вызвал силу души его и разорвал последние цепи, которые еще тяготели на свободных мыслях. Его пленила вольная поэтическая жизнь дерзких горцев, их схватки, их быстрые, неотразимые набеги; и с тех пор кисть его приобрела тот широкий размах, ту быстроту и смелость, которая так дивила и поражала только что начинавшую читать Россию. Рисует ли он боевую схватку чеченца с казаком – слог его – молния; он так же блещет, как сверкающие сабли, и летит быстрее самой битвы. Он один только певец Кавказа: он влюблен в него всею душой и чувствами; он проникнут и напитан его чудными окрестностями, южным небом…".

Жизнь Пушкина и его творчество очень тесно связаны с Северным Кавказом. Великий русский поэт, по существу, первым в русской поэзии открыл кавказскую тему не по книгам и чужим рассказам, а по собственным впечатлениям от посещения этих мест.

Свежесть, яркость и поэтичность картин Кавказа в "Кавказском пленнике" и в других лирических произведениях поэта, написанных под впечатлением путешествий на Кавказ, достоверность и колоритность изображения местного быта были с большой похвалой отмечены всеми без исключения критиками. По их мнению "Кавказский пленник" "по своим местным описаниям есть совершеннейшее произведение нашей поэзии". Журнал "Сыны отечества" в 1822 году писал: "Пушкин, созерцая высоты поэтического Кавказа, поражен был поэзией природы дикой, величественной, поэзиею нравов и обыкновений народа грубого, но смелого, воинственного, красивого; и как поэт не мог пребыть в молчании, когда все говорило воображению его, душе и чувствованиям языком новым и сильным".

Обе поездки по Кавказу оставили неизгладимый след в мировоззрении Пушкина. Поэма "Кавказский пленник" представляет нам автора-романтика.

Пушкин-романтик изображает исключительные, чаще всего контрастные психологические состояния человека. В романтической лирике того периода Пушкиным нарисованы или "могучая страсть", подчиняющая все переживания и поступки человека, или душевная холодность. Например, в "Кавказском пленнике" Черкешенка – "страстная дева", полная "восторгов сердца". Ей противопоставлен хладнокровный Пленник, который погубил "страстями сердце" ее. Рисуя душевную холодность Пленника, Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской, но и западноевропейской молодёжи.

Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным, вполне отвечала его убеждению, что романтизм – это область необыкновенного. При этом Пушкин считает, что нормальные естественные страсти живут не в цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка.

Общее значение "Кавказского пленника" было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.

Кавказские впечатления породили не только лирические отклики в душе поэта. В "Путешествии в Арзрум" в путевых записках можно прочитать его раздумья об отношениях между русскими и черкесами, между "буйной вольностью" и "законами", природой и культурой.

По сравнению с первой кавказской поездкой Пушкина, мы видим, как изменилось его отношение к окружающей действительности, Все это сказывается на лирике, навеянной путешествием в Арзрум. Разница между Пушкиным 1820 года – поэтом-романтиком – и Пушкиным 1829 года – зрелым художником-реалистом – выступает особенно наглядно и выразительно.

В "Кавказском пленнике" поэт, по его собственным словам, больше "угадывал" особенности жизни и быта черкесов – и многое действительно угадал. А в "Путешествии в Арзрум" он опирается на свой личный опыт, на непосредственно увиденную им действительность, которую он воспринимал к тому же не субъективным сознанием поэта-романтика, а зорким и пытливым взором художника-реалиста и очень верно и точно воссоздавал.

"Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ..." – пишет он в путевых заметках. И это высказывание является одним из ключей к пониманию того, почему Пушкин изменил свое отношение к окружавшей его действительности. "Путешествие в Арзрум" есть не что иное, как холодные записки, в которых нет и следа поэзии" – так оценивали критики путевые заметки Пушкина.

Таким образом, настоящая работа подтверждает огромное влияние путешествий на Кавказ на творчество А.С. Пушкина, на его мировоззрение.

Этот вывод вытекает и из критических отзывов классиков российской литературной критики, и из высказываний самого поэта. Это видно и в текстах самих произведений поэта. Достоверность и реалистичность природы Кавказа, правдивость в изображении характеров и образа жизни коренного населения – горцев, их семейный и общественный быт, любовь к свободе, гостеприимство, патриархальные нравы придают произведениям Пушкина особую неповторимость и индивидуальность. Сравнительный анализ "Кавказского пленника" и Путешествия в Арзрум" позволяет сделать вывод, о том, что А.С. Пушкин прошел сложнейший духовный путь от романтизма в период первого путешествия поэта к реализму после второго посещения Кавказа в 1829 году. Эти произведения определяют одни из главных этапов творческого развития Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Басовская Е.Н. Русская литератутура: Первая половина XIX века
  2. Красовский В.Е. Литература XIX века
  3. Б.И. Турьянская, Л.Н. Гороховская "Русская литература XIX века" 
  4. Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью.
  5. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.
  6. Бушуев К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России. М., 2009
  7. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. (1826-1830). – М., 2010
  8. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 2011
  9. Блок А.А. О назначении поэта: Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина.// Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов.- М., 2011
  10. Виноградов В.Б. Пушкинская Кубань. М., 2009
  11. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине.// Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. М.2012
  12. Достоевский Ф.М. Пушкин: Очерк. Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности.// Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов.- М., 2010
  13. Клычников Ю.Ю. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов: цена прогресса на Кавказе. М., 2012
  14. Лазарев А. В семье единой: А.С. Пушкин и национальный вопрос. М., 2010
  15. Леонтьев К.Н. О всемирной любви. Речь Ф.М. Достоевского на пушкинском празднике. М., 2010
  16. Сугай Л.А. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов.- М., 2009

 

 

 


 



Информация о работе Кавказская лексика в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова